Слайд 1Виды интеграции на уроках истории и изобразительного искусства
Из опыта работы
учителя
изо Семеновой Л.В
учителя истории Кукушкиной Е.Н.
МАОУ «СОШ №30 г.Йошкар-Олы»
Слайд 2Интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла
Проблема интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла имеет сегодня
два аспекта, связанных:
а) с более глубоким осмыслением сущности искусства на основе гуманистического принципа, возвращения к общечеловеческим ценностям, что создает предпосылки к качественному изменению взглядов на место и назначение человека в жизни общества;
б) с разработкой методов наиболее эффективного общения личности с художественными ценностями на основе принципа приоритета ее духовных интересов и потребностей.
Слайд 3Программа интегрированного курса
«История и ИЗО»
5 класс. Древняя Греция.
1.Мифы и легенды
Древней Греции. Античный костюм.
2.Путешествие в столицу Аттики - Афины. В гончарной мастерской.
7 класс. Великие темы жизни России в картинах художноков.
1.а)Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Россия в конце 16 – 17 вв».
б) Историческая картина. Творчество В.И.Сурикова.
2.Историческое прошлое моей страны.( Защита художественно-творческого проекта).
9 класс.
1.Культура Руси X-XYII вв.( из программы факультатива «Подготовка к ОГЭ по истории»).
2.Архитектура Руси X-XYII вв. Храм – образ космоса.
Слайд 4Потребность использования нами интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.
при обнаружении
дублирования одного и того же материала в учебных программах
при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления или предмета, выходящего за рамки изучаемого предмета,что помогает не только расширить кругозор, но и способствует формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.
Слайд 5Интеграция в нашем понимании рассматривается не только с точки зрения
взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов и форм обучения.
Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности – например, коллективного взаимообучения.
Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.
Технология проектной деятельности, в основе которой лежит организации исследовательской деятельности. Проекты бывают различных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д.
Турбион – технология. Данная технология представляет собой связанную единым содержанием цепочку «Уроки - исследовательские проекты - презентация научной и творческой части проекта во внешнюю среду». Цель данной технологии: включение результатов исследовательской деятельности учащихся в содержание учебного материала.
Слайд 6Основные задачи учителя
создание психологически комфортных условий для продуктивной учебно-коммуникативной деятельности учащихся,
что особенно важно для эстетического развития;
активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на всех этапах обучения, направленная на формирование эстетического вкуса в соответствии с психофизическими особенностями учащихся;
приобщение учеников, где это только возможно, к поисковой и
исследовательской деятельности, направленной на создание творческого продукта, который находит выражение в устных и письменных текстах, формах поведения;
организация анализа различных высказываний с целью выявления в них наиболее значимого с эстетической точки зрения;
разработка и применение гибкой системы диагностики и оценки учебной деятельности учащихся.
Для решения поставленных задач
нами применялись следующие общедидактические
и исследовательские методы:
1. проблемно-поисковые;
2.самостоятельной индивидуальной, групповой работы;
3.опережающего обучения;
4.стимулирования и мотивации интереса к учению;
контроля, ориентированного на учение без принуждения;
5.сравнительно-теоретический анализ.
Слайд 8Конкурс рисунков - победителей
Слайд 9Конкурс рисунков - победителей
Слайд 10Мифы и легенды Древней Греции
Античный
костюм
Слайд 11Цель урока:
приобретение системы знаний и ценностей, «погружение» в культурную эпоху античности,
диалог с ней, постижение её картины мира и человека
Задачи урока:
Образовательные:
История - закрепить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Легенды и мифы Древней Греции», привлечь обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению древнегреческой мифологии;
Изо - содействовать осмыслению учащимися сюжетов мифов с помощью выразительных средств и приёмов изобразительного искусства
Совершенствование и закрепление полученных знаний на уроках ИЗО.
Развивающие:
История - уметь применять полученные знания; продолжить работу над развитием речи учащихся; продолжить формирование навыка выполнения проблемного задания, развивать умения выступать с сообщением; развивать память, логическое мышление, отрабатывать навыки выразительного чтения;
Изо - развивать умение работать графическими материалами (карандашом, ручкой, фломастерами), совершенствовать графическую технику (штрих, линия, пятно); применение художественных понятий (симметрия, форма, парные элементы,)
Воспитательные:
воспитание культуры поведения, воспитание внимательного слушателя, добросовестного отношения к учебе, аккуратности.
воспитание любви к искусству, творчеству. развитие эмоциональной и творческой активности учеников.
научить оценивать вклад античной цивилизации в развитие человечества.
Слайд 12Решение проблем, возникших в ходе подготовки урока
Проблема уважительного отношения к
культуре других народов.
И поэтому чувство толерантности у учащихся помогает воспитывать интеграция гуманитарно – эстетических предметов. В урок вводится философский, исторический, искусствоведческий материал эпохи Древней Греции.
Проблема восприятия школьниками обнаженной натуры человека.
Изображение обнаженной натуры традиционно признается главным художественным приемом передачи красоты человеческой формы.
Слайд 13Овладеть знаниями о мифах Древней Греции, не посетив страну, пусть даже
виртуально, весьма трудно
учителя истории, литературы, ИЗО на уроке подачи нового материала является создание реальных и воображаемых ситуаций общения с использованием различных приемов работы
. Без знания таких источников невозможно полноценно воспринимать большинство великих произведений классического и современного искусства. . Как же можно построить уроки по изучению мифов Древней Греции с использованием информационных и компьютерных технологий? ввести учащихся в мир реальной страны Греции, ее мифических героев, но и подать материал красочно, «широкоформатно», с привлечением настоящих произведений искусства
Слайд 14Приобретаемые навыки
Знания музыкальных и литературных произведений;
умение вести диалог;
умение высказывать свою
мысль, при этом интегрировать культурные блоки музыки и литературы;
умение использовать дополнительные источники информации;
умение оценивать свое эстетическое развитие («насколько я изменился в эстетическом плане»).
Слайд 16Кто был воспитателем Геракла?
Кентавр Хирон
Слайд 17Мифы и легенды в античной вазописи
Геракл и кентавр Фол
Роспись на Амфоре
Нить
Ариадны
Слайд 19
В 21 В 21 веке античный стиль в одежде- это свадебная
мода, платья звезд, летние наряды.
В 21 веке античный стиль в одежде-
это свадебная мода, платья звезд, летние наряды.
Слайд 20
От эскиза и изучения канонов
изображения фигуры человека к….
Слайд 21… к рисунку понравившегося сюжета из мифов и легенд древней Греции
Слайд 23Творческое домашнее задание по истории.
Сочинить историю о новом подвиге Геракла.
Творческое домашнее задание по ИЗО:
Найдите виды орнаментов в украшении костюмов древних греков.
Слайд 24Путешествие в столицу Аттики-Афины.
В гончарной мастерской.
Древнегреческая вазопись.
Слайд 25Цель урока.
Расширение представления о городе античного времени.
Закрепление ранее полученных знания
по выполнению фигуры человека в движении, виды античной керамики, особенности др.греческого орнамента.
Результаты изучения материала.
Учащиеся должны понять, что эпоха античности внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бессмертными творениями архитектуры, скульптуры, изобразительного искусства.
темы жизни России
в картинах художников.
Исторические картины.
Повторительно-обобщающий урок по
I-II разделам: «Россия конца 16-17 вв.».
(с использованием картин художников).
Историческая тема в искусстве.
Творчество В.ИСурикова.
Слайд 27Цели комбинированного урока:
1)контроля знаний и умений - осуществить контроль обучения,
продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.
2) расширение знаний учащихся о творчестве В.И.Сурикова в создании образа народа в конкретную историческую эпоху.
Слайд 28Задачи
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, обобщить
материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с историческими картинами. Сформировать представление об историческом жанре в живописи.
воспитательные: воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре России.
развивающие: развивать логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу, творческую и познавательную активность.
Слайд 29План урока:
Целеполагание.
Политическое устройство России XVII в.
Экономическое развитие России XVII
в.
“Бунташный век”.
Церковный раскол.
7. Внешняя политика России в XVII в.
8. Исторический жанр в изобразительном искусстве.
Слайд 30Обратите внимание на членов Боярской думы, выражения их лиц, положение царя
на картине, сделайте вывод о роли Боярской думы.
С.Иванов
«Земский собор»
А.Рябушкин
«Сидение царя
Михаила Федоровича
с боярами»
Когда впервые созван?
Для чего?
Что произошло с Земским
собором к середине
XVII в. Почему?
Слайд 31А.Васнецов
«Пушечно-литейный двор на реке Неглинной»
А.Васнецов
«Красная площадь во
2ой половине
XVII века
В
XVII веке появляются и новые черты в развитии экономики.
Обратите внимание на то, как художник
передал особенности мануфактурного производства. Перечислите их.
Какой город изобразил художник. Какие новые явление в экономике запечатлены в картине?
Слайд 32Э.Лисснер
«Соляной бунт»
Э.Лисснер
«Медный бунт»
Какого было положение
народа в XVII в?
В чем
проявилось
ухудшение его положения?
Анализируя содержание картин,
определите места,
социальный состав,
методы борьбы.
Каковы результаты.
Слайд 33В.Суриков
«Степан Разин»
Каким художник изображает Стеньку Разина.
О чем он задумался, каковы
его планы?
Слайд 34А.Кившенко
«Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги»
Обратите внимание на облик патриарха Никона.
Каким его изображает художник.
Судя по названию картины, какому событию она посвящена?
В чем сущность реформы?
Слайд 35В.Суриков
«Боярыня Морозова»
К чему привели церковные реформы Никона?
Кто противостоял друг другу?
Какими
средствами художник обращает внимание на социальный состав старообрядцев, на их религиозный фанатизм.
Слайд 36И.Репин
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
На юге Россия часто сталкивалась с Крымским
ханством,
а также с усиливающейся Османской империей.
Какие события вы можете назвать?
Кто такие запоржцы?
Сущность Запорожской
Сечи.
Каким может быть
содержание ответа
судя по виду участников
Слайд 37М.Дерегус
«Воссоединение Украины с Россией»
Как развивались взаимоотношения с Речью Посполитой?
Какой народ
изображен на картине?
Какаими средствами художник показал решительность
людей в принятии данного решения.
Слайд 38К.Лебедев
«Освоение русскими новых земель»
Восточное направление внешней политики –
колонизация Сибири и
Дальнего Востока.
Кто руководили отрядами землепроходцев?
Выделить причины и методы колонизации.
Слайд 39
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР - один из основных жанров
изобразительного искусства, посвящен историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов. В историческом жанре находят художественное выражение образцы общественной доблести, драматические конфликты исторических сил. Изображение исторических событий долгое время связывалось с мифами, фольклорными и религиозными легендами. Собственно исторический жанр сформировался в эпоху Возрождения, но лишь в 19 в. окончательно отделился от аллегорического и религиозного жанров.
Как вы понимаете?
«Исторический живописец должен
быть сродни ученому»
Кузнецова Э.В.
«Нет ничего интереснее
истории, только читая
историю понимаешь
настоящее»
Василий Иванович Суриков (18 48 -1916)
Слайд 41
«Боярыня Морозова» 1887. холст, масло, 304х587,5
Слайд 42
Воображение Сурикова продолжали занимать события грандиозных народных драм. Центральной
картиной, в полную мощь выразившей талант и художественные возможности Сурикова, стала «Боярыня Морозова» (1887г.). К ней художник готовился долго и тщательно. Эскизы, сотни рисунков, этюдов были этапами работы над этим полотном.
Одну из первых композиций «Боярыни Морозовой» Суриков набросал в дорожном альбоме, путешествуя по Европе.
Слайд 43
На протяжении следующих уроков вам предстоит создать живописную работу,
посвященную страницам истории нашей страны с последующей защитой.
Этапы работы над исторической картиной:
Выбор сюжета (сбор материала)
Создание композиционных эскизов
Выполнение зарисовок, этюдов
Перенос композиционного решения на большой формат
Живописное исполнение
Творческая работа
Слайд 44
Художественно-творческий проект
на тему «Историческое прошлое моей страны»
Для того чтобы ваши работы были глубоко прочувствованными, осмысленными, каждый дома подберите материал и обоснуйте свой выбор. Напишите об этом в тетради по плану.
План .
Какому историческому событию(незаурядной личности )
вы хотели бы посвятить живописную работу?
2. Какой момент исторического события вы положите в основу
композиции? Почему?
Какие литературные произведения вы читали об этом событии (или герое)?
Знаете ли вы живописные или графические работы посвященные
этим событиям?
5. Каким образом в своей будущей композиции выделите
смыслообразующий центр?
6. Какие цвета будут помогать зрителю понять вашу основную мысль?
7. Как вы назвали бы свою картину?
8. Почему вы выбрали эту тему и что хочется в ней выразить ?
Слайд 45
Домашнее задание
Нарисуйте человека в костюме того исторического времени,
который вы выбрали, в цвете.
Слайд 46Результаты работ учащихся по разделу
«Исторический жанр в ИЗО».
1.Отечественная война 1812г.
2.Древние
славяне.
Слайд 479 класс
Культура Руси в X – XYII
вв.
1.Культура Руси X-XYII вв.( из программы факультатива «Подготовка к ОГЭ по истории»).
2.Храмовая архитектура Руси X-XYII вв.
Храм – образ космоса (2 часа)
Слайд 48Интеграция на основе турбион - технологии.
Данная технология представляет собой
связанную
единым содержанием цепочку
«Уроки - исследовательские проекты - презентация
научной и творческой части проекта во внешнюю среду».
Цель данной технологии:включение результатов
исследовательской деятельности учащихся в
содержание учебного материала.
Тип занятия: применение знаний на практике.
Форма занятия: защита проектов.
Тип проекта: информативный.
Слайд 49
Календарно-тематический план
программы факультатива «Подготовка к ОГЭ по истории».
1.Русь в VII-XII
веках
2.Работа с документами
3.Феодальная раздробленность на Руси.
4.Работа с документами
5.Образование Российского централизованного государства
6.Работа с документами.
7.Россия при Петре I.
8.Работа с документами.
9.Эпоха дворцовых переворотов и просвещенного абсолютизма Екатерины II.
10.Работа с документами.
11.Культура X-XVIII веков.
12.Работа с документами.
И т.д.
Задачи:
образовательные: научить применять полученные знания
на практике; оперировать имеющимся
потенциалом в конкретной ситуации; научить отстаивать свою
точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.
воспитательные: вовлечь в активную деятельность;
формировать гуманные качества личности учащихся;
совершенствовать навыки общения.
развивающие: совершенствовать умения работы с источниками
знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения;
умения выступать и защищать свою точку зрения;
развивать творческие способности; развивать
коммуникативные навыки; развивать познавательный интерес
к окружающей жизни.
Слайд 51Памятка «Как описать памятник архитектуры»
История создания храма. Автор или заказчик.
Традиции, связанные
с храмом.
Архитектурные особенности храма. Описание храма.
Храм на картинах русских художников.
Мое впечатление о храме.
Слайд 53
Храмы делятся на шатровые и купольные.
Шатровый храм
Купольный храм
Слайд 54 Главным украшением собора являются купола.
Каждый купол
стоит на барабане.
Главную роль в композиции храма играет центральный купол.
Главный купол
Барабан
Слайд 55Золотой купол
Зелёные купола
Синие, синие со звёздами купола
Серебряные купола
Посвящён Христу
Пресвятой Богородице
Троице, символизируют
Святой Дух
Посвящены святым
Слайд 56Крестово-купольная застройка храма (внутреннее строение)
Слайд 57Храмовая архитектура Руси X-XYII вв.
Храм – образ космоса.
Цель урока:
Познакомить
учащихся с основными чертами архитектуры Древней Руси.
Формировать чувство любви к родному искусству и бережное к нему отношение.
Задачи:
создать условия для формирования у учащихся навыков поисковой деятельности через выполнение рисунка храма; создать условия для итоговой работы над макетом храма
формирование уважительного отношения к искусству и культуре России;
развивать творческую и познавательную активность.
Тип урока: комплексное применение знаний
Слайд 58Храмовая архитектура Руси X-XYII вв.
Храм
– образ космоса.
1 урок: Практическое выполнение заданий:
Выполнить рисунок одноглавого крестово - купольного храма.
Домашнее задание:
а)выполнить пейзаж с храмом.
б)Определить тип храма Вознесения Господня в г.Йошкар-Оле.
2 урок: Практическое выполнение
заданий:
выполнить макет храма
Вознесения Господня в г.Йошкар-Оле
в технике бумажная пластика.
Слайд 59Ожидаемый результат
Каждый ученик должен знать алгоритм поисковой работы, уметь находить решение
для какой – либо проблемы, т.е. уметь проектировать и создавать архитектурное сооружение в виде макета.
У учащихся формируется конкретно – историческое понимание эпохи; сознательное отношение к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры; развивается творческий подход к
познанию культуры прошлого, а также созданию, совершенствованию и оформлению архитектурной и природной среды.
Слайд 60Общие выводы
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы
поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков.
Использование возможностей мультимедийного оборудования, активных методов обучения даёт возможность успешно решить учебные и творческие задачи, активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках истории и изобразительного искусства, повысить качество образования, позволяет сделать уроки эмоционально насыщенными, запоминающимися и вызывающими интерес к предмету.
Слайд 61Общие выводы
Интегрированные уроки «история- изобразительное искусство» формируют у ребенка целостное восприятие
окружающего мира,
обеспечивают прочность и устойчивость знаний на основе расширения ассоциативных связей,
развивают духовный мир ребенка, его воображение,
воспитывают у него умение воспринимать и понимать произведения искусства,оставляют яркое эстетическое впечатление,
вызывают изменения в его мировоззрении и в культуре поведения, повышает уровень подготовки к жизни.