Презентация, доклад на тему Методические аспекты работы с историческими источниками на примере изучения событий Великой российской революции на Южном Урале

Содержание

Историческая память - процесс осовременивания прошлого в сознании индивидуальных или коллективных субъектов Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь / Отв. ред. А.О. Чубарьян. – М.: Аквилон, 2014. С. 170.устойчивые субъективные представления о прошлом, выраженные в восприятии,

Слайд 1Методические аспекты работы с историческими источниками на примере изучения событий Великой

российской революции на Южном Урале


Методические аспекты работы с историческими источниками на примере изучения событий Великой российской революции  на Южном Урале

Слайд 2Историческая память -
процесс осовременивания прошлого в сознании индивидуальных или коллективных

субъектов
Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь / Отв. ред. А.О. Чубарьян. – М.: Аквилон, 2014. С. 170.


устойчивые субъективные представления о прошлом, выраженные в восприятии, мнениях и оценках прошлого, передаваемых от поколения к поколению.
Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Историческая_память.

Историческая память - процесс осовременивания прошлого в сознании индивидуальных или коллективных субъектов	Теория и методология исторической науки. Терминологический

Слайд 3ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
Идеология и задачи, стоящие

перед обществом в целом и историческим образованием, в частности;
Политическая конъюнктура;
Субъективный взгляд историков, авторов школьных учебников истории;
Наличие открытых исторических источников;
Взгляды деятелей литературы и искусства;
История семьи и др.



ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ Идеология и задачи, стоящие перед обществом в целом и историческим

Слайд 7Уровни анализа источника (текст, иллюстрация, видео-, аудио-, артефакт)
Атрибуция источника
Историко-логический анализ содержания

источника
Аксиологический анализ источника (ценности как смыслообразующие основания человеческого бытия)
Критический анализ источника
Праксиологический анализ источника (реализация человеческих ценностей в реальной жизни)
Уровни анализа источника (текст, иллюстрация, видео-, аудио-, артефакт)Атрибуция источникаИсторико-логический анализ содержания источникаАксиологический анализ источника (ценности как смыслообразующие

Слайд 8Использование документов хрестоматии на учебных занятиях

Использование документов хрестоматии на учебных занятиях

Слайд 9Перевороты совершаются в тупиках.

Бертольд Брехт

Чтобы построить республику из материала свергнутой монархии, нужно каждый камень вытесать по-новому. А для этого требуется время.
Георг Лихтенберг

Ошибка думать, что революция ожесточает народ против только высших классов. Она вообще ожесточает, снимает тонкую организацию гуманных нравов, прививаемую культурой.
Михаил Меньшиков

Перевороты совершаются в тупиках.

Слайд 10Великая российская революция

Великая российская революция

Слайд 11Великая российская революция
Историко-культурный стандарт
Трудные вопросы Отечественной истории
Национальные, региональные и этно-культурные

особенности региона


Великая российская революция Историко-культурный стандартТрудные вопросы Отечественной историиНациональные, региональные и этно-культурные особенности региона

Слайд 12Модели изучения событий 1917 - 1918 гг. на Южном Урале






Модели изучения событий 1917 - 1918 гг. на Южном Урале

Слайд 13Модели изучения событий 1917 - 1918 гг. на Южном Урале



Модели изучения событий 1917 - 1918 гг. на Южном Урале

Слайд 14Методическое обеспечение изучения событий 1917 - 1918 гг. на Южном Урале


Великая российская революция и Южный Урал : хрестоматия-практикум для учителей истории общеобразовательных организаций Челябинской области. ГБУ ДПО ЧИППКРО; ФГБОУ ВО ЧелГУ. – Челябинск : ЧИППКРО, 2017. – 52 с.

https://elibrary.ru/item.asp?id=29887474 

Методическое обеспечение  изучения событий 1917 - 1918 гг.  на Южном Урале Великая российская революция и

Слайд 15Методическое обеспечение изучения событий 1917 - 1918 гг. на Южном Урале



Методическое обеспечение  изучения событий 1917 - 1918 гг.  на Южном Урале

Слайд 16Примеры использования документов хрестоматии на учебных занятиях
Историко-логический уровень анализа источника
Опираясь

на тексты документов (7, 9, 10, 17, 18), отражающих роль большевиков в предыдущих событиях, объясните, почему июльский кризис для жителей Южного Урала не имел таких последствий, как в центральной России

Критический уровень анализа источника
Челябинский ветеран КПСС А. Фоминых оставил воспоминания о событиях 26 октября 1917 г. Известно, что в советское время мемуары обсуждались на заседаниях советов ветеранов, в воспоминания вносились правки в соответствии с официальной историей. Используя знания об источниках по истории Великой российской революции на Южном Урале, определите в воспоминаниях А. Фоминых достоверную и недостоверную (неподтверждаемую) информацию (документы 27–29, 31–34)
Примеры использования документов хрестоматии на учебных занятиях Историко-логический уровень анализа источникаОпираясь на тексты документов (7, 9, 10,

Слайд 17Праксиологический уровень анализа источника
Ошибка думать, что революция ожесточает народ против только

высших классов. Она вообще ожесточает, снимает тонкую организацию гуманных нравов, прививаемую культурой.
Михаил Меньшиков


Как вы понимаете высказывание М. Меньшикова, ставшее эпиграфом урока? Пользуясь документами, отражающими события с октября 1917 г. по май 1918 г. на Южном Урале, выберите по 2−3 документа, которыми можно подтвердить или опровергнуть данную точку зрения. Аргументируйте свой выбор этих документов.
Праксиологический уровень анализа источникаОшибка думать, что революция ожесточает народ против только высших классов. Она вообще ожесточает, снимает

Слайд 18Методические приемы изучения фотографий о событиях 1917 – начала 1918 г.

Мгновения истории: старый Челябинск в открытках и фотографиях первой половины ХХ века : фотоальбом / авт. проекта и сост. Д. Г. Графов. – Челябинск : Каменный пояс ; АвтоГраф, 2013. – 296 с.

Методические приемы  изучения фотографий  о событиях 1917 – начала 1918 г. Мгновения истории: старый Челябинск

Слайд 19
Южная площадь. Сбор полков Челябинского гарнизона и горожан для праздничной манифестации

10 марта 1917г.

Митинг на площади Катав-Ивановска 28 февраля 1917 г.

Как эти визуальные источники характеризуют отношение южноуральцев к февральским событиям 1917 года ?

Южная площадь. Сбор полков Челябинского гарнизона и горожан для праздничной манифестации 10 марта 1917г. Митинг на площади

Слайд 20«Один день из жизни Совета» 18 июня 1917 г.
Участники торжественного

собрания по поводу проводов солдат запасного полка на фронт. 18 июня 1917 года
«Один день из жизни Совета»  18 июня 1917 г. Участники торжественного собрания по поводу проводов солдат

Слайд 22
Президиум Совета рабочих и солдатских депутатов. 18 июня 1917г. С.М. Цвиллинг,

Е.Л. Васенко, Д.В. Колющенко, С.А. Кривая, М.Д. Голубых 


Президиум Совета рабочих и солдатских депутатов. 18 июня 1917г. С.М. Цвиллинг, Е.Л. Васенко, Д.В. Колющенко, С.А. Кривая,

Слайд 23
Опираясь на фотографии, определите, из каких социальных слоев состоял Совет рабочих

и солдатских депутатов.
Внимательно прочитайте лозунги, запечатленные фотографом, и определите их партийную принадлежность.
Сделайте вывод о преобладающей партии в Совете рабочих и солдатских депутатов

Опираясь на фотографии, определите, из каких социальных слоев состоял Совет рабочих и солдатских депутатов.Внимательно прочитайте лозунги, запечатленные

Слайд 24
Участники торжественного собрания по поводу проводов солдат запасного полка на фронт.

18 июня 1917г.

Участники торжественного собрания по поводу проводов солдат запасного полка на фронт. 18 июня 1917г.

Слайд 25

О каких процессах свидетельствуют эти документы?
Какой из этих документов отражает реальные

события и почему?
О каких процессах свидетельствуют эти документы?Какой из этих документов отражает реальные события и почему?

Слайд 26Чехословацкий корпус на Южном Урале, 1918 г
Попробуйте распределить фотографии, на которых

изображены солдаты и офицеры Чехословацкого корпуса, на несколько групп. Обоснуйте свой принцип группировки.
Можно ли по фотографиям судить об отношении местного населения к чехам и словакам?
Совпадает ли их образ на фотографиях с характеристикой,
данной К. Н. Теплоуховым?


Чехословацкий корпус на Южном Урале, 1918 гПопробуйте распределить фотографии, на которых изображены солдаты и офицеры Чехословацкого корпуса,

Слайд 27
Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть