Презентация, доклад Стратегия смыслового чтения на уроках истории

Содержание

Представлена система деятельности педагога на примере занятия по курсу «Грамотное чтение»Целевая аудитория: учащиеся 8 классовРабота над внедрением системы будет длиться в течение 1 года

Слайд 1« Формирование стратегий смыслового чтения у обучающихся 8 классов»


Выполнил

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 73 г.о. Самара
Глущенко Татьяна Анатольевна
« Формирование стратегий смыслового чтения у обучающихся 8 классов»Выполнил

Слайд 2
Представлена система деятельности педагога на примере занятия по курсу «Грамотное чтение»


Целевая

аудитория: учащиеся 8 классов


Работа над внедрением системы будет длиться в течение 1 года
Представлена система деятельности педагога на примере занятия по курсу «Грамотное чтение»Целевая аудитория: учащиеся 8 классовРабота над внедрением

Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ
Глобальные процессы информатизации общества – увеличение количества текстовой информации, предъявление новых

требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки – поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.
В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в школе и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.
На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ, среди которых программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
АКТУАЛЬНОСТЬ	Глобальные процессы информатизации общества – увеличение количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и

Слайд 4Результаты стран по читательской грамотности в PISA

(Международная программа по оценке образовательных

достижений учащихся).
В исследовании приняли участие 65 стран мира.

Лидирующие страны и территории:
Корея, Финляндия, Шанхай (Китай), Гонконг (Китай), Сингапур
38 стран, средний балл которых статистически значимо выше среднего балла России.

2. 4 страны, средний балл которых не отличается от балла России (Австрия, Литва, Турция, Дубай (ОАЭ).
Россия – средний балл – 459. Место 43.

3. 22 страны, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России,

Результаты стран по читательской грамотности в PISA(Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). В исследовании приняли участие

Слайд 5В российских школах недостаточно проверялась читательская грамотность,
а упор делался на

проверку техники чтения.
Из 77 обучающихся в 7 классе
норму по технике чтения прошли 43%,
31% читают выше норм,
26% читают ниже нормы.

Читательская грамотность
сформирована
у 40% школьников.

В российских школах недостаточно проверялась читательская грамотность, а упор делался на проверку техники чтения. Из 77 обучающихся

Слайд 6Противоречия:
Противоречия социокультурного плана – между постоянно растущими требованиями к уровню читательской

компетентности как фактору успешной социализации в условиях информационного общества и прогрессирующими тенденциями функциональной неграмотности среди обучающихся.

Противоречия педагогического плана:
между стратегией современного образования на освоение школьниками базовых компетентностей и недостаточной разработанностью педагогических методов и технологий, адекватных решению этих задач;
между декларируемой гуманитаризацией современного образования и неготовностью педагога к активному использованию потенциала чтения в освоении школьниками предметных областей знания;
между ориентацией современного образования на непрерывное усиление роли самостоятельной деятельности школьников и недостаточной компетентностью педагога в вопросах эффективных стратегий работы с текстом.

Противоречия организационно-методического плана:
между прогрессирующим развитием медиаресурсов и минимальным использованием их потенциала в практической деятельности по приобщению к чтению.
Противоречия:Противоречия социокультурного плана – между постоянно растущими требованиями к уровню читательской компетентности как фактору успешной социализации в

Слайд 7Разрешение противоречий обусловили проблему, какими педагогическими условиями можно обеспечить формирование смыслового

чтения текстовой информации у обучающихся 8 классов
Цель исследования состоит в разработке и внедрению методики формирования у школьников стратегий смыслового чтения текстовой информации
Задачи:
Изучить требования междисциплинарной учебной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Изучить современные теории основ смыслового чтения и работы с текстом;
Разработать систему формирования стратегий смыслового чтения и проверить эффективность разработанной методики в опытном обучении.
Спрогнозировать образовательные результаты у обучающихся за курс «Грамотное чтение»;
Научить учащихся ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
Сопоставлять основные и внетекстовые компоненты (объяснять назначение карт, рисунков, графиков, таблиц);
Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
Находить доводы в защиту своей точки зрения



Разрешение противоречий обусловили проблему, какими педагогическими условиями можно обеспечить формирование смыслового чтения текстовой информации у обучающихся 8

Слайд 8Универсальные учебные действия:
КоммуникативныеУУД
Исследовательские
и проектные
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Чтение
в составе УУД
ЛичностныеУУД

Универсальные учебные действия:КоммуникативныеУУДИсследовательские и проектныеПознавательные УУДРегулятивные УУД Чтение в составе УУДЛичностныеУУД

Слайд 9По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия «смыслового чтения» — это план-программа совместной

деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя.

