Слайд 1© Коваленко Г.А., ГАПОУ СМПК, 2015 г.
Слайд 2Средневековая Европа
Готический стиль
© Коваленко Г.А., ГАПОУ СМПК, 2015 г.
Слайд 3Содержание
Введение.
Общая характеристика западноевропейского средневековья.
Готическое искусство.
Термин «готика».
Структура храма. Структурные элементы храма.
Готическая архитектура
во Франции.
Готическая архитектура в Англии.
Готическая архитектура в Германии.
Выводы.
Список литературы.
Слайд 4В то время как восточные области бывшей Римской империи процветали, западные
приходили в упадок. Западная Римская империя, начиная с V в., испытывала бесконечные вторжения на свою территорию варварских племен. В 410 г. вестготы разграбили Рим. В 455 г. на Рим напали вандалы и подвергли его невиданному в истории разгрому.
Введение
Слайд 5Закономерным эпилогом разваливающейся западно-римской государственности стала бесконечная смена императоров на троне.
В 476 г. был низложен последний римский император Ромул Августул. Этот год во всемирной истории стал концом античности и началом средневековья.
Слайд 7Общая характеристика западноевропейского средневековья
Термин «средние века» впервые появился в конце 60-х
гг. ХV в. в произведениях представителей нового философского направления гуманизм. Итальянские гуманисты обозначили этим понятием период с момента падения Западной Римской Империи (476) до начала эпохи, в которую жили сами.
Слайд 8Вообще историю средних веков делят на три периода: раннее средневековье, классическое
средневековье, позднее средневековье. Для Западной Европы это соответственно V - Х вв., ХI - ХV вв., XVI век.
Эпохе классического средневековья соответствуют романский и готический периоды.
Слайд 9Художественная культура средневековья носила религиозный характер. Церковь сформулировала свои основные требования
к искусству. Они сводились к следующему:
1) содержательная сторона искусства должна преобладать над развлечением;
2) искусство должно быть доступно всем и воздействовать на всех вне зависимости от образования и сословной принадлежности.
Слайд 10теоцентризм
иносказательность
универсализм
анонимный характер искусства
отрицание идеалов античности
Особенности средневекового искусства
Слайд 11В западноевропейской средневековой культуре необычайно велика была роль архитектуры. Причина этого
заключается в том, что она являлась самым важным средством общения в эпоху, когда образование было монополией церкви, а грамотность – уделом немногих, когда языком науки была латынь, малопонятная большинству населения. В таких условиях архитектура выполняла роль «проповеди в камне».
Слайд 13Термин «готика»
Термин «готика» также условен, как и «романский». Возник этот термин
в эпоху Возрождения, когда преклонялись перед наследием классической античности, а средневековое искусство считали варварским, «готским» (одно из племён варваров было племя готов), идущим из Германии.
Слайд 14Термином «готика» в эпоху Возрождения выражали презрение к явлениям искусства средневековья.
В наше время отношение к искусству средних веков изменилось, а термин «готика» остался и приобрёл условный характер.
Слайд 15В действительности родина готики – Северная Франция, где этот архитектурный стиль
назывался «оживаль», т.е. стиль стрельчатых арок.
Слайд 16Готическое искусство целиком связано с городом. Городская жизнь порождает новые типы
здания, прежде всего гражданского назначения: биржи, таможни, больницы, склады, рынки.
Готика – и кульминация, и отрицание романского искусства. Она явилась как бы итогом длительной эволюции искусства средневековья. Особенно это заметно в культовой архитектуре.
Слайд 17Готический храм имеет каркасную систему с нервюрами.
Нервюры сходятся в пучки
на опорных столбах, на которые концентрируется вся нагрузка перекрытий.
Каркасная система
Структура храма
Слайд 18Готический свод. Схемы расположения нервюр
Слайд 19Поперечный разрез готического собора
Слайд 20Контрфорс
Аркбутан
Структурные элементы храма
Слайд 21Аркбутан – ¼ арки, переброшенной от центрального, более высокого нефа через
низкие боковые на наружные опоры стен –
контрфорсы, которым передается боковой распор.
Слайд 22Стрельчатая арка уменьшила нагрузку на стены. Новый свод привел к преобразованию
интерьера.
Преобладающими в интерьере стали: грандиозная высота, сравнительно небольшая толщина столбов, по сути, вытеснение стены огромными пространствами окон.
Слайд 23Важная деталь готического собора – огромные окна, которые заняли все промежутки
между опорами. Окна украшались цветными витражами (витраж – живопись из кусков стекла разных цветов, оправленных в свинец).
Над центральным порталом западного фасада располагалось большое круглое окно – роза.
Слайд 26Готическая архитектура во Франции
Наиболее выдающиеся памятники готической архитектуры находятся во Франции
– на родине готики, которая занимала ведущие позиции в храмовом зодчестве. К шедеврам французской готики относятся собор Нотр-Дам в Париже, соборы в Амьене, Реймсе, Шартре.
Слайд 28 Одним из шедевров французской готики является собор Парижской Богоматери
(XI-XIV вв.). Он выделяется строгим величием своего облика. Особой ясностью и размеренностью отличается его западный фасад.
Слайд 29Собор имеет могучие формы, которые еще не столь высоки и горделивы,
но тонкий изящный шпиль утратил вид былой романской тяжеловесности. Башни собора стремительно возносятся к небу. В центре фасада красуется огромная «готическая роза».
Слайд 32Собор в Реймсе
Собор в Реймсе (1225-1299) – традиционное место коронации
французских королей. Вытянут на 140 м, высота 38 м. Внутреннее пространство хорошо освещено через оконные витражи. Фасад собора в отличие от ранних сооружений готики имеет стремительно нарастающую вверх композицию.
Слайд 36Готическая архитектура в Англии
Готическая архитектура Англии начала развиваться с XII в.
и приобрела ярко выраженное национальное своеобразие.
Английские соборы сосредоточены в основном на землях монастырей, а не в городах.
Характерной их особенностью является наличие двух трансептов, один из которых короче другого.
Ведущую роль в английской готике играли декоративные элементы.
Слайд 37Кентерберийский собор — главный англиканский храм
Великобритании
Слайд 38Вестминстерское аббатство. Соборная церковь Святого Петра (1245-1745).
Традиционное место коронации монархов Великобритании
и захоронений монархов Англии.
Слайд 40Собор в Личфилде. Вид с северо-запада.
Слайд 41Англия. Собор в Уэльсе.
В XV в. развивается т.н. «перпендикулярная готика».
Это название связано с преобладанием вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, – такой свод и называют веерным.
Слайд 42Англия. Собор в Линкольне
Общий вид
Внутренний вид
Слайд 43Готическая архитектура в Германии
Готическое зодчество Германии почти на целое столетие отстало
в своем развитии от французского. Оно долго сохраняло суровость романского стиля.
Немецкие соборы в плане проще французских, но зато они выше. Особенно высоки в немецкой готике башенные шпили.
Готическую архитектуру Германии часто называют «кирпичной готикой», т.к. здания там часто строились из кирпича.
Слайд 44Самый знаменитый готический собор Германии – Кельнский собор (начат в XIII
в., закончен в XVI в., башни возведены в XIX в.).
Великолепная скульптура собора с внешних стен перешла во внутреннее пространство храма.
Слайд 45Каждая эпоха рождала своё искусство соответствующее её условиям, близкое и понятное
людям того времени. В средние века религия требовала от человека отрешения от всего земного. Высокие своды соборов, цветные витражи, сквозь которые лились лучи света, торжественные звуки органа – всё это поражало воображение людей, внушало им мысль о святости божественной власти, обращало к религии.
Слайд 46Художественный образ готического храма выражает прежде всего устремление к Богу, идею
слияния с ним. Тяжелые каменные своды искусством архитекторов визуально превращены в легкое кружево. Дневной свет, проникая через цветные витражи, становится таинственным, мистическим.
Слайд 47Выводы
К XV в. средневековье выполнило свою историческую миссию, связав древнее и
новое искусство в единую цепь развития и явив миру два первых общеевропейских самостоятельных стиля – романский и готический.
Архитектура выступила в эту эпоху центральным и синтезирующим видом искусства, объединяющим все другие виды и жанры, подчиняющим их своему замыслу, художественному образу.
Слайд 48В целом, искусство средневековья характеризуется верностью традициям, неразвитостью личного начала.
Впервые в
истории искусство формировалось и развивалось в рамках единого для всех народов Европы христианского мировоззрения.
Слайд 49Список литературы
Вачьянц А.М. Западноевропейское средневековье. – М., 2004.
Волобуев О.В. Пономарев М.В. История:
учебник для 10 кл. Издание: 3-е изд., стер. – М., 2012.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1998.
Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2000.
Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. – М., 1981.
Слайд 50
Средневековая Европа.
Готический стиль
Презентация разработана к уроку по теме «Средние века.
Искусство Западной Европы» для обучающихся 10 класса (Среднее общее образование) и 1 курса (Среднее профессиональное образование)
Автор-составитель – канд. ист. наук, доцент, преподаватель гуманитарных дисциплин Г.А. Коваленко
Ваши отзывы и предложения по учебной презентации отправляйте по адресу kovga@mail.ru
© Коваленко Г.А., ГАПОУ СМПК, 2015 г.