Слайд 1Самара – город памятников
Знакомство с родным городом
Слайд 2Цели и задачи проекта
Цель нашего проекта – обратить внимание широкой общественности
и руководства города на проблему сохранности памятников архитектуры в городе Самара.
Задачи:
1. собрать и проанализировать материал газетных и журнальных статей по данной тематике;
2. изучить мнения экспертов по этой проблеме;
3. создать фотоальбом памятников архитектуры Самары;
4. провести классные часы в лицее по данной проблеме.
Слайд 3Название города Самара, по одной из версий, происходит от греческих слов
«Samar» - купец, торговец и «Ra» - древнего названия Волги. По другой версии, свое название город получил от названия реки Самара, впадающей в Волгу у города. На языках тюркских народов, когда-то кочевавших в заволжских степях, Самара - степная река.
Крепость Самара. Рисунок А.Олеария, 1636 год.
Слайд 4Предположительно история Самары началась с 1586 года — позже Москвы, но
раньше Санкт-Петербурга.
В XVI веке по указу царя Федора Иоанновича воеводой Григорием Засекиным, была возведена крепость для защиты юго-восточных рубежей., и имя ей было дано Самара.
Крепость с городом возникла в центре бескрайнего степного простора, Дикого поля, на левом берегу Волги, в окружении Жигулевских гор.
Самарская Лука
Слайд 5Самара (старый герб). Утвержден 22 декабря 1780 г.
Описание герба: "Дикая коза
белая, стоящая на траве, в голубом поле".
Самара (новый герб). Утвержден 8 июня 1851 г.
Описание герба: "В голубом поле стоящая на траве белая косуля. Щит герба увенчан золотой Императорской короною".
Герб Самары - дикая коза - впервые появился в знаменном гербовнике 1730 года. И хотя по рисунку из-за его малого размера определить вид животного трудно, это, скорее всего, косуля, то есть дикая коза. Рисунок герба 1780 года другой - изображена именно коза, а не косуля. В 1851 году образуется Самарская губерния, и для Самары, уже как для губернского города, создается новый герб. На нем, без сомнения, косуля. Видимо, в разное время геральдисты по-разному понимали описание символики самарского герба.
Слайд 6Духовным покровителем города считается Митрополит Московский и всея Руси святой Алексий. Святой
Алексий — наставник и друг преподобного Сергия Радонежского, один из вдохновителей Куликовской победы, воспитатель Великого князя Дмитрия Донского. По преданию, 6 августа 1357 года на пути в Золотую Орду св. Алексий останавливался на ночлег в скиту монаха-отшельника у Самарского урочища (недалеко от будущей крепости), где предсказал основание города и предрёк ему большое будущее.
Часовня св. Алексия,
ул. Горького
Слайд 7Хлебная площадь, названная так благодаря наличию здесь хлебной пристани, хлебной биржи,
хлебозавода и элеватора - точка отсчета истории города и нашей экскурсии по историческому центру Самары.
Площадь была обозначена уже на первом градостроительном плане Самары.
Со времени основания города в 1586 года возвышались на этом месте башни самарской крепости. В память о четырехсотлетии города был возведен сруб, имитирующий одну из башен самарской крепости.
Слайд 8Площадь Революции
Площадь со сторонами 125 х 125 м появилась впервые на
плане города 1782 года и предназначалась для торговли. После пожара 1856 года площадь стала приобретать общественный характер. В 1870 году появилось двухэтажное здание, в котором в 1892 - 1893 г.г. работал молодой юрист В.И. Ульянов (Ленин). В 1903 году по проекту архитектора Засухина здание было вновь перестроено для окружного суда и оно приобрело вид, сохранившийся до наших дней.
Слайд 9В 1889 году состоялось открытие в центре круглого, диаметром 38 метров,
сквера памятника Александру II, автор памятника - архитектор В. Шервуд. Царь изображен в шинели, у подножия памятника четыре фигуры олицетворяли четыре исторических события: освобождение крестьян от крепостничества, покорение Кавказа, освобождение болгар от турецкого ига, завоевание Средней Азии, у подножия фигуры были даже щиты с надписями, посвященными деяниям Императора.
Пьедестал выполнен из красного финского гранита. В 1918 году скульптура царя и все бронзовые детали были уничтожены. Площадь стала называться площадью Революции. 7 ноября 1927 года на уцелевшем пьедестале была установлена фигура В.И. Ленина работы скульптора М.Манизера.
Слайд 10
От площади Революции, параллельно Волге мы отправимся по старейшей улице Куйбышева,
бывшей Дворянской….
Слайд 11
Самарский областной художественный музей,
ул. Куйбышева, 92
История коллекции художественного музея начинается с
1897 года, когда после 6-ой ежегодной выставки самарских художников было решено создать художественный отдел в Публичном музее. Инициативная группа во главе с К.Головкиным направила письма известным русским художникам с просьбой прислать свои работы в дар музею.
Сегодня фонды музея насчитывают более 12 тыс. экспонатов. Имеется небольшая, но ценная коллекция иконописи и медного литья XVII-XX вв.
С 1938 года музей располагается во Дворце культуры им.В.Куйбышева, а с 1989 г. – в здании бывшего Волжско-Камского коммерческого банка.
Слайд 12Лютеранская кирха
(ул. Куйбышева, 115/117). Архитектурный ансамбль, построенный в 1865 году в
стиле провинциальной неоготики, восходящий к немецкому средневековью. Имеет богатую историю, и с 1992 года здесь снова проводятся богослужения.
Слайд 13Дом Клодта (ул. Куйбышева, 139). Архитектурная изюминка, напоминающая миниатюрный старофранцузский замок
из красного кирпича и известняка с высокой остроконечной башенкой со шпилем и пёстрыми шатровыми кровлями, в стиле Генриха IV. Построенный в 1898 году, особняк принадлежал Ивану Андреевичу Клодту. Городская Управа дозволяла строить такие оригинальные особняки в центре города лишь за особые заслуги. Братья Иван и Карл создали электрическую компанию, обеспечивавшую горожан эдисоновскими лампочками, проводами и другими электроприборами.
Слайд 14Жизнь театра-цирка "Олимп"
Центр музыкальной жизни города – филармония (ул. Фрунзе, 141).
В начале ХХ в. на этом месте было здание построенного в 1907 году в стиле модерн с обилием декоративных деталей в виде женских масок, лошадиных голов, барельефов пернатых пегасов, ажурными балконами. В конце 70-х старое здание было снесено и вновь отстроено в 1986 году, повторив почти все конфигурации прежнего.
Слайд 15Римско-католическая церковь латинского обряда "Святого сердца Иисуса" (ул. Фрунзе, 157). Костел
был построен в 1906 году по проекту, признанному лучшим в России. Автор - архитектор Фома Богданович. Готические, 47-метровые шпили хорошо видны в силуэте города. Кирпичное кружево фасада дает ощущение легкости, воздушности. Готика - гимн вертикали.
Самара. Кастелъ
Слайд 16Иверский женский монастырь, действующий (Волжский пр.1). Основан в 1850 году, славился
рукоделием. Расположенный на самом гребне волжского берега, он всегда являлся украшением и духовным центром города. Колокольня 70 м замыкала перспективу улицы. В 1925 году обитель была закрыта и почти разрушена, возрождение началось в 1993 году.
При монастыре было кладбище. Сохранился памятник П.В. Алабину.
Слайд 17История драматического театра
Прямо напротив входа в Струковский сад находится Театральная площадь.
(пл. В.Чапаева). В зимний сезон 1851 года в Самара, в доме на берегу Волги, открылся драматический театр. Труппа актеров приехала из Казани. Играли комедию Н.Гоголя "Ревизор", драмы и водевили. К 1888 году общими усилиями Городской думы и городского главы П.Алабина по проекту московского архитектора Михаила Чичагова возвели каменное здание на Театральной площади.
Слайд 18Здание Самарского железнодорожного вокзала построено в 1876 году (архитектор граф Н.
де Рошефор).
Таким оно было перед реставрацией 1995 года.
Новый железнодорожный вокзал города Самара
Слайд 19Площадь имени Куйбышева (Николаевская, Соборная).
Эта площадь известна своими безбрежными размерами
(
575метров на 325 метров, она больше Красной площади, 2-ая по размерам площадь в Европе). Печально известна она ещё и тем, что на её просторах произошла крупнейшая градостроительная трагедия.
11 апреля 1869 года проект Самарского кафедрального собора, ставший одним из значительных работ Жибера, был утверждён государем императором Александром 2.
Первое богослужение (освящение) в соборе состоялось 28 августа1894 года. Император Николай 2, посетивший Самару 15 июля 1904 года, назвал Самарский кафедральный собор «величайшим плодом русского благочестия».
В 1930 году Самарский кафедральный собор был разрушен.
После смерти В.В. Куйбышева с января 1935 года Самара стала называться Куйбышевом. Вскоре было принято решение в центре города – на бывшей Соборной площади - соорудить В.В.Куйбышеву памятник. Его разработку поручили скульптору М.Г. Манизеру. Именем Куйбышева была названа и площадь.
История одной площади…
Слайд 20«Дом с бабочками».Гимназия сестёр Харитоновых. Технический лицей.
Нельзя пройти равнодушно мимо дома
по адресу Рабочая 19 (угол улиц Самарской и Почтовой). Здание имеет один из самых богатых архитектурных нарядов :фасад украшают атланты, слоники, бабочки, вазоны, маски. Дом был построен в 1900 году.
Сейчас дом представляет собой плачевное зрелище. Часть лепнины с фасада обвалилась. Штукатурка сыпется, обнажилась кирпичная кладка. Дом требует основательной реставрации.
Слайд 22Архитектурное разнообразие старой Самары
На улицах города деревянные дома, построенные в псевдорусском
«деревенском» вкусе, соседствуют с постройками в стиле модерн, классицизма, романтической интерпретации германского и даже мавританского стиля.
Слайд 24Самарское деревянное зодчество
Искусство архитектуры называют «музыкой в камне», а о памятниках
зодчества говорят, что это «каменные книги» истории.
В Самаре «каменные книги» появились лишь в первой половине 19 века, а до этого она строилась только из дерева. Наш родной город, как это не парадоксально звучит – деревянный. Лишь только последние 50 лет из 420-ти его истории положили конец господству деревянной застройки в черте города.
Слайд 25«Деревянные книги» истории
Деревянное зодчество нашей Самары – это разнообразный мир, объекты
которого рассеяны по всему городу. Архитектурное наследие старой деревянной Самары, застроенной купцами, ремесленниками и мещанами, уникально. Купеческий дом выглядел своеобразно. На первом этаже располагались лавки и помещения для управляющих, на втором этаже жила семья самого купца, бывшего крестьянина или ремесленника, справедливо считавшего, что в деревянном доме дышится легче.
Слайд 27Отличие от Санкт-Петербурга и Москвы
За относительно короткий исторический отрезок времени, примерно
какие-то 30-35 лет, в нашем городе возникла уникальная среда: народная деревянная городская архитектура, обильно украшенная великолепной фасадной резьбой, а нормы её подчинялись регулярной планировке градостроительного классицизма.
Слайд 28Уникально, не имеет аналогов в мире
Народное зодчество Самары с образцами пропильной,
рельефной, накладной резьбы – это феномен архитектуры и градостроительства, не имеющих аналогов в мире.
Дом Полуэктова О. К., ул. Казанская (Толстого,118)
Слайд 29Деревянная сказка
К сожалению, у деревянных домов очень короткий век. Время обратит
их в прах, навсегда унося с собой память об истории, культуре, языческих символах, приёмах резьбы. Вместе с деревянными домами Самары безвозвратно уйдёт громадный пласт художественной культуры города.
Слайд 30Если исчезнет старая Самара, то останется город, похожий на Куйбышев и
на другие подобные ему города. Город будет принадлежать практически одному времени – нашему. В результате поспешных и необдуманных реконструкций Самара теряет нечто большее, чем дома. Истинно самарского в современной Самаре становится всё меньше и меньше.
Истинно самарское …
Слайд 31Немой укор
Вот уже несколько лет ждёт решения своей участи заколоченный и
лишённый тепла столетний деревянный дом на улице Самарской, 207. Власти, заточившие дом в железный карцер и ничего не делающие для его спасения, ждут, очевидно, что он рухнет, и его спишут. Но этого не произойдёт: известный самарский строитель М.Д. Маштаков и великий самарский архитектор А.А. Щербачёв строили на века. Стоит самый самарский дом на Самарской улице у Самарской площади как немой укор здравствующим отцам города.
Слайд 32Путь в современность не выбирают за счёт бездумного сноса старины, домов
прошлого.
Слайд 33Авторы презентации:
Фотографии – ученики10 «г» класса Сизяков Андрей , Кирюшкин Евгений
Текст
– Масленников Кирилл, Щипов Иван, Калганова Илона
Дизайн – Золотухина Ирина Александровна
Куратор проекта – Гайтанова Ирина Юрьевна