Слайд 1Размышления древнегреческих философов
о человеке и обществе
Слайд 2 Геракли́т Эфе́сский (ок.544—483 г.г. до н. э.) —
древнегреческий философ-досократик. Единственное сочинение — «О природе». Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный, и его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие поколения.
Автор известной фразы «Всё течёт, всё меняется». Точная формулировка фразы «παντα ρει και κινει ται, και ουδεν μενει». Потому и перевод более правильный: «Все течет и движется, и ничего не пребывает».
Слайд 3Демокри́т Абдерский (ок. 460—370 до н. э.) —— древнегреческий философ, один
из основателей атомистики, метафизического материализма, математики. Основным принципом существования человека Демокрит считал нахождение в состоянии благостного, безмятежного расположения духа, лишенном страстей и крайностей. Он полагал, что всё зло и несчастья является следствием отсутствия необходимого знания. Отсюда Демокрит делал вывод, что устранение всех проблем и достижения счастья лежит в достижении мудрости через приобретение знаний.
Цитаты: «Если не желаешь многого, то и немногое будет
казаться тебе многим».
«Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа, несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселья».
Слайд 4Сократ (469 до н.э. — 399 до н. э.) —
древнегреческий
философ. Его деятельность — поворотный пункт античной философии. Если до него философов интересовали вопросы природы, мироздания, то Сократ впервые поставил во главу философии - этику, т.е. вопросы о сущности человека, его нравственных качеств, сущности человеческих знаний. О взглядах Сократа можно судить по его беседам, оставшимся благодаря записям его ученика Платона. Сократ принимал активное участие в общественной жизни Афин. В 399 до н. э. политические противники обвинили его в "развращении юношества и непочитании богов". По приговору суда Сократ выпил яд.
Цитаты: «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!»
«Я знаю только то, что ничего не знаю».
Слайд 6Платон (428 — 347 до н. э.) —
древнегреческий философ, основатель объективного идеализма. Платон - ученик Сократа, учитель Аристотеля. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые называл "идеями" и которые отождествил с бытием. Чувственный мир, по Платону, порождается "идеями" и "материей" и занимает промежуточное положение между ними. В сочинении "Законы" Платон высказал свои взгляды на устройство идеального кастового государства, в котором правят цари, управляют "философы", жесткий контроль над гражданами осуществляет "стражи" и "воины", ниже этих каст — "ремесленники". В идеальном обществе отсутствует институт семьи и брака, частная собственность, введена цензура на произведения литературы и искусства, вплоть до запрещения отдельных жанров и музыкальных инструментов.
Цитаты: «Никто не становится хорошим человеком случайно»
«Сократ мне друг, но истина дороже»
Слайд 7Аристотель (384-322 до н.э.) –
древнегреческий ученый и один из крупнейших
философов всех времен. Ученик Платона. Обобщил достижения всех областей современной ему науки - физики, биологии, астрономии и др. Явился основоположником логики как науки, разработав теорию аргументации. Наследие Аристотеля оказало значительное влияние на все последующее становление философской мысли Европы.
Цитаты: «Человек – это то, что он постоянно делает».
«В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро».
«Жизнь требует движения».
Слайд 8Пифагор Самосский (570-490 гг. до н. э.) –
древнегреческий философ и
математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Ещё Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом». Сам Пифагор не оставил сочинений, и все сведения о нём и его учении основываются на трудах его последователей, не всегда беспристрастных. Учение Пифагора следует разбить на две составляющие части: научный подход к познанию мира и религиозно-оккультный образ жизни, проповедуемый Пифагором. Доподлинно неизвестны заслуги Пифагора в первой части, так как ему позднее приписывали всё, созданное последователями в рамках школы пифагореизма. Вторая часть превалирует в учении Пифагора, и именно она осталась в сознании большинства античных авторов. В честь Пифагора назван кратер на Луне.
Цитаты: «Начало - половина целого».
«Делай великое не обещая великого».
Пифагореизм –
идеалистическое учение в античной философии 6-4 вв. до н.э.,
рассматривавшее число как формообразующий принцип всего существующего и оказавшее влияние на взгляды Платона и неоплатонизм. В основанной Пифагором школе практиковались
тайные обряды, проповедовался аскетизм и т.п. Пифагорейцы разрабатывали теорию музыки, проблемы математики и астрономии и на этой основе выводили систему знаний о мире как совокупности развернутых числовых определений (единица –абсолютное, двойка –
его неоформленное, потенциальное разделение, тройка – абстрактное, четверка –конкретная, телесная оформленность абсолютного и т.п.).
Пифагореизм содержал ряд мистических идей: о переселении душ, о "гармонии небесных сфер", т.е. о подчинении движения космоса
музыкальным соотношениям.
Фёдор Бронников. Гимн пифагорейцев солнцу
Слайд 10Гедонизм (от греч. hedone — наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как
высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в него природой и предопределяющее все его действия, что делает гедонизм разновидностью антропологического натурализма. Как нормативный принцип гедонизма противоположен аскетизму.
В Древней Греции одним из первых представителей гедонизма в этике был основоположник киренской школы Аристипп (начало 4 в. до н. э.), видевший высшее благо в достижении чувственного удовольствия. В ином плане идеи гедонизма получили развитие у Эпикура и его последователей, где они сближались с принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рассматривалось отсутствие страданий и безмятежное состояние духа (атараксия).
Слайд 11Гедонистические мотивы получают распространение в эпоху Возрождения и затем в этических
теориях просветителей. Т. Гоббс, Дж. Локк, П. Гассенди, французские материалисты 18 века в борьбе против религиозного понимания нравственности часто прибегали к гедонистическому истолкованию морали. Наиболее полное выражение принцип гедонизма получил в этической теории утилитаризма, понимающего пользу как наслаждение или отсутствие страдания
(И. Бентам, Дж. С. Милль).