Слайд 1
Методическая разработка учебной программы по разделу:
«Древняя Русь»
История России 6 класс
Составила:
Широкова О.Н.
учитель истории
МБОУ Овсянковской основной
общеобразовательной
школы
Слайд 21. Пояснительная записка
Данный раздел программы по истории России для
6 класса разработан на основе программы ? , соответствующей требованиям Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории
Слайд 3 Актуальность
В данном разделе учащиеся впервые приступают к работе с историческими
документами по истории России, что позволяет более подробно разобраться в историческом событии:
Чтение и комментирование отрывков из «Повести временных лет», Прокопия Кесарийского, «Сказания о Борисе и Глебе»,«Правды Ярослава».
Таким образом, при изучении первого раздела учащиеся получают общее представление об устройстве восточнославянского общества, знакомятся с особенностями формирования Древнерусского государства и деятельностью первых князей. Кроме этого, развивается мышление, память, целостное восприятие, умение сравнивать и анализировать
раскрыть перед учащимися большое количество исторических понятий, познакомить их с приемами работами по специальным картам. И от того, как это будет сделано, зависит успех изучения всех последующих разделов.
Слайд 42. Цели и задачи раздела
Цель: познакомить учащихся с предпосылками складывания государства
у восточных славян и рассмотреть процесс становления Древнерусского государства.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи.
Задачи:
Образовательные: дать ученикам общее представление об устройстве восточнославянского общества до образования государства, познакомить с особенностями формирования Древнерусского государства и деятельностью первых киевских князей; научить извлекать информацию из различных источников знаний.
Развивающие: развивать интерес к русской истории, развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать, умение извлекать информацию из различных источников, развивать способности осмысливать изучаемые события на основе исторических знаний. формирование умения работать в группах, развивать речь через организацию монологического, диалогического и полилогического общения на уроке.
Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, воспитание чувства патриотизма, гордости за историческое прошлое своей страны, гражданской ответственности за судьбу своего народа.
Познавательная: заинтересовать учебным материалом.
Слайд 5
3.Психолого-педагогическое обоснование
Основными принципами отбора содержания образования являются особенности развития детей среднего
школьного возраста.
Учащиеся 6- 7 классов проявляют большой интерес к истории России как новому предмету: предмет предполагает изучение исторического прошлого нашей страны
наличие разнообразной и интересной информации о исторических событиях, субъектах, явлениях, об особенностях быта и культуры наших предков.
Возникает естественная потребность все понять, объяснить. Это качество личности необходимо использовать, но не ставить особый акцент на занимательность, иначе утратится отношение к истории.
Особенности учебной деятельности детей определяются их возрастными физиологическими и психологическими особенностями.
Восприятие подростка более целенаправленно, организованно и планомерно, чем у младшего
школьника. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту.
Внимание произвольно, избирательно. Подросток может долго сосредотачиваться на интересном материале.
Запоминание в понятиях, непосредственно связанное с осмысливанием, анализом и систематизацией информации, выдвигается на первый план.
Для подросткового возраста характерна критичность мышления. Улучшается способность к абстрактному мышлению
В подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности.
Слайд 6Ожидаемые результаты освоения раздела программы
В ходе изучения первого раздела программы
учащиеся должны прийти к пониманию особенностей во внутриполитическом и внешнеполитическом развитии России ; к пониманию уникальной цельности русской культуры, роли личности в истории.
Учащиеся разовьют на конкретном историческом материале умения получать знания, сравнивать и анализировать факты и явления, обобщать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность. Произойдёт расширение их опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личности и народа в истории своей страны.
Учащиеся будут готовы применить исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников страны.
Разовьются умения организовывать «презентацию» информации, умение адекватно оценивать собственные возможности и достижения через рефликсивно- оценочную деятельность. В ходе исследовательской деятельности приобретут умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы.
Научатся мотивированно отказываться от образца и искать собственные оригинальные решения, самостоятельно выполнять ряд творческих работ, будут активно участвовать в проектной деятельности. Овладеют способами и навыками ведения дискуссии, организации совместной деятельности.
Слайд 7
Возрастные особенности шестиклассников
Слайд 84. Ожидаемые результаты
В ходе изучения курса у учащихся должны сформироваться следующие
умения и навыки:
умение в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации, давать развернутые ответы на вопросы;
умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
умение спорить и отстаивать свои взгляды;
умение под руководством учителя и с его помощью анализировать исторический источник;
умение оперировать историческими датами;
умение оперировать историческими терминами и понятиями;
умение читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.
умение организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату.
Слайд 95. Используемые образовательные технологии, методы, формы организации деятельности учащихся
Объяснительно-иллюстративный
(Сообщаю готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания)
Репродуктивный
( Использую для применения знаний и умений по образцу. Это задание с использованием типовых планов, инструкций.)
Метод проблемного изложения
( Использую для показа образца доказательного решения проблемы. Формирую проблему и вместе с обучающимися решаем ее через научное рассуждение.
Частично – поисковый
( Использую для приобщения школьников к творческой деятельности с помощью проблемных или творческих заданий, способ решения которых ученикам заранее не известен.)
Исследовательский
(Школьники не только решают проблему, но и определяют пути поиска знаний. Это ведет к развитию творчества, мышления, формирует интерес к предмету, помогает овладеть методами научного познания.)
