Слайд 1«Трудные вопросы истории России». Особенности методики преподавания при подготовке к ЕГЭ
по истории.
Слайд 2Результаты ЕГЭ 2016 г.
Выпускники 2016 г. неплохо справились с заданиями по
периодам VIII–XVII вв. и XVIII – середина XIX в.
Надо отметить, что у выпускников достаточно хорошо сформированы такие ассоциативные связи, как Куликовская битва – Дмитрий Донской, Ледовое побоище – Александр Невский, Бородинское сражение – М.И. Кутузов, Иван IV – опричнина, и некоторые другие.
Значительно хуже выполнены задания по периодам второй половины XIX – начала XX в. и 1914–1941 гг. , задания по периодам 1945–1991 г. и 1991–2012 гг.
Слайд 3Методические рекомендации
Учителям рекомендуется уделять больше внимания закреплению данного материала по мере
его изучения и в процессе предэкзаменационного повторения.
Такое повторение может быть организовано в ходе изучения других периодов истории России. Например, при изучении истории Великой Отечественной войны очень полезно систематически обращаться к предвоенной истории страны, в которой кроются причины неудач СССР на начальном этапе войны и во многом причины дальнейших успехов в войне.
Слайд 4Методические рекомендации
Эффективными приемами являются: составление таблиц, схем, в которых представлены события
и даты истории России; выполнение соответствующих заданий в рабочих тетрадях (соотнесение событий, процессов, явлений, событий и дат, заполнение пропусков в тексте и др.). Необходима также работа с учебником.
На качество выполнения этой группы заданий влияет также то, насколько точно необходимо датировать событие: задания, предполагающие соотнесение события с веком, выполняются существенно успешнее, чем задания на указание события с точностью до десятилетия и тем более до года.
Слайд 5Задания на установление хронологической последовательности
Причина плохих результатов- фрагментарность мировосприятия современных школьников
(«клиповое мышление»)
Выход- работа с «лентой времени», составление различных информационных таблиц
Слайд 6Задания на установление хронологической последовательности
988 г. –
1242 г. –
1097 г. - 1380 г. -
Слайд 7Работа с историческими источниками (задание 6)
Участники ЕГЭ 2016 г. по истории
испытали серьезные затруднения при выполнении заданий на работу с табличной информацией, направленной на установление соответствия между историческими источниками и их характеристиками (IX–XIX вв.). Задание формулировалось таким образом:
установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
Слайд 8Работа с историческими источниками (задание 6)
Слайд 9Работа с историческими источниками (задание 6)
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1)Данный договор был подписан в Берлине.
2)По
данному договору Россия получила выход к Балтийскому морю.
3)Данный договор был подписан в Вене.
4)Современником подписания данного договора был А.Л. Ордин-Нащокин.
5)Данный договор был подписан по результатам Северной войны.
6)На территории, присоединённой к России по данному договору, в начале 1830-х гг. произошло мощное восстание.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Слайд 10Работа с историческими источниками (задание 6)
Обучающимся с минимальной подготовкой предпочтительно сосредоточиться
на отработке умения проводить атрибуцию текстового источника и отыскивать в источнике информацию, представленную в явном виде.
Слайд 11Задание на установление соответствия между событиями и историческими деятелями (9)
Оценка качества
личности исторического деятеля:
1. Запоминание фамилии, имени.
2. Ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности.
3. Усвоение идейно- теоретических (политических, религиозных и т.д.) платформ, на основе которых осуществлялось деятельность изучаемой личности.
4. Уяснение, чьи интересы на том или ином этапе историческая личность выражала.
5. Изучение оценок личности ее современниками и современными историками (политологами и т.д.)
Слайд 12Методические приемы изучения исторических личностей:
Проведение сравнительного анализа характеристик, качеств однородных в
плане деятельности личностей, например, руководителей государства;
Оценка личностей по поведению в экстремальных для Отечества условиях;
Оценка личностей по отдельным ярким штрихам к их портретам, будь то примеры быта, увлечений, образованности и т.д.
Определение качеств личностей по умению прогнозировать, предвидеть будущее.
Работа с генеалогическим древом.
Слайд 13Общие правила использования исторической карты в обучении
Все уроки истории проводить с
использованием карты или других картографических средств;
Использовать карты на всех этапах обучения;
Параллельно вести обучение с другими типами картографических пособий;
При переходе от одной карты с другой обеспечивать преемственность между ними;
Работа с настенной картой и настольными картами по возможности вести параллельно и скоординировано;
Постоянным компонентом домашних заданий по истории должна является работа школьников с контурной картой.
Слайд 14Задания с исторической картой
В заданиях ЕГЭ используются прежде всего тематические карты.
Обязательно
– знакомство с легендой исторический карты (умение пользоваться условными обозначениями).
Слайд 15Задания с исторической картой
Школьники должны обращать внимание на так называемые мелочи,
которые не связаны напрямую с историческими событиями, обозначенными на карте, но могут оказать неоценимую помощь при ее атрибуции. Такими «мелочами» могут быть, например, названия государств или городов. Например, карта (схема), посвященная событиям Гражданской
войны 1920 г., часто определяется выпускниками как карта (схема), посвященная событиям Великой Отечественной войны. Чтобы не допустить такой ошибки, достаточно обратить внимание на названия городов (например, Екатеринодар, Петроград).
Слайд 16Задания с исторической картой
В8. Напишите название населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой
«2».
В9. Напишите фамилию полководца, командовавшего армией, обозначенной на схеме цифрой «3».
В10. Напишите название города, где соединились армии, обозначенные цифрами «1» и «3».
В11. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Слайд 17Задания на работу с иллюстративным материалом
Использование наглядности:
А) изобразительная наглядность;
Б) схемы, графики,
статистические таблицы, карикатуры, увеличенные изображения открыток, почтовых марок, монет.
Слайд 18Знание фактов истории культуры
Лучше учащиеся справляются с заданиями по истории культуры
по периоду VIII–XVII в., хуже – по периоду XVIII – начало XX в.
Задание 17:Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
А)«Слово о полку Игореве» 1)Автор – И.Е. Репин
Б)«Домострой» 2)Произведение было написано в период
руководства СССР Л.И. Брежнева
В)картина «Боярыня Морозова» 3)Автор – священник Сильвестр.
Г)роман «Тихий Дон» 4)Описываемые события произошли в XII в.
5)Автору была присуждена Нобелевская премия.
6)Сюжет иллюстрирует события церковного раскола.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Слайд 19Знание фактов истории культуры
Основная причина низких результатов выполнения заданий по истории
культуры состоит в том, что из-за нехватки времени эти темы в школьном курсе истории, как правило, изучаются по «остаточному принципу». Осложняет ситуацию то, что в учебниках произведения культуры, имена деятелей культуры нередко даются списком, без раскрытия особенностей произведений и фактов биографий. Выход состоит в том, чтобы при изучении различных тем по истории России привлекать факты истории культуры. Так, например, учитель может обратить внимание школьников на скульптуру «Медный всадник» при изучении деятельности Петра I и Екатерины II.
Слайд 20Правление Ярослава Мудрого (1019-1054)
Слайд 21Правление Ивана Грозного(1547-1584)