Слайд 1
Презентация разработана по дополнительному образованию в рамках факультатива «Современное казачество»
Казачья
жизнь
Презентацию подготовила преподаватель истории и
обществознания Сахончук Оксана Геннадьевна
ГБПОУ «Лебяжьевский агропромышленный техникум (казачий кадетский корпус)»
Слайд 3Казак не может считать себя казаком, если не знает и не
соблюдает традиции и обычаи казаков
Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили
10 Христовых заповедей.
Слайд 4 Не убивай, не кради, трудись по совести, не
завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу - Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.
Слайд 5Казачьи домашние законы:
1. Уважительное отношение к старшим. 2. Уважительное
отношение к старшим. 3. Безмерное почитание гостя.
4. Безмерное почитание гостя.
5. Уважение к женщине (матери, сестре, жене). 6. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
Слайд 6Помни, брат, что у казаков:
Дружба – обычай;
Товарищество – традиции;
Гостеприимство – закон
Слайд 8
В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать
без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными.
Слайд 11Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Она являлась хранительницей
семейного очага и традиций. Казачка ждала мужа домой. История помнит и боевые подвиги казачек.
Слайд 12Казачка умела достойно встать с оружием в руках на защиту своих
детей, куреня и станицы. При этом, она не теряла черт, присущих слабому полу: женственности и сердечности, кокетства и любви к нарядам.
Слайд 13
Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало
понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа.
Слайд 14
В 1914 году, утром по станице Отрадной проскакал казак с красным
флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие – старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженную в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и срубил его.
Слайд 15У казаков при рождении мальчика дед и отец стреляли из ружей,
тем самым, давая знать станичникам, что родился воин, защитник границ Отечества.
В гости к матери новорожденного приходили соседи и родственники с вкусным угощением. Такой праздник назывался «Проведок».
Рождение казака
Слайд 16Казаки строго соблюдали старые обычаи.
На седьмой день младенца крестили. Христианское крещения
означало вход ребенка в мир.
Дети при крещении получали имя того святого, которого праздновали за седмицу до рождения.
Слайд 17Крестная мать шила первую рубашку – крестильную. Она надевалась только раз
– в момент крещения ребенка. Затем ее всю жизнь хранили. Сжигалась она только после смерти человека вместе с первой срезанной прядью волос и лично ему принадлежащими вещами (Письмами, нательной одеждой, постелью и т.п.).
В сорокадневном возрасте казачонка облачали в кольчужку и прицепляли сбоку «Шаблюку».
Слайд 18Важным в жизни казачонка был обряд получения первых штанов, которые он
получал в 3 года. Именно с этого времени его начинали учить верховой езде. С 5 лет мальчишки работали в поле: погоняли волов на пахоте, пасли скот. Любимой игрой пастухов была дзига, или кубарь.
Слайд 19Если младенец родился слабым, прибегали к символическому обряду «перепекания» ребенка, т.к.
он не «допекся» и появился на свет раньше своего времени. Его, как хлеб, сажали на лопату и держали в русской печи, в тепле.
Слайд 20До исполнения 1 года стричь волосы детям у русских не принято.
В годовщину рождения крестная мать с родственниками (но без родной матери)усаживала казачонка на вывернутую шубу (кошму) и выстригала ему прядь волос крест-накрест, затем мальчика стригли полностью.
В 7 лет уже крестный отец стриг подростка «в скобку», после чего казачонок шел первый раз мыться с мужчинами в баню.
Третий, последний раз, ритуально стригли в 19 лет, при зачислении в казаки и приведении к присяге на верность службе.
Слайд 21Рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика, при известии
о ее рождении не грохотали выстрелы. Но это была радость тихая, домашняя, овеянная легендами и молитвами.
Крестная, няньки «смывали с дочушки заботы» - первый раз с песнями мыли девочку.
Отец ел «отцовскую кашу», горелую, насоленную, наперченную, чтобы «девочке меньше горького в жизни досталось».
Слайд 22Девочки начинали работать рано. С 5 лет учились вышивать, шить, вязать.
Была и особенная работа – нянчить младших.
Когда девочка становилась девушкой, об этом по секрету сообщали деду – самому старшему в семье. Дед покупал серебряное колечко и дарил его внучке, а то и правнучке, сопровождая песней про колечко. Внучка теперь не дитя, а «барышня». С этого момента девушка начинала готовить себе приданное.
Слайд 23Казак и гости
Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость
считался посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его.
Слайд 2714 октября - Покров Пресвятой Богородицы
Праздник казаков всех войск. Отмечается, как
день Победы 5,3 тысячи казаков над 150-ю тысячами турок в конце сентября 1641 г. в крепости Азов. Святки Особенно масштабно казаки праздновали Святки, они устраивали массовые гуляния, состязания на лошадях. Девушки ночи посвящали гаданиям. С гаданиями у казачек были связаны почти все празднования. Они не упускали возможности опустить венок на Ивана Купала, покатать яблочко в яблочный спас, для того , чтобы узнать свою судьбу.
Слайд 28Корзинщик с учениками. Казачата плетут «морды » и «вентеря- снасти для
ловли рыбы
Лозоплетение - одно из древнейших народных промыслов. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней делали из лозы. Всевозможные корзины, разнообразные плетни, кошели, снасти для ловли рыбы плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы.
Слайд 29Гончар за работой на гончарном круге
Гончарное ремесло было распространено в местах,
где имелась глина, пригодная для изготовления керамики.
Слайд 30Станичный кузнец
По всем войскам славились кузнецы-ковали, умевшие подковать любого коня и
мастера-оружейники
Слайд 31Шорники мнут кожу
Одним из распространенных видов ремесел была обработка кожи Мастерство
кожевников включало в себя несколько десятков специальностей: кожемяки, красильщики и т. д. Завершалось кожевенное производство мастерством шорников — мастеров по изготовлению конской сбруи и седельников.
Слайд 32Степной колодец — дукан. У таких колодцев ставили деревянное сооружение -
блок на треноге (чигирь) и с помощью коней поднимали воду.
Особым уважением пользовались копатели колодцев. Во время рытья колодца копатель не прикасался ни к вину, ни к деньгам, некоторые давали обет молчания.
Слайд 33Шашка у казака
У казаков считалось за позор покупать
кинжал. Шашка, по обычаю, или передается по наследству, или в качестве подарка, или добывается в бою.
Слайд 36В московском государстве XVI и XVII вв. казаки находились в составе
сторожевой и станичной служб, что охраняли пограничные территории от разорительных набегов крымских татар и ногаев.
Слайд 37 Казаки нередко выступали против центральной власти (примечательна их
роль в русской Смуте, в восстаниях Разина и Пугачева, возникших по причине постоянного урезания государством прав и свобод казачества, нарушении устоев и традиций), однако с ХХI в. до Октябрьской революции они в основном выполняли роль защитников Российской государственности и опоры царской власти.
Слайд 38Во время Второй мировой войны в составе Красной Армии сражались 4-й
гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус, 5-й гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус, казачество в составе РККА, конно-механизированные группы, пластунские дивизии, казацкие сотни и отряды ополченцев.
Слайд 39 Тот, кто не уважает обычаи своего народа
не хранит их в
своем сердце, тот позорит
не только свой народ, но прежде всего
не уважает самого себя, свой род,
своих древних предков.