Контроля и самоконтроля
(индивидуальный опрос, устная проверка знаний, контрольные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль, контроль выполнения практических работ)
При организации обучения особое место отводится новым педагогическим технологиям
Слайд 10Новые педагогические технологии обучения:
компьютерные технологии и метод проектов;
технология критического мышления;
технология
игрового обучения;
технология проблемного обучения
технология здоровье сберегающего обучения
технология личностно- ориентированного обучения
технология групповой деятельности
Применение информационных компьютерных технологий на уроках истории не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей обучающихся:
Повышает мотивацию обучающихся к учению;
Активизирует познавательную деятельность;
Развивает мышление и творческие способности ребенка;
Формирует активную жизненную позицию в современном обществе
Слайд 116.Система знаний
Общенаучные знания (формирование всесторонне развитой личности учащегося школы, обладающего исторической
культурой через познание истории России, является целью исторического образования).
Естественно- научные знания ( история России формировалась в потоке многогранного процесса развития человеческого общества, как часть всемирной истории и культуры человеческой цивилизации в целом)
Фундаментальные знания (чем глубже исторический кругозор обучающихся, тем больше у него возможностей к полному и глубокому познанию окружающей действительности через общее мировоззрение и общую культуру).
Знания профильного характера (изучение курса истории на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал истории как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы исторических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области).
Слайд 12Система деятельности
Познавательная деятельность (при организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и
мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я использую нетрадиционные подходы в преподавании истории: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков).
Преобразующая деятельность (современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности
Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться. При работе над проектами у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации).
Общеучебная деятельность (общеучебные компетенции нельзя свести только к знанию способа действия или приема, нужно конструирование собственной деятельности ученика. Ученик должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это означает, что ученик способен самостоятельно выполнять известный тип задания в новых условиях, на новом учебном материале
Самоорганизующая деятельность:
способы самостоятельной постановки целей, техника планирования, виды деятельности, самоанализ, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, осознание своего предложения. Для определения результативности работы учащегося на уроке используются личные оценочные листы.
Слайд 137.Тематическое планирование раздела
Слайд 14
8.Разработка урока«Владимир Святославич. Принятие христианства на Руси»
Тип урока: урок изучения
нового материала, с использованием технологии развития критического мышления, элементов игровой технологии, ИКТ.
Цель урока: познакомить учащихся с деятельностью князя Владимира Святославича; сформировать представление о значимости принятия Русью христианства для дальнейшего развития государства.
Образовательные задачи:
- составить исторический портрет князя Владимира;
- выяснить причины, ход и значение крещения Руси;
- развивать навыки работы с историческим источником, картой, текстом учебника.
Воспитательные задачи:
- формировать чувство взаимопомощи при работе в группах;
-способствовать воспитанию уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.
- воспитывать толерантное отношение к религии и религиозным воззрениям;
Развивающие задачи:
- развивать в ходе урока историческое мышление учащихся.
- на основе рассмотрения причин, а также итогов крещения Руси, развивать у учащихся умение выделять главное и проводить причинно-следственные связи;
- способствовать формированию умения работать с текстом учебника и картой; совершенствовать технику и культуру речи.
Слайд 15Предметные УУД:
продолжить работу по формированию умений и навыков работы с
текстом учебника, письменных исторических источников; на основе смыслового чтения, анализа, систематизации фактов сформировать представление о причинах, ходе и значении принятия христианства на Руси; уметь находить в тексте ответ на поставленные вопросы; соотносить событие с исторической личностью; развивать историческое мышление.
Оборудование:
Компьютер и проектор.
Презентация «Князь Владимир и крещение Руси».
Учебник «История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина
Исторические документы.
Карта
Слайд 16План урока:
Организационный момент (3 мин)
Проверка домашнего задания (5-7 мин)
Изложение нового материала
(15-20 мин)
Закрепление изученного материала (7 мин)
Подведение итогов урока (4 мин)
Организация домашнего задания (3 мин)
Слайд 17Первая стадия – вызов
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы с вами продолжим
путешествие истории по Древнерусского государства
Прежде чем мы начнём изучение новой темы давайте разгадаем загадки по предыдущей теме.
Вспомним даты и соотнесём их с историческими событиями
Прием «Корзина» идей, понятий, имен…
- Прочитайте тему урока. Что вам известно по этой теме?
- Вспомните и запишите в тетради все, что знает по этой теме (строго
индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты). Все сведения записываются в
«корзинке» идей, т. е. тетради (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей
можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.
- Обменяйтесь информацией в парах (не более 3 минут), выясните, в чем совпали
имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом,не повторяя ранее сказанного .
- Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Слайд 18Создание проблемной ситуации – инсценировка «Гости из прошлого»
Работа с таблицей
в рабочем листе, выводы записывают вместе с учителем
Слайд 19СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Учитель: а сейчас вы получаете задание.
1.Рассчитайтесь на 1-й, 2-й.
1-е
пары изучают текст учебника на стр.39 пункта «Причины принятия христианства», обсуждают содержание и заполняют схему, представленную в рабочем листе к уроку.
2-е пары изучают отрывки из «Повести временных лет» о крещении Руси, обсуждают их содержание и отвечают на вопросы, представленные в рабочем листе к уроку.
Слово предоставляется 1-ой паре, которая рассказывает, как они поняли причины принятия христианства. Ваша задача внимательно слушать рассказ и заполнять
таблицу
Ответы учащихся, обсуждение, выводы.
Физкультминутка.
Слайд 20Стадия – рефлексия
Каково значение принятия христианства? Ответ оформляют в виде кластера
в тетради
Значение принятия христианства
Слайд 21А теперь давайте вернёмся к нашей с вами «корзине идей» проверьте
ваши данные и исправьте ошибочные. (Работа в тетради. Ответы учеников)
Наше путешествие подошло к концу, вы хорошо подготовились к уроку и справились с
поставленными задачами. Я учту ваши устные ответы, баллы, таблицу и за урок каждый
получит оценку.
Д. з. п.5
Спасибо за работу, урок окончен, до свидания!