Условий для реализации эффективного обучения смысловому чтению:
Организация проблемных и поисковых ситуаций (необычность познавательной задачи, яркость фактов, неполнота содержания, деформация текста, представление разных точек зрения на тему)
Внедрение современных образовательных технологий (технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология проектной деятельности, кейс-технологии, написание пятистишия-синквейна, эссе)
Выполнение типовых заданий (сочинение рассказа по эпиграфу, постановка вопросов е тексу и составление планов, граф-схем, сводных таблиц, чтение и интерпретация схем, таблиц, анализ текстов разных жанров, рефлексия на содержание, т.е. связывание информации, обнаруженной в тексте, со знанием из других источников)

По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия «смыслового чтения» — это план-программа совместной деятельности, в которой очень много учащийся

Слайд 10Этапы работы:
Первый этап – подготовительный:
Разработка системы деятельности педагога, по формированию стратегий

смыслового чтения у обучающихся 8 классов;
разработка диагностического инструментария;
проведение констатирующего среза уровня сформированности смыслового чтения у восьмиклассников.


Второй этап – внедренческий:
реализация курса «Грамотное чтение» в учебный процесс;
проведение промежуточного среза для корректировки методики.



Третий этап – аналитический:
проведение контрольного среза уровня сформированности стратегий смыслового чтения
оценка эффективности разработанного курса;
Этапы работы:Первый этап – подготовительный:Разработка системы деятельности педагога, по формированию стратегий смыслового чтения у обучающихся 8 классов;

Слайд 11Представлена система деятельности педагога на примере занятия по курсу «Грамотное чтение»,

8 класс.
Технологическая карта занятия. Текст. МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ КУТУЗОВ
Представлена система деятельности педагога на примере занятия по курсу «Грамотное чтение», 8 класс. Технологическая карта занятия. Текст.

Слайд 12Навык смыслового чтения представляет целый комплекс различных навыков: техника чтения, выделение

главного, анализ материала, сравнение его отдельных частей, синтез, выделение существенных признаков, абстрагирование, конкретизация и обобщение.
Текст для проведения диагностики смыслового чтения должен:
содержать материал, знакомый учащимся;
исключать понятия, термины, еще не усвоенные учащимися;
иметь несложную структуру.
Уровень усвоения текста учащимися оценивается по ответам на вопросы.
Вопросы фактологического характера, делается вывод о низком развитии навыка смыслового чтения (0 баллов). Хорошее развитие этого навыка выявляют вопросы причинно-следственного характера (1, 2 балла).
Навык грамотной устной речи:
пересказ по наводящим вопросам (0 баллов);
пересказ по плану, опорной схеме (1 балл);
самостоятельный пересказ текста (2 балла).
Умение работать со "свернутой" информацией:
обучающийся не видит зависимости, логики в таблице, схеме (0 баллов);
видит зависимость в таблице, схеме, графике (1 балл);
умеет сделать выводы, составить рассказ по таблице, графику, схеме (2 балла).
Навык смыслового чтения представляет целый комплекс различных навыков: техника чтения, выделение главного, анализ материала, сравнение его отдельных

Слайд 13Кадровое обеспечение реализации курса:
Для реализации курса в образовательном учреждении необходимо иметь

следующих специалистов, выполняющих функции:
учитель - предметник, отвечающий за организацию условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса.

Материально-техническое обеспечение реализации курса:
При реализации курса предусматривается создание:
специальных помещений (кабинетов) для обучающихся, предназначенных для групповой и индивидуальной работы.

Информационное обеспечение курса:
В помещениях, где будет реализовываться курс, обеспечивается доступ к информационной среде образовательной организации, а через него – к глобальной информационной среде.

Нормативно-правовое обеспечение курса:
ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря
2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)

Кадровое обеспечение реализации курса:Для реализации курса в образовательном учреждении необходимо иметь следующих специалистов, выполняющих функции:учитель - предметник,

Слайд 14 Я предполагаю, что в результате введения курса «Грамотное чтение», у обучающихся


сформируется:

рациональная организация процесса чтения в зависимости от текста;
глубокое, точное, отчетливое и полное понимание и «присвоение» содержания текста, сопровождающееся эмоциональным сопереживанием, критическим анализом и творческой интерпретацией прочитанного;
поиск, анализ и выбор текста (книги, электронного документа, базы данных, поисковых систем в Интернете и др.) для чтения в соответствии с интересами и возможностями читателя, а также – с целью чтения;
выбор способов (устного, письменного) и языковых средств сохранения прочитанного (высказывание, суждение, доклад, план, тезисы, конспект, аннотация, реферат и т.д.);
читательская культура.
Я предполагаю, что в результате введения курса «Грамотное чтение», у обучающихся 	сформируется:рациональная организация процесса чтения в зависимости

Слайд 15«Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек

и ведет за собой ребенка. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба.
- Что ты делаешь, старик? – спросил человек.
- Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
- Верно! – удивился человек.
- Так бери с собой мудрость:
Если отважился воспитать ребенка, верни его крылатым.
- Как я это сделаю, если сам не умею летать?
- А ты попробуй! – сказал старик и закрыл глаза.
Прошли годы.
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за ним – его учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.
- Я возвращаю ребенка крылатым! – сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца. А старик посмотрел на крылья учителя и произнес:
- А меня больше радуют твои крылья…»
«Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка. Человек

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть