Слайд 1Партизаны и подпольщики – Отечественная война в тылу врага.
Бойцы севастопольского подполья.
Проект
подготовила:
учитель истории ГБОУ СОШ № 22 им. Н. А. Острякова г. Севастополя
Паклина Евгения Владимировна
Слайд 2Цели урока:
дать представление о роли партизанского движения в борьбе с
немецко-фашистскими захватчиками;
пробудить интерес к малоизвестным страницам истории Великой Отечественной войны и своего города;
отработать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
способствовать формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
Воспитание гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, уважительное отношение к истории многонационального народа России.
Слайд 3Как вы думаете, кто бы мог быть автором подобных строк? Какие
чувства человек вложил в это четверостишье, что оно нам говорит о своем авторе?
«И если в страну мою недруг ворвется,
Найдет он могилу себе.
Клянусь,— пока сердце в груди моей бьется,
Отчизна, я – верен тебе.»
Эти строки принадлежат перу четырнадцатилетнего мальчишки, Юре Стоянову, который, когда в город Старый Крым пришла война, вместе со своими братьями оставил родительский дом и ушел в горы, вступив в партизанский отряд, организованный на базе местной школы.
Слайд 4В этом году наша страна отмечает Великий праздник-годовщину 70-летия Победы в
Великой Отечественной войне. Весь мир знает, что силами советских людей многие народы обрели мир, разрушенный амбициями Германии.
Каждый человек многомиллионного государства внес свой посильный вклад в эту Победу.
Слайд 5Посмотрите на эти фото и назовите, какие основные формы борьбы
и содействия фронту существовали в годы войны?
Слайд 6Сегодня наш урок будет посвящен тем, кто оставался в тени, во
всех смыслах, но кто помог одержать сокрушительную победу. Их имена не так часто звучат, когда вспоминают о победителях, однако, мы должны их знать и помнить.
Предлагаю вам представить себя участником партизанского отряда, задача которого законспектировать важную политинформацию для передачи ее в штаб.
Какие ассоциации вызывает у вас слово «партизан»?
Партизан – участник нерегулярного военного отряда, борющегося в тылу врага, используя подрывные и диверсионные способы борьбы.
Слайд 7Для того, чтобы лучше понять характер деятельности партизанских отрядов, обратимся к
военной хронике
Слайд 8Задание: дать короткие ответы на вопросы, используя информацию из видеоролика.
Кто чаще
становился участниками партизанских отрядов?
В каких районах партизаны развернули особенно широкую сеть своих организаций и почему?
Что побуждало людей уходить на борьбу в тыл врага?
Каким образом происходило снабжение партизан оружием и всем необходимым для жизни?
Как вы считаете, чем можно объяснить успех деятельности советских партизан?
Слайд 9Агитационный плакат, прославляющий подвиг советских партизан
Задание: используя информацию из видеофрагмента, заполнить
таблицу
Слайд 10Все эти действия подпольных групп имели большое значение для общего дела
приближения Победы. Немецкие солдаты так описывали свои столкновения с партизанскими отрядами.
«Отход наших войск, в конце концов, обусловлен действиями партизан. О размерах их операций можно представить из разговоров с людьми, участвовавших в их подавлении. Недавно там был один из военных, проживающий в нашем квартале. Он в отпуску, так как был ранен во время такой операции. Он описывает это как второй фронт в тылу главной линии обороны.»
Из письма отца солдату Вальтеру Торнебруку
Почему немцы называли войну с советскими партизанскими отрядами «вторым фронтом»?
Слайд 11Обратите внимание на распространенность и локализацию советского партизанского движения. Отряды действовали
на всех участках линии фронта.
Отдельные отряды были сформированы еще в самом начале войны, их деятельность была сразу же взята под контроль военного командования всей армией СССР.
18 июля 1941 г. – издано Постановление ЦК ВКП(б) «Об организации борьбы в тылу германских войск»
30 мая 1942 г. – создан Центральный штаб партизанского движения, контролирующий республиканские и областные штабы.
Слайд 12Партизанское движение наносило огромный урон силам немецкой военной машины, поэтому немецким
командованием были разработаны специальные директивы, описывающие методы борьбы с сопротивлением в тылу.
29 ноября 11941 г. – приказ Эриха фон Манштейна «Об организации и методах борьбы с партизанами»
Слайд 13Успешность в проведении партизанских операций во многом зависела не от качества
организации управления, а от искреннего желания людей освободить родную землю от жестоких оккупационных властей. Именно чувство любви к Родине, ко всем народам, оказавшимся под гнетом врага толкали людей на подвиг.
Нет ни одного города и поселка в нашей стране, где не хранили бы память о своих «народных героях», пусть даже не отмеченных высокими званиями и орденами, но отдавшими жизнь во имя мира.
Слайд 14Деятельность «народных мстителей» в оккупированном Севастополе
Вспомните, как завершился для Севастополя первый
этап войны 1941-1942 гг.?
Почему наш город имел стратегически важное значение для немецкого командования?
Как вы считаете, существовали ли благоприятные условия для действия партизанских отрядов в районе Севастополя?
