Слайд 1ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА В ХХ ВЕКЕ
Слайд 2Рубеж столетий
Сложные процессы протекали в изобразительном искусстве:
передвижничество сохраняло
свои позиции в живописи;
обозначилось тяготение к символике мифа (М.А. Врубель);
импрессионизму с его игрой цветом (К.А. Коровин);
выражению религиозно-этических настроений (М.В. Нестеров)
Слайд 3Поиски новых путей в искусстве
Значительным явлением в развитии творческой культуры
оказалось широкое культурно-эстетическое объединение «Мир искусства» (художники А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, музыкальный критик В.Ф. Нувель, публицист Д.В. Философов, театральный и художественный продюсер С.П. Дягилев). Творчество мирискусников тяготело к ретроспективности, ушедшим эпохам, особенно они увлекались стилизацией «галантного» XVIII века.
Ареной творческих экспериментов стало объединение «Голубая роза». В 1907 г. в Москве открылась выставка молодых художников – последователей художника-символиста В.Э. Борисова-Мусатова. В ней участвовали П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, А.В. Фонвизин, С.Ю. Судейкин и др.
Слайд 4Творчество К.С. Петрова-Водкина
«Купание красного коня» - это программная
картина всего его дореволюционного творчества. В ней художник приходит к созданию некой новой реальности в образе мальчика-всадника, одновременно живого и совершенно фантастического.
Слайд 5Русский авангард
Главная отличительная черта этого направления
– подчеркнутая полемичность, острое противопоставление новых традиций прежним. Эту особенность выражает само название направления: слово «avant» означает «впереди», а слово «garde» – «охрана». Для авангардизма характерно отрицание всех устоев, на которых зиждилось искусство ранее, это направление отрицает какое-либо проявление преемственности художественных традиций.
Русский авангард характеризовался сочетанием традиций русского искусства и приемов западноевропейской живописи. В России под названием «авангард» объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм.
Слайд 6Супрематизм
Программным произведением К.Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат»,
в котором художественность сведена к минимуму. В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. Идеи супрематизма так или иначе отражались в творчестве А.Экстер, Н. Удальцовой, И. Клюна, О. Розановой.
Слайд 7После октября 1917 г.
На призыв партии большевиков к
сотрудничеству первыми откликнулись художники И.И. Машков, П.В. Кузнецов и Р.Р. Фальк, скульптуры А.Т. Матвеев и С.Т. Коненков.
Одним из очагов культурной жизни стал Витебск, где в школе искусств преподавали М.З. Шагал и К.С Малевич.
Сам суровый, аскетический быт был опоэтизирован в произведениях тех художников, которые услышали в нем «музыку» будущего: натюрморты К.С. Петрова-Водкина и Д.П. Штеренберга; поступь революции на полотне Б.М. Кустодиева «Большевик».
Слайд 8Массовый отклик находило искусство плаката. Над плакатами работали В.В. Маяковский, В.Н.
Дени, В.В. Лебедев, Д.С. Моор.
В эмблему новой эпохи ревратился агитфарфор (художники С.В. Чехонин, М.М. Адамович).
Шедевры рекламного плаката в годы НЭПа создали А.М. Родченко и Эль Лисицкий.
Слайд 9Символом романтических иллюзий выглядит проект памятника III Интернационалу, созданный художником В.Е.
Татлиным. В 1920-е гг. создавали свои произведения скульпторы И.Д. Шадр, В.М. Мухина, А.С. Голубкина и др.
В 1918 г. был разработан план монументальной пропаганды. В.И. Ленин утвердил список деятелей, котрым предполагалось поставить монументы. Реализацией проекта руководил А.В. Луначарский. Над памятниками работали лучшие художники: Л.В. Шервуд – памятник А.Н. Радищеву в Петрограде и С.Т. Коненков - мемориальный рельеф «Павшим за мир и братство народов» в Москве на Красной площади.
Слайд 10Предвоенное десятилетие.
Популярными в монументальном искусстве и станковой живописи стали спорт и
Красная Армия, а также картины нового, советского быта (Ю.И. Пименов, А.А. Пластов, А.Н. Самохвалов).
Интерьеры общественных зданий расписывали художники В.А. Фаворский, Н.М. Чернышов, А.А. Дейнека и др.
Для павильона СССР на Международной выставке 1937 г. в Париже В.И. Мухина создала скульптурную группу «Рабочий и колхозница».
Слайд 111940-1960-е гг.
Резкое непрятие руководителей КПСС вызвали молодые
художники с их поиском иных путей восприятия мира, новых форм его выражения, их отходом от рамок официального искусства и метода социалистического реализма. Художники О.Я. Рабин, Д.М. Краснопевцев, В.Н. Немухин, А.Т. Зверев и др. обращались к методам абстрактного искусства, искали пути проявления собственной творческой индивидуальности.
Слайд 12Годы «коллективного руководства. 1960-1980-е гг.
В живописи и
скульптуре произошло четкое размеживание на официальное искусство и на альтернативные художественные направления. Художники, группировавшиеся вокруг Академии художеств СССР, работали в основном в реалистической манере. Уровеь развития официального искусства отражали выставки-отчеты в московском Манеже. Преобладали жанры портрета (Т.Т. Салахов), пейзажа (Т.Н. Яблонская, П.П. Оссовский), а также картины на современные темы (Б.С. Угаров, А.А. Мыльников, В.Е. Попков). Палитру художников отличала сдержанная цветовая гамма, появилась тенденция к монументализации станковой живописи.
Слайд 13Неофициальное искусство находилось на полулегальном положении. Художники показывали новые работы на
квартирах, клубах, НИИ.
Первой масштабной акцией тех лет стала выставка на московском пустыре 15 сентября 1974 г. Власти разогнали выставку с помощью бульдозеров. Многие полотна были уничтожены.
Слайд 14В скульптуре неформального направления выделились В.А. Сидур и Э.И. Неизвестный.
Представители московского
концептуализма И.И. Кабаков, В.Д. Пивоваров и др. занимались книжной иллюстрацией, проводили художественные акции.
Течение соц-арта в ироничной и гротескной форме переосмысливало традиционные для социалистического реализма сюжеты советского образа жизни. Широкую известность получили работы В.А. Комарова и А.Д. Меламида.
Слайд 15Последние десятилетия ХХ века.
Большое влияние на развитие отечественной культурной жизни оказал
постмодернизм. В нашей стране он сложился под влиянием современного западного искусства, традиций русского авангарда и неформального советского искусства времен «оттепели».
Характерными чертами постмодернизма являются фрагментарность, признание относительности любых ценностей, эклектическое сосуществование взаимоисключающих идей и концепций, ирония. Ему свойственны цитатность и повторение известных идей в новом художественном оформлении. Постмодернизм утверждает принципы всеобщей равнозначности всех явлений и сторон жизни, отсутствие иерархии ценностей, стилей и вкусов.
Слайд 16Два основных направления –
новый традиционализм и новое искусство
Традиции самобытности в русском изобразительном искусстве отстаивали И.С. Глазунов – автор исторических композиций и портретов и А.М. Шилов, создатель портретной галереи современников. В близкой к реализму манере работали скульптуры О.К. Комов, В.М. Клыков, А.И. Рукавишников и др.
К нетрадиционализму можно отнести творчество президента Академии художеств РФ З.К. Церетели.
Слайд 17Постмодернистское направление
В 1990-е гг. в галереях и выставочных
залах широкое распространение получили новые формы творчества. Среди них: инсталяции, перформансы. Искусство художников-постмодернистов рассчитано на быстрый эффект, эмоциональную, часто на грани эпатажа, зрительскую реакцию. Их художественная среда создавалась с помощью электронной музыки, света, элементов живой природы и различных предметов быта.
Слайд 18Технотронное искусство
Громко заявило о себе технотронное искусство, превращавшее
в объекты изображения новейшие технические достижения – калькулятор, компьютер, микросхему и др. сами произведения создавались с помощью современнейших технических средст, которые, в свою очередь, дали начало видеоарту, компьютерной графике и анимации. Т.о. техника выступала и как объект изображения, и как средство его создания.