Слайд 1Тема урока:
СССР в послевоенные годы.
Слайд 2ПЛАН УРОКА:
1.Изменение положения СССР на международной арене.
2. Восстановление экономики.
3. Основные черты
послевоенной жизни.
4. Власть после войны.
5. Идеология и культура.
6. Научные дискуссии.
7.Задание
8.Д/З
Слайд 3
1.Изменение положения СССР на международной арене.
Несмотря на то что СССР понес
в годы войны очень большие потери, на международную арену он вышел не только не ослабленным, но стал еще более сильным, чем раньше. В 1946— 1948 гг. в государствах Восточной Европы и Азии к власти пришли коммунистические правительства, взявшие курс на строительство социализма по советскому образцу. Однако ведущие западные державы проводили силовую политику по отношению к СССР и социалистическим государствам. Одним из главных средств их сдерживания было атомное оружие, монополией на обладание которым пользовались США. Поэтому создание атомной бомбы стало одной из главных целей СССР. Эти работы возглавил физик И. В. Курчатов. Были созданы Институт атомной энергии и Институт ядерных проблем АН СССР. В 1946 г. состоялся запуск первого атомного реактора, а в 1949 г. на полигоне под Семипалатинском прошло испытание первой атомной бомбы. В работе над ней СССР тайно помогали отдельные западные ученые. Так, в мире появилась вторая ядерная держава, монополия США на ядерное оружие закончилась. С этого времени противостояние США и СССР во многом определяло международную ситуацию.
Слайд 5Что произошло в мире , когда появилась еще одна ядерная держава?
Слайд 62. Восстановление экономики.
Материальные потери в войне были очень велики. СССР потерял
в войне треть своего национального богатства. Сельское хозяйство находилось в глубоком кризисе. Большинство населения было в бедственном положении, снабжение его осуществлялось с помощью карточной системы. В 1946 г. был принят Закон о пятилетием плане восстановления и развития народного хозяйства. Нужно было ускорить технический прогресс, усилить оборонную мощь страны. Послевоенная пятилетка отмечена большими стройками (ГЭС, ГРЭС) и развитием дорожно-транспортного строительства. Техническому перевооружению промышленности Советского Союза содействовал вывоз оборудования с германских и японских предприятий. Наиболее высоких темпов развития удалось добиться в таких отраслях, как черная металлургия, добыча нефти и угля, строительство машин и станков. После войны деревня оказалась в более тяжелом положении, чем город. В колхозах проводились жесткие мероприятия по заготовке хлеба. Если раньше колхозники отдавали «в общий амбар» лишь часть зерна, то теперь они нередко были вынуждены отдавать все зерно. Недовольство на селе росло. Сильно сократились посевные площади. Из-за изношенности техники и недостатка рабочих рук полевые работы проводились с опозданием, что отрицательно влияло на урожай.
Слайд 7Какая политика проводилась по колхозникам?
Слайд 8
3. Основные черты послевоенной жизни. Запишите ключевые предложения
Значительная часть жилищного фонда
оказалась разрушенной. Остро стояла проблема трудовых ресурсов: сразу после войны в город вернулось много демобилизованных, но на предприятиях все равно не хватало рабочих. Приходилось вербовать рабочих в деревне, среди учеников профтехучилищ. Еще до войны были приняты, а после нее продолжали действовать указы, по которым рабочим было запрещено под страхом уголовного наказания самовольно покидать предприятия. Для стабилизации финансовой системы в 1947 г. советское правительство провело денежную реформу. Старые деньги на новые менялись в соотношении 10:1. После обмена количество денег у населения резко уменьшилось. Вместе с тем правительство много раз снижало цены на продукты массового потребления. Была отменена карточная система, продовольственные и промышленные товары появились в открытой продаже по розничным ценам. В большинстве случаев эти цены были выше пайковых, но значительно ниже коммерческих. Отмена карточек улучшила положение городского населения. Одной из основных черт послевоенной жизни стала легализация деятельности Русской православной церкви. В июле 1948 г. церковь праздновала 500-летие самоуправления, и в честь этого в Москве состоялось совещание представителей поместных православных церквей.
Слайд 9Ключевые предложения
Значительная часть жилищного фонда оказалась разрушенной. Остро стояла проблема трудовых
ресурсов: сразу после войны в город вернулось много демобилизованных, но на предприятиях все равно не хватало рабочих. Приходилось вербовать рабочих в деревне, среди учеников профтехучилищ. Еще до войны были приняты, а после нее продолжали действовать указы, по которым рабочим было запрещено под страхом уголовного наказания самовольно покидать предприятия. Для стабилизации финансовой системы в 1947 г. советское правительство провело денежную реформу. Старые деньги на новые менялись в соотношении 10:1. После обмена количество денег у населения резко уменьшилось. Вместе с тем правительство много раз снижало цены на продукты массового потребления. Была отменена карточная система, продовольственные и промышленные товары появились в открытой продаже по розничным ценам. В большинстве случаев эти цены были выше пайковых, но значительно ниже коммерческих. Отмена карточек улучшила положение городского населения. Одной из основных черт послевоенной жизни стала легализация деятельности Русской православной церкви. В июле 1948 г. церковь праздновала 500-летие самоуправления, и в честь этого в Москве состоялось совещание представителей поместных православных церквей.
Слайд 104. Власть после войны.
С переходом к мирному строительству в правительстве
произошли структурные изменения. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. 15 марта 1946 г. Совнарком и наркоматы переименовали в Совет министров и министерства. В марте 1946 г. было создано Бюро Совета министров, председателем которого стал Л. П. Берия. Ему было также поручено контролировать работу органов внутренних дел и госбезопасности. Довольно прочные позиции в руководстве занимал А. А. Жданов, совмещавший обязанности члена Политбюро, Оргбюро и секретаря ЦК партии, но в 1948 г. он умер. Одновременно упрочились позиции Г. М. Маленкова, который до этого занимал весьма скромное положение в руководящих органах. Изменения в партийных структурах были отражены в программе XIX съезда партии. На этом съезде партия получила новое название — вместо Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) ее стали называть Коммунистической партией Советского Союза (КПСС). В последние годы жизни И. Сталина репрессии продолжались. Так, в 1949 г. был организован процесс по «ленинградскому делу». Ряд руководящих работников, выходцев из Ленинграда, обвинили в создании антипартийной группы и во вредительской работе. Был арестован и казнен 373 также председатель Госплана СССР Н. А. Вознесенский. Он обвинялся в некомпетентном руководстве Госпланом, антигосударственных поступках. В конце 1952 г. возникло «дело врачей». Известных медиков, обслуживавших государственных деятелей, обвинили в шпионской деятельности и покушениях на руководителей страны.
Слайд 125. Идеология и культура.
Идеологический диктат, ослабевший в годы войны во всех
сферах общественной жизни страны, в послевоенные годы был вновь резко усилен. Были раскритикованы фильм А. Довженко «Украина в огне» и фильм Л. Лукова «Большая жизнь». Про фильм Довженко заявили, что он превозносит украинский национализм. Фильм «Большая жизнь» рассказывал о восстановлении Донбасса. Высказывая свое мнение об этой картине, Жданов отметил, что «показан не тот Донбасс, который мы сейчас имеем, наши люди — не те люди, которые показаны в фильме. Люди Донбасса в фильме показаны извращенно, как люди малокультурные, пьяницы, ничего не понимающие в механизации...». Критике подверглись также кинофильмы «Свет над Россией» С. Юткевича, «Молодая гвардия» С. Герасимова и др.
Слайд 13Раскройте особенности внутренней политики СССР после войны?
Слайд 146. Научные дискуссии.
В конце 40-х — начале 50-х гг. XX в.
произошли многочисленные дискуссии по различным вопросам науки и культуры. С одной стороны, эти дискуссии отражали поступательное развитие многих отраслей знаний, с другой — высшее руководство организовывало их прежде всего с целью укрепления идеологического контроля над обществом. Научная дискуссия состоялась в августе 1948 г. на очередной сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ). Эта дискуссия привела к утверждению монопольного положения группы академика Т. Лысенко в области агробиологии. Была разгромлена теоретическая генетика с ее учением о наследственности, которую уже давно признали в широких научных кругах. Такие отрасли биологической науки, как медицина и почвоведение, испытали на себе влияние теории Лысенко. Пострадала также и далекая от биологии кибернетика, олицетворявшая на Западе прогресс науки. В СССР и генетика, и кибернетика были объявлены «лженауками». Отрицательную оценку получили различные концепции в физике, такие, как общая теория относительности Эйнштейна и др.
Слайд 16
Напишите вывод урока самостоятельно
( Что я понял за урок)
Слайд 177.ЗАДАНИЕ
1.Спишите карточку «Берлинская стена»+ 2 вопроса.
Проанализируйте основные черты жизни общества после
войны.
2.В чем особенность развития науки в СССР , после войны?
3.Раскройте особенности внутренней политики СССР после войны.
Слайд 18
Д/З повторить термины по конспекту и лекции.
Спасибо за внимание!