Слайд 15На окраине Севастополя есть длинная извилистая улица, спрятанная между двух высоких
холмов. Она носит имя Василия Ревякина.
После оставления Севастополя войсками Красной армии, в городе оставались разобщенные группы тех, кто не смог эвакуироваться. Среди таких был и В. Ревякин.
Он приложил все усилия, чтобы создать в городе организованное партизанское движение, которое бы объединило всех в борьбе с оккупационными властями.
«Трудящиеся Севастополя, объединяйтесь на борьбу с гитлиризмом!»
Слайд 16За несколько месяцев 23-летнему Ревякину и 17-летней Лилии Нефедовой удалось переоборудовать
свой дом в штаб подпольщиков. Под полом кухни располагалась типография, где печатались агитационные листовки и был налажен выпуск газеты «За Родину». Это были единственные источники информации о том, что происходит на «большой земле», как развивается ситуация на фронте.
Слайд 17Организация, созданная Ревякиным называлась «Коммунистическая подпольная организация в тылу немцев» (КПОВТН).
Основные направления деятельности ревякинцев:
- организация подрывов транспортных грузовых составов;
- организация побегов заключенных из немецких лагерей;
- подпольное издание газеты и информационных листовок;
- работа по подготовке «всеобщего вооруженного восстания».
Текст клятвы, которую давали вступающие в КПОВТ
Слайд 18«Ревякинцы» активно действовали на протяжении 1943-1944 г. Они не дали немцам
возможности превратить наш город и его жителей в своих рабов, однако, в марте 1944 г. КПОВТН была раскрыта, а все ее участники расстреляны. Василий Дмитриевич Ревякин за свой подвиг и бесстрашие был посмертно удостоен звания Герой Советского Союза.
Слайд 19Среди партизан было большое количество детей и подростков, которые проявляли стойкость
и героизм достойные настоящих воинов.
Одной из многих героических историй в летописи нашего народа сохранилась история школьника Вилора Чекмака, который первым заметил приближающихся к партизанскому отряду немцев. Выстрелом из ракетницы предупредил свой отряд об опасности, а сам принял бой с наступавшими гитлеровцами. Вилор дрался до последнего патрона. Когда стрелять было уже нечем, он подорвал себя и солдат противника гранатой. Его последние слова были: «За Родину! За родной Севастополь!»
Слайд 20Всего за годы Великой отечественной войны десятки тысяч мальчиков и девочек
жертвовали своим детством и жизнью ради освобождения Родины
Слайд 21Вклад советских партизан в общее дело Победы:
-
За годы войны советские партизаны уничтожили, ранили и пленили свыше 1,6 млн. гитлеровских солдат, офицеров и чиновников администрации;
- организовано более 20 тыс. крушений поездов, выведено из строя более 10 тыс. паровозов и 110 тыс. вагонов, взорвано и разрушено 12 тыс. мостов, уничтожено более 65 тыс. автомашин, свыше 4 тыс. танков и бронемашин, сбито в воздухе и взорвано на аэродромах более 1,1 тыс. самолетов, выведено из строя свыше 17 тыс. км связи;
- Партизаны и подпольщики отвлекли на себя значительные силы немецких войск.
Советские партизаны в полном смысле слова создали в тылу врага второй фронт, который оказал огромное влияние на ухудшение морального состояния войск противника;
- Партизаны спасли от плена и угона в Германию и неминуемой смерти десятки тысяч наших соотечественников. Только в партизанских краях Белоруссии, Украины, Брянщины, Смоленщины, Калининской и Ленинградской областей под охраной партизан проживало и эффективно работало на Победу более 4 млн. советских граждан.
Слайд 22Задание:
Представьте, что вам необходимо объяснить товарищу о том, кто такие партизаны
и о их роли в войне. Составьте короткую справку в форме синквейна и обменяйтесь с соседом по парте.
Синквейн.
1 строчка – ключевое слово
2 строчка – 2 прилагательных, характеризующих понятие
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – предложение, в котором отражено ваше отношение к понятию
5 строчка – слово-резюме, раскрывающее суть понятия
Медаль «Партизану Великой Отечественной войны I и II степени»
Слайд 23Доблестный, героический поступок.
Тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов
на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Организатор налаженного партизанского движения в Севастополе в годы оккупации.
Часть государства в период войны, которая не является открытым театром военных действий.
Способ передачи информации, активно используемый партизанами.
Работа, направленная на выявление планов противника.
Размещалась под полом кухни в доме В. Д. Ревякина.
Победил а Великой Отечественной войне советский….
Решите кроссворд
Слайд 24Список использованной литературы и материалов.
П. В. Макаров. Партизаны Таврии. М., Воениздат, 1960. — 383
стр.
В тылу врага. Листовки партийных организаций и партизан периода Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. М., 1962.
Крым в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941—1945 гг. Симферополь, 1963.
Крым в Великой Отечественной войне 1941—1945: сб. документов и материалов. Симферополь, 1973.
Иллюстрации:http://waralbum.ru
http ://military-photos.livejournal.com
Видео: http://www.youtube.com/watch?v=3glSclv2vMo
https://www.youtube.com/watch?v=X1DoCZVlZp0