Слайд 1Составитель:
Бурлакова Екатерина Владимировна,
учитель истории
МКОУ «Александровская СОШ»
Технологическая карта урока
«Олигархическая Спарта»
история, 5 класс
Слайд 2Предметная область: общественно-научные
предметы
Предмет: история.
Класс: 5
Тема урока: Олигархическая Спарта
Место урока:
урок № 36, в разделе
«Античный мир. Эллинизм. Древняя Греция»
№ 9, в теме «Полисы Греции» № 3
Базовый учебник: Уколова В.И. История
Древнего мира. 5 класс: учеб. для образоват.
учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Слайд 3Цель урока:
Показать, что жизнь в Спарте была подчинена
военным законам,
раскрыть причины такого
общественно-политического устройства;дать
представление о древних законах Спарты,
сопоставить их с порядками в Афинах;
охарактеризовать понятие
«олигархия»;познакомить учащихся с
Тип урока: изучение нового материала
особенностями воспитания спартанских детей.
Основные понятия: олигархия, лаконичность
Межпредметные связи: география, литература
Слайд 4Планируемые результаты:
личностные
Понимать роль социально-активной личности в истории;
выражать ценностное отношение к
демократии и правам человека;
проявлять устойчивый интерес к истории и культуре человечества; воспринимать историю как способ понимания современности; анализировать и оценивать конкретные ситуации нравственного выбора; понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для развития человеческого общества.
Слайд 5Регулятивные:
Определять цель и намечают пути достижения цели.
Сличать способ действия и его
результат с заданным эталоном
Осознавать качество и уровень усвоения материала, оценивать результат работы.
Планируемые результаты:
метапредметные
Слайд 6Познавательные:
Устанавливать причинно-следственные связи событий и явлений;
использовать современные источники информации, в
том числе на электронных носителях;
воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в словесной, образной и символической формах;
анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.
Планируемые результаты:
метапредметные
Слайд 7Коммуникативные:
Давать последовательный логически выстроенный ответ на заданный вопрос;
формулировать гипотезы, понимать
различие между исходными фактами и гипотезами для их объяснения;
сравнивать на основе выделенных линий учителем сравнения сопоставляемые факты и делать умозаключения по результатам сравнения.
Планируемые результаты:
метапредметные
Слайд 8Относить изучаемые факты истории Спарты к областям жизни людей (хозяйственной, социальной,
политической, духовной); характеризовать жизнь в Спарте как подчинение военным законам, раскрывать причины такого общественно-политического устройства, рассказывать о древних законах Спарты и личности Ликурга;
сопоставлять особенности государственного управления в Афинах и Спарте по предложенному алгоритму; раскрывать понятия «олигархия», выделять основные существенные черты данной формы правления; систематизировать информацию о воспитании спартанских детей на основе различных источников, готовить сообщение;
располагать изучаемые события в хронологическом порядке.
Планируемые результаты:
предметные
Слайд 9Образовательные технологии:
ИКТ – информационно –
коммуникационные технологии
ТПФУД – технология поэтапного
формирования
умственных действий.
Формы работы:
фронтальная, парная, групповая.
Слайд 10Ресурсы
Основные:
Уколова В.И. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для образоват.
учреждений/ В.И.Уколова, Л.П.Маринович; под ред.А.О.Чубарьяна; Рос.акад.наук, Рос.акад. образования, изд-во «Просвещение». –
М.: Просвещение, 2012.
Уколова И.Е. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Рос.акад.наук, Рос.акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012.
В.И.Уколова. Всеобщая история. История Древнего мира. Электронное приложение к учебнику: интерактивные схемы «государственное устройство Спарты», «Сословное деление спартанского общества», фотографии
Дополнительные:
Образовательный комплекс «1С: Школа. История Древнего мира, 5 класс», авторы: И.Е.Уколова
http://school-collection.edu.ru «История Древнего мира»: презентация «Древняя Спарта»
(№ 204601); схема «государственное устройство Спарты» (№ 118991)
Оборудование:
Мультимедиопроектор, ноутбук, карта
Слайд 12Характеристика этапов урока
1 этап: организационный момент
Цель этапа: создать эмоциональный настрой
на урок, мотивировать обучающихся на работу.
Деятельность учителя: приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, организует внимание.
Деятельность учащихся:
Регулятивная:
Осуществляют самоконтроль готовности к уроку.
На основе задаваемой учителем мотивации, учащиеся
включаются в процесс целеполагания: понимают и принимают
требования учителя.
Познавательная:
Стремятся научиться выполнять работу данного вида.
Коммуникативная:
Приветствуют учителя, дают ответ на заданный вопрос.
Слайд 132 этап: подготовка к активной познавательной деятельности
Цель этапа: на основе
актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.
Деятельность учителя: организует работу с раздаточным материалом
1. Раздает карточки с географическими названиями, предлагает учащимся составить логическую цепочку, выслушивает ответы учащихся, выводит на экран правильный ответ, комментирует результат.
2. Раздает задание на выстраивание соответствия понятия с его признаками
Деятельность учащихся:
Регулятивная:
Составляют логическую цепочку из предложенных слов. Осознают качество
и уровень усвоения материала ранее изученных тем, оценивают результат
работы.
Познавательная:
Структурируют знания, анализируют объекты с целью выделения признаков,
выбирают основания и критерии для классификации объектов.
Коммуникативная:
Планируют учебное сотрудничество с учителем, с достаточной полнотой и
точностью выражают свои мысли.
Слайд 14Давайте проверим
Логическая цепочка:
Балканский п-ов - Аттика - Афины
Определения:
1)
аристократия
2) демократия
3) олигархия
Б) власть знатных
А) власть народа
В) власть немногих
Слайд 162 этап: подготовка к активной познавательной деятельности
Деятельность учителя:
3. Задает вопрос
о том, какое понятие было для учащихся новым.
Выслушивает ответы, фиксирует слово «олигархия» на доске.
4. Организует фронтальную устную работу учащихся с картой в учебнике
стр.130, предлагает найти п-ов Пелопоннес, область Лакония, назвать
главный город этой области.
Деятельность учащихся:
Регулятивная:
Выделяют то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, выстраивают
соответствие.
Сличают способ действия и его результат с заданным эталоном.
Познавательная:
Ищут и выделяют необходимую информацию. Изучают карту, обдумывают
и дают ответ «Спарта», показывают на карте у доски.
Коммуникативная:
Выражают свои мысли достаточной полнотой и точностью.
Учащиеся высказывают свои предложения.
Слайд 173 этап:
установка познавательной задачи
Цель этапа:
Обеспечить мотивацию учения школьников,
их включение в совместную
деятельность.
Деятельность учителя:
Фиксирует название города «Спарта» на доске. Предлагает сформулировать
тему урока, использую два значимых слова, зафиксированных на доске.
Предлагает сформулировать познавательную цель урока. Определяет задачу
предстоящей учебной деятельности. Логически и содержательно связывает
ранее изученные вопросы с тем, что будет изучаться на уроке. Актуализирует
известные учащимся знания, умения, опыт деятельности, в связи с тем, что
будет изучаться.
Деятельность учащихся:
Регулятивная:
Определяют учебную задачу при соотнесении уже известного и усвоенного с
неизвестным.
Познавательная:
Предлагают познавательную тему и цель. Записывают тему в тетрадях.
Коммуникативная:
Формулируют и высказывают свою точку зрения в ходе сотрудничества.
Слайд 19
СПАРТА – полис на юге полуострова Пелопоннес.
Слайд 204 этап: усвоение новых знаний
Цель этапа:
Создание условий для освоения учащимися
логически и содержательно
законченного фрагмента учебного содержания предметного и
метапредметного характера, добиться усвоения и осознания учащимися
путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная
деятельность.
Деятельность учителя:
Напоминает о дорийском нашествии и рассказывает про образование
спартанского государства. Спарта – государство, которое создал
немногочисленный народ- победитель, овладевший огромной территорией
с населением, опережавшим спартиатов в развитии.
Сообщает о том, что Спарта была вторым по важности городом-
государством Греции после Афин. Организует работу учащихся с картой в
учебнике с.130, предлагает определить соседние области Спарты.
Сообщает о том, что постепенно спартанцы покорили всю Лаконию, а в 7-ом
веке до н.э. завоевали соседнюю область – плодородную Мессению.
Рассказывает о группах населения Спарты. Сообщает о том, что создатели
спартанского государства – прежде всего легендарный Ликург – нашли способ
не смешиваться с местным населением и сохранить незыблемым своё
государство. Организует групповую работу с текстом учебника (с.168-169),
предлагает выделить и четко сформулировать реформы Ликурга.
Слайд 21Спарта была вторым по важности городом-государством Греции после Афин
Слайд 22Постепенно спартанцы покорили всю Лаконику. А 7-ом веке до н.э.
завоевали соседнюю область – плодородную Мессению.
Слайд 23Жители Древней Спарты
СПАРТАНЦЫ
ПЕРИЭКИ
ИЛОТЫ
Слайд 24Деятельность учащихся:
Регулятивная:
Высказывают свои предположения по
цепочке, контролируют правильность ответа
при помощи экрана.
Познавательная:
Выполняют различные учебные действия для освоения содержания
темы: Извлекают необходимую информацию из прослушанного
текста. Работают с легендой карты. Определяют соседние области
Спарты. Вспоминают понятие «реформы».
Работают с текстом учебника, смысловое чтение, отбор нужной
информации.
Коммуникативная:
Определяют цель работы в группе, распределяют функции
участников, вырабатывают способы взаимодействия в системе
«ученик-ученик».
4 этап: усвоение новых знаний
Слайд 25Реформы Ликурга
Строгое закрепление прав за каждой категорией жителей.
Земля и несвободное население
принадлежит государству.
Равные возможности спартанцев.
Запрет для спартанцев любым занятием кроме военного дела.
Слайд 265 этап: физпауза
Цель этапа:
Обеспечение эмоциональной разгрузки
учащихся.
Деятельность учителя:
Смена
деятельности.
Деятельность учащихся:
Регулятивная:
Могут сменить вид деятельности и продолжить
работу.
Слайд 276 этап: этап первичного закрепления знаний
Цель этапа:
Первичный контроль за правильностью
выполнения способа действия.
Деятельность учителя:
1. Предлагает по картинкам на экране определить группы
населения и рассказать о правах каждой группы.
2. Предлагает ответить на вопрос – какое занятие для спартанцев было главным, могло ли это повлиять на воспитание детей и молодежи.
Деятельность учащихся:
Регулятивная:
Высказывают свои предположения, контролируют правильность ответа при
помощи экрана.
Познавательная:
Характеризуют группы населения, рассказывают о правах каждой.
Называют главное занятие спартанцев.
Коммуникативная:
Работают в паре, высказывают свои предположения, классифицируют по
признакам. Слушают вопрос, высказывают свои предположения.
Слайд 28Население Лаконики
Спартиаты (спартанцы)
потомки дорийцев
9 тыс. человек
Периэки (соседи)
Свободное население
Платили дань спартанцам
Занимались торговлей,
ремеслом
Илоты
Закабаленное население
Коллективная собственность спартанцев
Слайд 32Образ жизни спартанцев
Жизнь как в военном лагере
Война и подготовка к ней
Криптии
тайное убийство илотов
Ремесло торговля занятия искусством наукой
Суровое спартанское воспитание
Дети не принадлежали родителям
Лаконичная (краткая речь)
Роскошь железные деньги
Изоляция от внешнего мира
Слайд 33Спарта – военный лагерь
ВСЕ СПАРТАНЦЫ-МУЖЧИНЫ БЫЛИ ВОИНАМИ
ТОРГОВЛЯ
РЕМЕСЛО
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Слайд 347 этап: усвоение новых знаний
Цель этапа:
Выполнение учебных действий для освоения содержания
темы,
формирования умений работать с информацией.
Деятельность учителя:
Предлагает выслушать сообщение ученика о воспитании детей и
молодёжи ответить на вопросы как воспитывали воина-спартанца,
что было общего в воспитании мальчиков и девочек в Спарте?
Ваше отношение к такому воспитанию.
Деятельность учащихся:
Регулятивная:
Определяют уровень усвоения материала.
Познавательная:
Рассказывают, каким было спартанское воспитание, определяют
свое отношение к нему.
Коммуникативная:
Формулируют и высказывают свою точку зрения.
Слайд 35Спартанское воспитание
Спартанка отдает своего сына государству
Слайд 36Спартанское воспитание
НОВОРОЖДЕННЫЙ
Если крепкий и здоровый, то опускали в холодный ручей и
отдавали отцу
Если хилый и нездоровый, то относили в горы и бросали в пропасть
Слайд 37Спартанское воспитание
это
строгое послушание;
военные навыки;
умение пользоваться оружием;
пренебрежение удобствами;
простота в общении и немногословность (такая речь называется лаконичной)
Слайд 38Деятельность учителя:
Предлагает учащимся логическое задание на восстановление текста
(«Заполни пропуски») Государственный
строй в Спарте, тем самым
создавая проблемную ситуацию, когда выполнение задания невозможно
из-за недостатка знаний. Предлагает прочитать текст учебника с.170
«Государственный строй» и заполнить пропуски, составить в паре схему
управления Спартой по тексту п.4 параграфа.
Деятельность учащихся:
Регулятивная:
Определяют последовательность действий, осознают, что невозможно
выполнить задание из-за недостатка знаний.
Познавательная:
Составляют целый текст из частей, выстраивают логическую цепочку
рассуждений. Объясняют значение понятия «олигархия».
Перерабатывают и представляют информацию в схематичной форме
Коммуникативная:
Работают в паре, высказывают свои предположения. Выражают с
достаточной полнотой и точностью свои мысли. Обсуждают
получившиеся варианты
7 этап: усвоение новых знаний
Слайд 39Спарта – военный лагерь
КОМАНДИРЫ
ВОЙСКА
ОБСУЖДАЕТ ВСЕ
ПРОБЛЕМЫ
СОСТОИТ ИЗ СПАР-
ТАНЦЕВ, ГОЛОСУЕТ
СВОБОДНОЕ
НАСЕЛЕНИЕ
В 6-ом
веке до н.э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции
Слайд 40Управление в Спарте
Совет старейшин
Два царя
28 старейшин
Народное собрание
Слайд 41Словарь
Олигархия – власть немногих.
Оли – с греческого языка означает мало
Слайд 427 этап: усвоение новых знаний
Деятельность учителя:
Задает учащимся вопрос: почему спартанцы считались
лучшими воинами
в Элладе? Предлагает задания к документу эпиграммы:
1.Объясните, почему в древней надписи особо отмечено, что погибшего
спартанского воина «внесли на щите» и что «все на груди были раны».
2.Расскажите на основании этого текста, какой была спартанская
армия, какое место занимала военная служба в жизни спартанцев и как
относились жители Спарты к своим воинам.
Деятельность учащихся:
Регулятивная:
Анализируют эпиграмму, посвященную гибели спартанского воина.
Познавательная:
Ориентируются и воспринимают текст художественного стиля.
Анализируют текст с целью выделения основных признаков.
Коммуникативная:
Выражают с достаточной полнотой и точностью свои мысли.
Слайд 448 этап: закрепление знаний
Цель этапа:
Выявление качества и уровня усвоения знаний
и способов
действий.
Деятельность учителя:
Организует контроль усвоения знаний. Формулирует задание.
Обеспечивает мотивацию выполнения. Организует: проверку
выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации
первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся.
Деятельность учащихся:
Регулятивная:
Выполняют индивидуально тест, делают взаимопроверку по
образцу.
Познавательная:
Объясняют свой выбор, на что опирались при выполнении
задания.
Коммуникативная:
Осуществляют пошаговый контроль по результату.
Слайд 45Краткие выводы
1. Спарта – полис на юге полуострова Пелопоннес.
2. Население Спарты
составляли спартанцы, периэки и илоты.
3. За соблюдением всех правил следил Совет старейшин.
4. Все спартанцы были воинами, поскольку Спарта часто вела войны с соседями. Кроме того, спартанцы должны были постоянно удерживать в своей власти покоренных илотов.
5. Спартанское воспитание было одним из самых жестоких в Греции и было полностью подчиненно интересам государства.
6. Государственный строй Спарты получил название олигархия.
Слайд 469 этап: домашнее задание
Цель этапа:
Дать целевые установки по выполнению домашнего
задания.
Деятельность учителя:
Инструктаж о выполнении домашнего задания.
Деятельность учащихся:
Регулятивная:
Определяют уровень сложности домашнего задания.
Познавательная:
Рассказывают, что необходимо знать, чтобы выполнить
домашнее задание.
Коммуникативная:
Выражают с достаточной полнотой и точностью о свои мысли.
Слайд 4910 этап: рефлексия
(подведение итогов занятия)
Цель этапа:
Соотнесение полученного результата с поставленной
целью, самоанализ и
самооценка собственной деятельности.
Деятельность учителя:
При подведении итогов делает акцент не только на предметные
результаты, но и личностные, метапредметные. Ориентируется на
самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки.
Учитывает динамику результатов обучения детей относительно самих
себя.
Деятельность учащихся:
Регулятивная:
Высказывают свое мнение при осуществлении самооценки.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что
получилось, что не получилось и почему).
Коммуникативная:
Осуществляют самооценку по предложенным критериям.