Слайд 1Культура и быт
русского народа в XVII веке
Выполнила:
учитель истории
МКОУ Рамонской СОШ
№2
Строкова Ю. В.
Слайд 2XVII век
последний век
XVII столетие --
«старозаветной» Руси «век новшеств».
(современные историки) (В.О. Ключевский)
Эксперты:
подтвердите точку зрения
Внутренняя политика (органы управления, законы, церковь, хозяйство)
Внешняя политика (территория, союзники, соперники)
Просвещение, наука, литература, искусство, архитектура.
Быт и нравы русских людей.
Слайд 3 Начало XVII в. – «СМУТА», СМУТНОЕ ВРЕМЯ, «ЛИХОЛЕТЬЕ».
XVII в. --
«бунташный век».
XVII в - значительное расширение территории России.
XVII в. – это время начала церковной реформы.
XVII в. – создание нового законодательства – Соборное уложение
Слайд 4
«…Взяли меня ночью и еще со мною человек 60. Их в
тюрьму отвели, а меня на патриархове дворе на чеп (цепь) посадили. Едва ж расцвело в день воскресный, посадили меня на телегу и растянули руки и везли от патриархова двора до Андроньева монастыря и тут на цепи кинули, в темную палатку. И сидел три дни, ни ел ни пил. На третье утро архимарит с братею пришли и вывели меня, журят мне: «Что патриарху не покорился?» А я писания ево браню да лаю. Сняли большую чеп, да малую наложили. Отдали мя черницу под начал, велели волочить в церковь.
У церкви за волосы дерут и под бока толкают, и за чеп дергают и в глаза плюют.
Бог их простит в сий век и в будущий: не их то дело, но сатаны лукавого».
? В каком жанре написано это произведение?
О каких исторических событиях идет речь?
Кто автор?
литература
Слайд 5
В каком жанре написано это произведение?
«По великом государе царе и
великом князе Михаиле Федоровиче воспринял самодержавие Российского царства благородный сын его...
…под его высокодержавной рукой во всем царствии его благочестие крепко соблюдалось, и все православное христианство безмятежно тишиной наслаждалось и друг с другом радостно ликовало. Был в речах премудр и прекрасный оратор, в размышлениях скороумен. Имел благочестивое житие, ревностно служил Богу. Поэтому и смог одержать победу над польским и литовским королем, смирил своих недругов и вернул вотчину свою Смоленск и много других славных городов…»
«Русский хронограф» - официальное историческое сочинение конца XVII века.
Слайд 6
В каком жанре написано это произведение?
Кого высмеивает автор?
«Егда у
кого будет понос, то взять девичья молока 3 капли, густово медвежья рыку 16 золотников, толстого орловаго летанья 4 аршина, крупнаго кошечья ворчанья 6 золотников, курочья высокаго гласу полфунта, водяной струи ухватить без воды и разделить длинником на пол десятины»
Отрывок из сатирической повести «Лечебник»
Слайд 7Работа с персоналиями. XVII век.
Игра «Третий лишний».
1. Степан Разин
Аввакум Петров
Василий Ус
2. Никита Минов (Никон)
Федор Романов (Филарет)
Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I)
3. Михаил Федорович
Федор Иванович
Алексей Михайлович
Слайд 84. Василий Данилович Поярков
Ерофей Павлович Хабаров
Богдан Хмельницкий
5.
Симон Ушаков
Сила Савин
Симеон Полоцкий
6. Б. Огурцов
А. Константинов
В. Голицын
Слайд 9
«Делу время и потехе час»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО!
Выражение «Делу время и
потехе час» появилось в 1656 году и принадлежало Алексею Михайловичу Романову.
По приказу Алексея Михайловича была составлена книга, в которой содержались правила соколиной охоты, любимой потехи царя.
В конце этой книги Алексей Михайлович собственноручно сделал приписку:
«Правды же и суда и милостивые любве и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час», то есть, увлекаясь потехой, охотники не должны были забывать о главном деле – службе царю и Отечеству.
Слайд 10Русская культура XVII века
Образование
Научные
знания
Географические
открытия
Искусство
Слайд 11Образование
Уровень грамотности взрослого населения
среди дворян – 65%,
купечества – 96%,
посадских людей – около 40%,
крестьян – 15%,
стрельцов, пушкарей, казаков – 1%.
Как получали образование:
домашнее обучение,
школы при церквях и монастырях
Слайд 12Б.Кустодиев. Школа в Древней Руси.
Слайд 13 Средние школы
1621 г. – лютеранская
школа
в Немецкой слободе,
1640 г. – частная школа боярина
Федора Ртищева,
1650 г. – школа в Чудовом монастыре,
1664 г. – школа Приказа тайных дел
( для обучения подьячих)
Слайд 14Симеон Полоцкий
1665 г. - открытие
государственной
школы для приказных
подьячих
при Заиконоспасском
монастыре
Слайд 15Славяно-греко-латинское училище
(позже – академия) 1687г.
Братья Лихуды
Слайд 16В 1564 г. в России началось книгопечатание, организованное Иваном Федоровым.
Слайд 17Выпуск печатных книг
пособия по домашнему обучению и воспитанию
( «Гражданство
обычаев детских»),
буквари и азбуковники (словари иностранных слов),
религиозные издания,
научные труды, справочные пособия,
переводная литература,
художественные произведения
Слайд 20Научные знания
Прикладная математика
«Цифирная счетная мудрость»
«Считание удобное»
«Книга сошного письма»
Механика
- водолейные
колеса,
вороты, блоки, полиспасты,
винтовой деревянный домкрат,
мельничные водяные колеса,
механические молоты,циркулярная пила,
сверлильные станки,
подъемные механизмы.
«Устав ратных, пушечных и других дел» (1620 г.)
Слайд 21Медицина
Народное целительство («Лечебники»
и «Травники»)
2. Основы государственной медицины (аптеки,
больницы).
1654 г. – открытие «Школы русских лекарей»
Создаются первые научные труды
(Степан Кириллов, Петр Постников)
Исторические знания
И.М. Катырев-Ростовский «Повести книги сея от прежних лет», 1626 г.
Авраамий Палицын «Истрия в память преыдущим родам», 1620 г.
Последние летописи:
«Новый летописец»,
«Летопись о многих мятежах»,
«Раскольничьи летописи»,
Сибирские летописи «Есиповская», Строгановская»)
«Синопсис» Иннокентия Гизеля (1678 г.) – первый учебник русской истории
«Скифская история» Андрея Лызлова (90-е гг.)
Слайд 23 Географические открытия
Семен Дежнев
Походы 1647 и 1648 гг.
Слайд 24Василий Поярков
Походы 1643 -1646 г.
Бассейн реки Амур.
Описание природы и населения
Приамурья
Слайд 25Михаил Васильевич Стадухин
Походы 1641-1642 гг.
Реки Оймякон и Анадырь.
Выход к Охотскому
морю
Слайд 26Ерофей Хабаров
Экспедиции в Приамурье
1649 – 1653 г.
Первый «Чертеж реки Амур».
Слайд 27Литература
Биографические повести («Житие
Улиании Лазаревской» Дружины Осорьина,
«Житие протопопа Аввакума»)
2. Приключенческая литература
(«Сказание
про Бову Королевича», «Повесть о Еруслане
Лазаревиче»)
3. Бытовая повесть («Повесть о Горе-Злосчастии»,
«Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле
Скобееве»)
4. Демократическая сатира («Повесть о
Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»
5. Рифмованная поэзия
Симеон Полоцкий, Карион Истомин,
Сильвестр Медведев
Слайд 28
Архитектура
Теремной дворец
Московского Кремля
Арх. Б. Огурцов,
А.Константинов,
Т. Шарутин, Л.Ушаков
Слайд 30«Дивная» церковь в Угличе
Ильи Пророка в Ярославле
Слайд 33Спасская башня (арх. Б. Огурцов)
Слайд 36Иконопись. Симон Ушаков (1626-1686 гг.)
Основным видом живописи продолжала оставаться
иконопись. Выдающимся мастером был Симон Ушаков, который стал придавать лику Христа человеческие черты.
Наиболее известными его творениями были «Троица» и «Спас Нерукотворный».
Слайд 38Спас Нерукотворный. Икона
Влияние церковного канона сохранилось.
Но даже в иконописи уделяется
пристальное внимание выразительности и индивидуальности черт личности.
Слайд 39Парсуна
М.В.Скопин-Шуйский
В н. 17 века впервые в русской живописи появляется жанр портрета
.
Парсуны писались с царей и выдающихся деятелей в старинной манере на досках, яичными красками.
Во 2-й пол. 17 в. на Руси для картин используют холст и масляные краски.
Слайд 401672 г
«Комедийная хоромина»
В театре играли иностранные актёры.
Указ, в
котором
поручалось найти за
границей людей,
умеющих «сыграть
комедии».
Театр основан при Алексее Михайловиче