Презентация, доклад на тему Проектная и исследовательская деятельность учащихся

Содержание

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Слайд 1Проектная и исследовательская деятельность учащихся
Материал подготовлен учителем истории МБОУ Страшевичская

СОШ, Сильченко С.В.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся Материал подготовлен учителем истории МБОУ Страшевичская СОШ,  Сильченко С.В.

Слайд 2 Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества

требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов

Слайд 3
Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной

для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому

Слайд 4

















Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных

школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником, которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859- 1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Кроме того, в его понимании характера развития ребенка была заложена идея о том, что ребенок в онтогенезе повторяет вслед за человечеством путь познания окружающего мира. Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884-1916 годах в различных учебных заведениях его учениками и последователями — американскими педагогами Е. Пархерст и В. Кильпатриком.
«Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» приобрели известность в различных странах, в том числе и в России, где использовались в школьном и вузовском обучении в 20-х годах XX века. Они хорошо были известны С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке - Росинскому, А.С. Макаренко и многим другим. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. С 1931 года в отечественной педагогике метод проектов не практиковался. И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации. Тем не менее современное переосмысление основных идей Дьюи можно увидеть в деятельностно -личностном подходе к воспитанию, который предполагает:
связь с жизнью;
развитие социальной активности детей в воспитательном процессе;
развитие умения адаптироваться к действительности;
умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических

Слайд 5 Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности

самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно

Слайд 6
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий

на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Слайд 7 Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного

научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических.
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих,

Слайд 8 Исследовательская деятельность обучающихся 
- деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой,

исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Исследовательская деятельность обучающихся   - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным

Слайд 9Модель исследовательской деятельности учащихся
Постановка проблемы.
Прояснение неясных вопросов.
Формулирование гипотезы исследования.
Планирование учебных

действий.
Сбор данных.
Анализ и синтез данных.
Подготовка сообщений.
Выступление с сообщениями.
Ответы на вопросы, корректировка.
Обобщения, выводы.
Самооценка. 
Модель исследовательской  деятельности учащихся Постановка проблемы.Прояснение неясных вопросов.Формулирование гипотезы исследования.Планирование учебных действий.Сбор данных.Анализ и синтез данных.Подготовка

Слайд 10Проектная деятельность
— совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся,

имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Проектная деятельность  — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы

Слайд 11 Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений

о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка

Слайд 12Проектно-исследовательская деятельность 
 — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей

и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Проектно-исследовательская деятельность    — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование

Слайд 13Учебный проект или исследование с точки зрения учителя 
— это интегративное дидактическое

средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя  — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет

Слайд 14Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося
- это возможность максимального

раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность,

Слайд 16Самое решающее звено этой новации — учитель.
Меняется роль учителя и не только

в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Самое решающее звено этой новации — учитель.  Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего

Слайд 17Отношения учитель - ученик в корне меняются. Если в традиционном образовании

учитель ретранслировал знания и работал по схеме:

учитель  →     учебник   →    ученик.

То теперь:
ученик определяет цель деятельности - учитель помогает ему в этом;
ученик открывает новые знания - учитель рекомендует источники знаний;
ученик экспериментирует - учитель помогает организовать познавательно-трудовую деятельность;
ученик выбирает - учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
ученик активен - учитель создает условия для проявления активности;
ученик субъект обучения - учитель - партнер;
ученик несет ответственность за результат своей деятельности - учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

Отношения учитель - ученик в корне меняются. Если в традиционном образовании учитель ретранслировал знания и работал по

Слайд 18Проектная деятельность

Проектная деятельность

Слайд 19Типология проектов
По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить три типа проектов:
I. Монопредметный

проект, осуществляемый в рам­ках одного предмета. Работа над ним вполне укла­дывается в
исполь­зование знаний, умений и навыков по двум и более предметам. классно-урочную систему.
2. Межпредметный проект, предполагающий чаще всего используется в качестве до­полнения к урочной деятельности.
3. Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содер­жания школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности и носит харак­тер исследования.

Типология проектовПо комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить три типа проектов:I. Монопредметный проект, осуществляемый в рам­ках одного предмета.

Слайд 20Типология проектов
По характеру контактов проекты могут быть:

-внутриклассными;
- внутришкольными;
- муниципальными;
- региональными;
- Всероссийскими;
-

международными.
* Последние два типа проектов в данной классификации чаще всего являются телекоммуникативными, поскольку предполагают координацию деятельности участников и их взаимодействие в сети Интернет и, следовательно, активное использование средств современных компьютерных технологий.

Типология проектовПо характеру контактов проекты могут быть:-внутриклассными;- внутришкольными;- муниципальными;- региональными;- Всероссийскими;- международными.* Последние два типа проектов в

Слайд 21Типология проектов
По доминирующей деятельности учащихся

Практико-ориентировочный проект отличает чётко обозначенный с самого

начала результат деятельности, основанный на социальные интересы их участников. Он требует чёткой структуры, сценария, распределения обязанностей. При разработке и реализации особенно важна заданную проблему. координационная работа в плане поэтапных обсуждений, корректировка общих и индивидуальных усилий, в подготовке презентации, организация систематической внешней оценке проекта. Ценность проекта в реальности использования результатов на практике и его способность и решить.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны быть использованы методы современной науки (лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос…)

Типология проектовПо доминирующей деятельности учащихсяПрактико-ориентировочный проект отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности, основанный на социальные

Слайд 22Типология проектов
По доминирующей деятельности учащихся

Информационный проект направлен на сбор информации о

каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы. Выходом проекта является публикация в СМИ, публичное выступление…
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм…
Ролевой проект характеризуется тем, что школьники берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключён мир?



Типология проектовПо доминирующей деятельности учащихсяИнформационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью

Слайд 23Классификация проектов по продолжительности
Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть

урока. Их разработка более интересна для курса обществознания (например, составление социальной рекламы). Работа ведётся в группах (подготовка 10 минут, представление 2-3 минуты)

Краткосрочные проекты - 4-6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, созданию итогового продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности дома.

Недельные проекты могут выполняться в группах в ходе проектной недели. При его осуществлении происходит сочетание классных и внеклассных форм работы. Всё это, благодаря глубокому «погружению» в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.

Долгосрочные (годичные и более длительные) могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа проводится в рамках работы ученических научных сообществ. Весь цикл реализации годичного проекта – от определения темы до презентации (защиты) – выполняется во внеурочное время.


Классификация проектов по продолжительностиМини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка более интересна для

Слайд 24В гражданско-правовом образовании проекты делятся на учебные и социальные.
Учебный проект

призван выполнять, прежде всего, обучающую функцию. Суть его заключается в усвоении структуры проектной деятельности, технологии её организации и осуществления, в освоении новых предметных знаний нетипичным, нестандартным для учащихся способом – через решение учебной проблемы в той или иной учебной области.

Социальный проект – это программа реальных действий, в основе которых лежит актуальная социальная проблем, требующая разрешения. Социальное проектирование – это один из способов участия подростков в общественной жизни путём практического решения насущных социальных проблем. Вовлечение учащихся в подобную деятельность позволяет формировать у них социально значимые навыки.

В гражданско-правовом образовании проекты делятся на  учебные и социальные. Учебный проект призван выполнять, прежде всего, обучающую

Слайд 25 Виды презентаций проектов

Деловая игра
Демонстрация видеофильма (продукта выполненного на основе информационных технологий)
Диалог

исторических или литературных персонажей
Научная конференция
Пресс конференция
Научный доклад
Реклама
Ролевой игры
Экскурсия
Телепередача

Виды презентаций проектовДеловая играДемонстрация видеофильма (продукта выполненного на основе информационных технологий)Диалог исторических

Слайд 26Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность

Слайд 27Учебное исследование и научное исследование.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть

то, что оно является учебным. Это означает что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Учебное исследование и научное исследование.  Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это

Слайд 28 Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое

место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования — опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.
Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При

Слайд 29В организованное обучение в общеобразовательном учреждении
рекомендуется включение исследовательской деятельности в рамках

интегрированной программы общего и дополнительного образования. При этом исследовательская деятельность может быть включена :
в курсы, входящие в базисный учебный план (инвариантный компонент — технология, элементы проектного исследования в рамках государственных программ по основным предметам);

в часы школьного компонента (курсы по методологии и истории научного исследования, теоретические специализированные предметы);

в блок дополнительного образования (групповые теоретические и практические занятия по отдельным тематическим направлениям, индивидуальные занятия и консультации по темам выполняемых исследований), систему теоретической и практической подготовки, самостоятельных исследований при проведении выездных мероприятий в каникулярное время (экскурсии и экспедиции).
В организованное обучение в общеобразовательном учреждении   рекомендуется включение исследовательской деятельности в рамках интегрированной программы общего и дополнительного образования. При

Слайд 30Классификация творческих работ учащихся
Информационно –реферативные - творческие работы, предполагающиесопоставление данных нескольких

литературных источников, с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.

Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Классификация творческих работ учащихсяИнформационно –реферативные - творческие работы, предполагающиесопоставление данных нескольких литературных источников, с целью наиболее полного

Слайд 31Классификация творческих работ учащихся

Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание

какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.
Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Классификация творческих работ учащихсяНатуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной

Слайд 32 Уровни реализации «исследовательского обучения»
Учитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику

ее решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребенку.

Учитель ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.

Высший уровень – постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно.
Уровни реализации «исследовательского обучения» Учитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику

Слайд 33Представление исследований
Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей

работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должен с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах может быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы, презентации.
Представление исследований  Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным

Слайд 34Элементы проектной и исследовательской деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или

исследованием и вне её:


Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Элементы проектной и исследовательской деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или исследованием и вне её: Мыследеятельностные: выдвижение идеи

Слайд 35Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования
При оценке успешности

обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования   При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо

Слайд 36Можно оценивать:

степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
степень

включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
практическое использование предметных и общешкольных знаний, умений, навыков;
количество новой информации использованной для выполнения проекта;
степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
владение рефлексией;
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
социальное и прикладное значение полученных результатов.

Можно оценивать:  степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения

Слайд 37Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи

знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Перед нами, современными педагогами, задача – идти в ногу со временем, осваивать новые технологии и использовать их на практике вместе с методиками проверенными временем.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие

Слайд 38Спасибо за внимание!
« Скажи мне – и я забуду ,
покажи

мне – и я запомню,
дай сделать и я пойму.»
Спасибо за внимание!« Скажи мне – и я забуду , покажи мне – и я запомню, дай

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть