Презентация, доклад на тему Применение метода направляющего текста в преподавании истории и обществознания как средства совершенствования учебно-воспитательного процесса в рамках реализации ФГОС

Содержание

«Знания только тогда становятся знаниями, когда они приобретены

Слайд 1Применение метода направляющего текста в преподавании истории и обществознания как средства

совершенствования учебно-воспитательного процесса в рамках реализации ФГОС

Мастер-класс
Тимощенко Елена Геннадьевна, учитель истории
МКОУ «Архангельская СОШ»,
с. Архангельское Аннинский район Воронежская область

Применение метода направляющего текста в преподавании истории и обществознания как средства совершенствования учебно-воспитательного процесса в рамках реализации

Слайд 2 «Знания только тогда

становятся знаниями, когда они приобретены усилиями мысли, а не памяти» Л.Н.Толстой
«Знания только тогда

Слайд 3 Принципиальные отличия новой модели образования
1.Информационный взрыв: объем потенциального полезного знания превосходит

возможности его освоения. Главными становятся учебные навыки работы с информацией .
2.Культура усвоения заменяется культурой поиска.
3.Умение учиться в течение всей жизни.
4.Традиционный учитель – монополист
знаний – уступает место
учителю – консультанту.
Принципиальные отличия новой модели образования  1.Информационный взрыв: объем потенциального полезного знания превосходит возможности его освоения.

Слайд 4 Две взаимосвязанные задачи
Обучить учащихся навыкам работы с текстовой информацией

Организовать работу

так, чтобы создать условия для самостоятельного осмысления текста учащимися

Две взаимосвязанные задачи Обучить учащихся навыкам работы с текстовой информацией Организовать работу так, чтобы создать условия

Слайд 5 Структура работы с текстовой информацией
Цель: самостоятельная образовательная деятельность учащихся.
Средства: различные группы

текстовой информации.
Методы: метод направляющего текста в работе с текстовой информацией.
Результат: решение проблемы продуктивного чтения, создание условий для самостоятельного усвоения учащимися предметных знаний,
саморазвития учащихся.

Структура работы с текстовой информацией Цель: самостоятельная образовательная деятельность учащихся.Средства: различные группы текстовой информации.Методы: метод направляющего

Слайд 6 Метод направляющего текста
Направлен на организацию самостоятельной работы учащихся.
Основная концептуальная идея направляющих

текстов - «обучи себя сам»: приучение обучающихся к самостоятельной работе, выработке социального поведения и навыков общения друг с другом.
Направляющий текст является средством руководства самостоятельной работой обучающихся и заменяет устное монологическое повествовательное
объяснение материала учителем.


Метод направляющего текстаНаправлен на организацию самостоятельной работы учащихся.Основная концептуальная идея направляющих текстов - «обучи себя сам»:

Слайд 7 5 фаз работы обучающихся с направляющим текстом

5 фаз работы обучающихся  с направляющим текстом

Слайд 8 1. Знакомство с поставленной задачей 
Учитель
Представляет задание и обучающие цели
Знакомит со структурой

и содержанием направляющего текста
Направляющий текст представляет собой содержательный и методический компонент
Содержательный компонент дает направление к поиску информации, которая нужна для выполнения деятельности и является базой знаний и профессиональных навыков.
Методический компонент содержит информацию о последовательности шагов теоретического обучения и выполнения практического задания

Обучающиеся

Самостоятельно разбиваются на группы по 4-6 человек / группу образуют 4 ученика, сидящие за двумя соседними партами / группы создаются по принципу
жеребьёвки

1. Знакомство с поставленной задачей  УчительПредставляет задание и обучающие целиЗнакомит со структурой и содержанием направляющего текстаНаправляющий

Слайд 9 1. Знакомство с поставленной задачей 
Постановка проблемы
Предсказание:
Настанет

год, России черный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жён
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мёртвых тел
Начнёт бродить среди печальных сёл,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать…..
1830 г. М.Ю.Лермонтов
Вопрос:  Какое предсказание сделал поэт?
Ответ: Свержение монархии.

Тема урока

Свержение монархии. Февральская революция.
Это одна из наиболее сложных и спорных тем в
истории России XX века. Россия оказалась на пере-
крестке исторических дорог, нужно было выбрать ту,
которая вела не в тупик, а в «лучшее завтра». Все
мечтали о порядке, а волею судеб стали участниками
грандиозных исторических катаклизмов. И первым
испытанием для российского общества стала
Февральская революция.
Наша сегодняшняя задача не просто познакомиться с
событиями 1917г. Мы должны понять, какие причины
привели к революционным событиям
Февраля 1917 г. и каким путём пошла
Россия в «лучшее завтра»

1. Знакомство с поставленной задачей  Постановка проблемыПредсказание:     Настанет год, России черный год,

Слайд 10 2. Теоретическая работа и её оценка
Обучающиеся
Начинают работать над теорией, изучая информационные

тексты, рассматривая схемы, таблицы, карты.
Направляющие тексты организуют познавательную деятельность учащихся с помощью наводящих вопросов, которые помогают определить необходимую теоретическую информацию для выполнения учебных заданий.
Задача - научить учащихся с помощью направляющих вопросов самостоятельно находить необходимую для себя информацию из различных источников (исторический документ, таблица, схема, историческая карта и т.п.).

Учитель

Является консультантом.
Он вмешивается 
в  учебный  процесс 
только тогда,  когда обучающийся запросит информацию или когда имеются какие-то
помехи
в работе

2. Теоретическая работа и её оценка  ОбучающиесяНачинают работать над теорией, изучая информационные тексты, рассматривая схемы,

Слайд 11
Учащиеся
После изучения теоретической информации у учащихся возникает потребность обменяться с одноклассниками

мнениями об изученном материале, чтобы проверить, правильно ли они поняли информацию

Учитель

На этом этапе учитель может проверить, имеют ли обучаемые достаточную теоретическую базу знаний для выполнения практического задания



2. Теоретическая работа и её оценка

УчащиесяПосле изучения теоретической информации у учащихся возникает потребность обменяться с одноклассниками мнениями об изученном материале, чтобы

Слайд 12 3. Планирование
Учащиеся
Планирование – это определение уч-ся шагов деятельности по решению и

выполнению учебного задания.
В результате планирования уч-ся распределяют кто, что будет делать для подготовки итогового выступления ( учебная задача)

Учитель

Ограничивается ролью консультанта.


Вмешивается только тогда, когда учащиеся работают явно неправильно и это не приведёт к достижению цели.

3. Планирование УчащиесяПланирование – это определение уч-ся шагов деятельности по решению и выполнению учебного задания. В

Слайд 13 4. Исполнение и контроль
Учащиеся
Практическая деятельность.
Учащиеся в соответствии с

разработанным планом выполняют задание ( составляют схему, заполняют таблицу, формулируют аргументы, подбирают факты для выступления).
Самоконтроль уч-ся осуществляется с помощью бланка контроля (тесты, исправление ошибок в тексте и т.д.), чтобы выявить, достигнута ли учебная задача и скорректировать выступление
( если были найдены ошибки /неточности)


Учитель

Ограничивается ролью консультанта.

Вмешивается только тогда, когда учащиеся работают явно неправильно и это не приведёт к достижению цели.

4. Исполнение и контроль Учащиеся Практическая деятельность. Учащиеся в соответствии с разработанным планом выполняют задание

Слайд 14 5. Оценка и заключение
Учащиеся
По окончании практической работы каждая группа уч-ся выступает

по теме учебного задания:
I - аргументированное доказательство назревшего в стране общегосударственного кризиса и схема «Причины Февральской революции»
II - аргументированное доказательство начала буржуазной – демократической революции в России 23 февраля 1917 г. и краткий хронограф событий
III - аргументированное объяснение сложившейся в результате Февральской революции системы власти ( к 1 марта 1917 г.) и её сущности и схема «Двоевластие».

Учитель

Оценивание:
А) учащиеся самостоятельно 
оценивают свои результаты
(оценочные и контрольные листы);
Б) взаимопроверка;
В) педагог дает свою оценку,
направленную на качество результата
труда и процесса обучения.
При контроле качества обсуждаются
ошибки и способы их предупреждения.
При оценке процесса обучения
рассматриваются
возможные
альтернативные пути
и сокращение
времени
обучения.
 

5. Оценка и заключение УчащиесяПо окончании практической работы каждая группа уч-ся выступает по теме учебного задания:

Слайд 15 Формирование УУД

Формирование УУД

Слайд 16
Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет.

Тадеуш

Котарбиньский
(1886 – 1981, польский филоссоф)
Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. Тадеуш Котарбиньский  (1886 – 1981, польский

Слайд 17Успехов вам, уважаемые коллеги !!!
Спасибо за внимание!

Успехов вам,  уважаемые коллеги !!! Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть