Слайд 1
Приемы критического мышления и логические задачи на уроках истории
как средство развития
предметных компетентностей
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА МАКЕЕВКИ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
МАКЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
I-III ступеней № 93 с дошкольным образованием
Пономарева Татьяна Викторовна – учитель истории и правоведения
Слайд 3Школьное образование можно сравнить с процессом строительства. Чтобы построить дом, нужны
«строительные материалы» (знания) и умение «строить» (применять эти знания). В результате накопления знаний у обучающегося возникает «склад строительных материалов». Задача школы состоит в том, чтобы обучающиеся стали не «кладовщиками» стройматериалов, а настоящими строителями добротных домов. Цель компетентностного подхода в обучении ориентирована на «строительство дома» - на развитие умений, необходимых в дальнейшей жизни. Общество должно получить специалистов, востребованных в современной жизни. Ими будут мобильные люди, владеющие универсальными умениями и навыками (метаумениями, метазнаниями), которые можно применить в разных областях деятельности. Школа должна работать на «отдаленный результат» - овладение жизненными навыками. Это и будет реализациией компетентностного подхода. Результатом обучения должно стать развитие способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, способности ставить цели и строить жизненные планы.
Слайд 4 Одна из проблем, с которой сталкиваются преподаватели истории на
уроках – это неумение учащихся последовательно, логически обоснованно освещать вопрос, раскрывать тему. Надежным и проверенным способом развития таких учебных уме6ний на уроках истории является система логических заданий, применение элементов критического мышления. Логические задания и упражнения – это совокупность методических средств, ориентирующих на умственные действия, в результате которых на базе уже имеющихся знаний образуются новые знания, мысли, происходит их управляемое наращивание на продуктивно-познавательной основе.
Использование логических заданий и упражнений:
помогает охватить при повторении большой объем материала и в интересной форме закрепить его на различных этапах урока;
способствует формированию культуры речи, «исторического языка»;
развивает у школьников память, внимание, восприятие, воображение, логическое мышление;
способствует формированию мыслительных операций: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение;
сокращает количество времени на проверку домашнего задания;
повышает интерес к истории.
Слайд 5Среди многих приемов критического мышления, используемых мною, вызывают живой интерес у
обучающихся приемы «Шесть шляп» и «ПОПС»
6 класс Тема «Древний Вавилон.Законы Хаммурапи»- прием «6 шляп»
10 класс урок истории Отечества тема «Назревание революционной ситуации в Российской империи в начале 1917 гг.» - прием «ПОПС»
Слайд 6 Методический прием «6 шляп» формирует следующие предметные компетентности на уроках
истории:
логическую - обучающийся анализирует поставленную перед ним задачу, разрабатывает алгоритм её решения и находит ответ на поставленный вопрос;
информационную - обучающийся осуществляет информационный поиск нужного материала;
аксиологическую - обучающийся высказывает эмоциональное отношение к событиям, к историческим личностям, дает им оценку;
коммуникативную - обучающийся способен установить контакты работы в группе, учится взаимодействовать с одноклассниками, цивилизованно отстаивает свою точку зрения.
Прием «ПОПС» помогает высказать аргументированную точку зрения, логически выстроенную:
П – позиция - «Я считаю, что…».
О – объяснение (или обоснование) - «Потому что …»
П – пример- «Я могу это доказать это на примере, примерах …».
С – следствие (или суждение).
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Обучающиеся, усвоившие формулу «ПОПС», легко
справляются с написанием исторического эссе
Слайд 7Логические задачи и упражнения
Исторические дроби
В 7 классе на уроке всемирной
истории, изучая тематический модуль «Возникновение и распад империи Карла Великого», вместе с классом составляем дробь:
Затем обучающиеся самостоятельно составляют еще 2 дроби:
Слайд 8В 10 классе на уроке всемирной истории «Чехословакия после Первой мировой
войны» предлагается задание: решите «исторические дроби» на установление причинно- следственных связей
Ответы:
Слайд 9В 11 классе по всемирной истории, изучая материал тематического модуля «США
в 1945 - в нач. ХХ1 ст.», обучающимся предлагается составить исторические дроби на установление причинно- следственных связей:
Слайд 10В 7 классе по всемирной истории, подводя итоги тематического модуля «Средневековый
мир Западной Европы» предлагаются задания:
1. Определите «числители» и «знаменатели» исторических дробей с помощью следующих слов:
Ремесло – земля – община – феодал – оружие – трехполье – крестьяне – плуг – охота – город.
Ответы:
2. Подберите «знаменатели» к «числителям»:
Купцы, ремесленники, крестьяне, духовенство, феодалы.
Ответы:
Слайд 11Логические упражнения
Задание «Заверши логический ряд» способствует умению правильно подобрать аналогичное слово.
Без знания фактического материала такие задания выполнять невозможно. Эффективно при обобщающих уроках:
1. Северная война – Полтавская битва, Отечественная война 1812
года - … (Бородинское сражение)
2. Польша – Ю. Пилсудский, Чехословакия -… (Т. Масарик)
Венгрия – диктатура М. Хорти, Румыния – диктатура …
( И. Антонеску)
4. Франция - Морис Торез, Германия – Роза Люксембург и Карл Либкнехт, Италия - … (Д. Ибаррури)
Слайд 12Упражнения на нахождение закономерностей. Задание состоит из двух частей: первоначально нужно
найти закономерность и критерий для классификации, а затем правильно распределить слова. Подобное задание можно облегчить введением в текст ключевых слов. Найдите закономерность и разделите слова на две группы, озаглавьте их:
Перун, Библия, капище, язычество, монах, идол, Велес, икона, единобожие, церковь, русалка
Правильный ответ:
Язычество Единобожие
Перун Библия
капище монах
идол икона
Велес церковь
русалка
Слайд 13В дальнейшем ключевые слова нужно исключать из текста и обучающиеся должны
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Найдите закономерность, определите критерии для классификации и разделите фамилии на две группы:
Г. Трумэн, Дж. Буш, Дж. Мэйджор, Л. Джонсон,
Д. Кэмерон, Дж. Каллаган, Г. Вильсон, Р. Никсон,
Дж. Картер.
Ответ:
Президенты США: Г. Трумэн, Дж. Буш, Л. Джонсон,
Р. Никсон, Дж. Картер.
Премьер –министры Великобритании: Дж. Мэйджор,
Д. Кэмерон, Г. Вильсон.
Слайд 14Одним из самых сложных заданий является задание на обобщение имен, событий,
исторических фактов, так как они требуют знания большого количества изученного исторического материала, а также обладания определенными умениями: анализировать, обобщать, находить закономерность:
Найдите обобщающее слово (словосочетание) для следующих имен, событий и понятий:
1. Л. Корнилов, А. Деникин, А. Колчак, Н. Юденич – это…(генералы Белой гвардии)
2. Требование удалить из острова ракеты, Н. С. Хрущев, американские ракеты в Турции, Дж. Кеннеди – (Карибский кризис)
3. Программа возрождения Европы, 16 европейских государств, «экономическое чудо», государственный секретарь США – (План «Маршалла»)
Слайд 15Прием «Лови ошибку»
5 класс на обобщающем уроке по теме
«Путешествие в страну «История» :
1.Топонимика – наука о деньгах (о географических названиях)
2.Аверс – лицевая сторона герба (монеты)
3.Сфрагистика – наука о названиях (о печатях)
4.Станок для печатания книг изобрели в Китае (изобрел Иоганн Гутенберг)
5.На гербе Донецкой области изображен памятник Григорию Капустину (пальма Мерцалова)
6.Первое название Донецка – Сталино (Юзовка)
7.Коллекции этнографические источников хранятся в архивах (в этнографических музеях)
8.Г. Капустин прибыл в Донбасс по приказу князя Владимира (Петра І)
9.Первые собственные монеты на Руси появились при Петре І (при князе Владимире Святославовиче)
10.Один из самых известных скифских памятников Донбасса - Передериева Могила находится вблизи г. Харцызска (Шахтерска)
Слайд 16Построение логических цепочек
Логическая цепь - это построение рассуждения путем расстановки в
логической последовательности элементов этого рассуждения.
Задание для 6 класса: используя в правильном порядке понятия «новые орудия труда», «родовая община», «неравенство», «соседская община», «самостоятельное хозяйство», «государство», «знать», составьте логическую цепочку «Появление государства»
Ответ:
Слайд 17Один из вариантов логических цепочек - «Имя, дата, событие» (например, заполнено
только первое и последнее звено). Обучающимся 7 класса по истории Отечества предлагается задание: достройте логическую цепочку:
1. Княгиня Ольга → ? → поездка в Византию, принятие христианства (957)
2. Князь Олег → ? → поход на Царьград (907)
3. ? → 988 → принятие христианства (князь Владимир)
4. ? → ? → первый крупный поход Руси на Константинополь (860, князь Аскольд)
Слайд 18Использование приема критического мышления «Шесть шляп»
В 10 классе на уроке истории
Отечества по теме «Новая экономическая политика» на этапе осмысления знаний:
Слайд 19В 6 классе по теме «Древний Вавилон. Законы Хаммурапи» на этапе
рефлексии класс объединяется в 6 групп:
Белая шляпа: выделите в параграфе факты о городе Вавилоне, расскажите о них.
Красная шляпа: что вас удивило в Вавилоне?
Желтая шляпа: что положительного вы нашли в законах царя Хаммурапи?
Чёрная шляпа: что отрицательного вы нашли в законах Хаммурапи?
Зеленая шляпа: какие новые законы вы бы предложили царю Хаммурапи, учитывая условия жизни в Вавилоне?
Синяя шляпа: сделайте вывод - кого защищали и что защищали законы Хаммурапи?
После обсуждения каждая группа кратко докладывает.
Слайд 20Методический прием «Формула ПОПС»
В 11 классе на уроке всемирной истории по
теме «Внутренняя и внешняя политика лейбористских и консервативных правительств Великобритании. Тэтчеризм», подводя итоги деятельности Маргарет Тэтчер, обучающимся предлагается доказать точку зрения, что «реформы Маргарет Тэтчер спасли Великобританию от экономического краха»
Примерный ответ:
«Я считаю, что реформы Маргарет Тэтчер спасли Великобританию от экономического краха. До вступления М. Тэтчер на пост премьер - министра Великобритания находилась в состоянии стагфляции (ситуация, в которой экономический спад и депрессивное состояние экономики сочетаются с ростом цен — инфляцией). Результаты деятельности Тэтчер и ее экономические реформы привели экономику государства в лидирующее положение.
Я могу это доказать это на примерах. Во-первых, Маргарет Тэтчер заняла пост премьер-министра в 1979 г. К этому времени инфляция в стране составила 16%. Кризис сопровождался стремительным ростом безработицы. А уже к концу 80-х гг. у Британии темпы роста экономики стали самыми значительными — 5 %. Инфляция снизилась до 4 – 5 %. Безработица значительно сократилась.
Во вторых, с 1983 года каждую неделю в среднем создавалось 500 новых фирм. Правительство сделало упор на развитие мелкого и среднего бизнеса. Производительность труда выросла на 2,5% в год.
В-третьих. Несмотря на жесткую социальную политику, сокращались подоходные налоги. Возрастала покупательная способность населения. Во время премьерства Тэтчер распродавались муниципальные квартиры, в результате чего более 60 % населения обзавелось собственным жильём.
Таким образом, я делаю вывод, что реформы Маргарет Тэтчер спасли Великобританию от экономического краха».
Слайд 21 10 класс урок истории Отечества тема «Назревание революционной ситуации в
Российской империи в начале 1917 гг.» при закреплении изученного используется прием «ПОПС». Задание: докажите, что февральская революция 1917 года в России была неизбежной.
Примерный ответ:
«На мой взгляд, февральская революция 1917 года в России была неизбежной. Потому что государственная власть не справлялась с управлением государства, активно проявлялись народные волнения, росло недовольство среди буржуазии и военных. Постоянно шла критика действий Николая II представителями различных политических партий.
В качестве доказательства есть яркие примеры. Во-первых, Россия продолжала участвовать в Первой мировой войне. В стране наступил продовольственный кризис. Продуктов недоставало. Цены росли. В середине февраля правительство ввело карточную систему распределения хлеба.
Во-вторых, Рабочие массово выходили на забастовки.18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. 25 февраля экономические забастовки переросли в политические с требованиями: «Долой войну!», «Долой царизм!».
Во-третьих, затяжная война и большие потери вызывали недовольство русских солдат. Активных боевых действий в 1917 году русская армия не вела. Солдаты хотели быстрее «воткнуть штык в землю» и вернуться домой.
Таким образом, я делаю вывод, что революция в феврале 1917 года была неизбежна».
Слайд 22В 7 классе на уроке истории Отечества по теме «Реформы князя
Владимира. Введение христианства как государственной религии» задание: докажите, что князь Владимир Святославович- великий князь Руси.
Примерный ответ:
«Я считаю, что князь Владимир Святославович- великий князь Руси, потому что во времена его княжения территория Руси значительно расширилась и произошли важные изменения в жизни ее народа.
Я могу это доказать это на примерах. Во-первых, были подчинены территории вятичей, радимичей, Полоцкое княжество, города Червень и Перемышль.
Во – вторых, в 988 году было принято единобожие – христианство, объединившее государство.
В – третьих, в связи с принятием христианства стала развиваться культура - строились храмы, открывались школы.
В – четвертых, при князе Владимире на Руси появились собственные монеты.
Поэтому, я делаю вывод: князь Владимир Святославович - великий князь Руси».
Слайд 25Система работы по использованию на уроках истории приемов критического мышления и
логических задач дает возможность обучающимся выполнять качественные исследовательские работы. В целом за 5 лет мною подготовлено призеров конкурсов - защиты ученических научных работ МАН городского конкурса–19, областного конкурса – 6
Слайд 26Учитель!
Он всегда в дороге –
В заботах, поисках тревоге –
И никогда покоя
нет.
И сто вопросов на пороге,
И нужно верный дать ответ.
Он сам себя всех строже судит.
Он весь земной, но рвется ввысь.
Не счесть, пожалуй, сколько судеб
С его судьбой переплелись.
(И. Дружинин)