Слайд 1XIII территориальная ярмарка образовательных ресурсов
«Новое образование - Поволжскому округу»
Проблемное обучение
на уроках истории и обществознания
Автор: Нуждина Ирина Александровна
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
ГБОУ СОШ №8 «ОЦ» г.Новокуйбышевска
НОВОКУЙБЫШЕВСК 2016
Слайд 2Умение учиться самостоятельно –
требования ФГОС и современной жизни
Возникает противоречие между
необходимостью воспитать человека, готового к самостоятельности и самообразованию, и неумением современных школьников организовывать свою познавательную деятельность.
Современное развитие общества требует
формирования личности способной постоянно пополнять свой запас знаний и умений. На практике мы
сталкиваемся с неумением детей самостоятельно ставить цели своего обучения и определять интересы своей познавательной деятельности.
Слайд 3 Любое исследование, любое творчество
начинается с постановки проблем».
Г. Лейбниц
Слайд 5ФОРМУЛА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Проблемные ситуации
+
Самостоятельная
активная деятельность
=
Творческое
овладение знаниями
Слайд 6ЦЕЛЬ: адаптировать методы и приемы проблемного обучения в преподавании, а также
разработать систему заданий, которая помогла бы сформировать творчески мыслящую личность, способную к саморазвитию.
ЗАДАЧИ:
1) изучить методику проблемного обучения;
2) сформировать банк проблемных заданий;
3) развивать мыслительную и творческую активность через исследовательскую деятельность.
Слайд 7 ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ- СОСТОЯНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС – ПРОТИВОРЕЧИЕ, РАЗРЕШАЕМОЕ ПОСРЕДСТВОМ
РАЗМЫШЛЕНИЯ
ПРОБЛЕМНОСТЬ- ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ОБЪЕКТА, НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ЗНАНИЙ
ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ – СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Слайд 8Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования; о
том, что трудно разрешить, осуществить.
Слайд 9.
Неизвестное (новое знание, которое ученик должен открыть его сам).
Познавательная потребность, основанная
на противоречии между жизненным опытом детей и историческими фактами и законами.
Прошлый опыт, достигнутый уровень знания и развития.
Структура проблемной ситуации
Слайд 10Ситуация неожиданности - проблемная ситуация «с удивлением».
Ситуация предположения.
Различные точки зрения на
один и тот же вопрос.
Ситуация выбора.
Предложение рассмотреть проблему с различных позиций.
«Яркое пятно» - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.).
Способы создания проблемных ситуаций
Слайд 11Например:
«Неоднозначен был князь Владимир. Он убил будущего тестя Рогволода и
его двух сыновей. О его приказу был убит Ярополк, жену которого он заставил быть наложницей. Он отличался любвеобилием: летопись говорит о пяти законных женах и невероятном количестве наложниц, которых» было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести на Берестове».
Его грехи ещё долго можно перечислять. Но вот что любопытно: в памяти он остался князем Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью был канонизирован».
Слайд 12Схема организации учебной деятельности
по разрешению проблем
Выдвижение гипотез,
поиск способов решения
проблемы
Постановка и осознание проблемы
Проверка и доказательство гипотез
Решение проблемы, общий вывод,
рефлексия
Слайд 13Клише для составления проблемных вопросов
чем можно объяснить…
может ли это служить доказательством…
есть
ли взаимосвязь между…
можно ли утверждать, что…
что изменилось, если бы…
какие условия необходимы, чтобы…
каким образом это могло повлиять на…
Слайд 14Варианты вопросов репродуктивного, продуктивно - познавательного и проблемного по одной и
той же теме могут выглядеть так.
Репродуктивный вопрос: «Когда Александр Невский был изгнан из Новгорода его жителями?»
Продуктивно - познавательный вопрос: «Каковы причины изгнания Александра Невского из Новгорода в 1240г.?»
Проблемный вопрос: «Почему Александр Невский в разгар лета 1240 года одержавший блестящую победу над шведами (за эту победу народ ему дал ему прозвище «невский») и тем самым спасший независимость Новгорода, зимой того же года был изгнан из родного города этим же народом?»
Слайд 151. Берётся историческое положение (факт, событие, идея), соответствующее программе курса и
выносимое на обсуждение учащихся (условие задачи)
2. Осуществляется поиск альтернативного ему положения (факта, события, идеи), содержащего противоречие (учебное, кажущееся, реальное) в сопоставлении с первым.
3. На основе обоих положений формулируется проблемный вопрос.
Алгоритм составления проблемных задач
Слайд 16Первый тип - задачи на анализ теоретических положений, высказанных различными личностями
по одному и тому же вопросу и содержащих при их сведении противоречие.
« Автор учебника « Отечественная история.XX век» И.И. Долуцкий пишет: « С 1906 г. начинается аграрная реформа, которая была частью реформ, предложенных новым премьер – министром П.А.Столыпиным».
Авторы учебника « История России. 1861-1917. – М.: 1996» П.Н.Зырянов, Г.В. Клокова, А. П.Шестопалов утверждают, что «Столыпинская аграрная реформа – это понятие условное, ибо она не составляла цельного замысла и при ближайшем рассмотрении распадается на ряд отдельных мероприятий. Не совсем правильно и вошедшее в литературу «именное» название реформы, так как Столыпин не был ни автором основных её концепций, ни разработчиком».
Слайд 17Второй тип – задачи на анализ двух и более высказываний одного
и того же лица, содержащих реальное или кажущее противоречие.
« В 1919 г., критикуя эсеровский лозунг свободы торговли, В.И. Ленин заявил, что «на это мы не пойдем никогда, скорее ляжем все костьми…» А в 1921 г. он определенно ставит вопрос о том, что «нужна известная свобода оборота, свобода для мелкого частного хозяина». Почему произошел столь крутой поворот в политике Ленина в отношении к торговле, причем к политике, противоречащей коммунистической идеологии?»
Слайд 18 Третий тип – задачи на анализ факта, события
« В.О.Ключевский
писал, что «указ 8 февраля 1958 г. грозил смертной казнью за переход из посада в посад, даже за женитьбу вне посада.
Почему? Что ужасного, например, в том, если посадский парень из Рязани женился бы на посадской девушке из Курска?»
Слайд 19Четвертый тип – задачи на оценку деятельности конкретной личности.
«
За годы, предшествовавшие культу личности, И.В. Сталин мог не менее пяти раз быть освобожден от поста генсека, причем трижды по личной просьбе ( 1924 г. – на совещании делегаций XIII съезда РКП(б); на пленуме ЦК РКП(б) от 2 июня, на расширенном заседании членов Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б); 1926 г. – на пленуме ЦК РКП(б); 1927 г. – на пленуме ЦК РКП(б). Но каждый раз он оставался на этом посту. Почему? Ведь не могла же партийная элита не видеть грубость ( об этом предупреждал ещё Ленин), небрежное отношение к людям. Нетерпимость к лицам, имеющим свою точку зрения и т .д.»
Слайд 21РЕЗУЛЬТАТЫ
Динамика учебных достижений обучающихся за последние пять лет
ОГЭ по обществознанию в
2015/2016: успеваемость – 100% качество знаний – 91%
Слайд 22РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории, обществознанию и праву:
Призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву стали в 2014-2015 учебном году Трапезникова Елизавета и Болотова Анастасия.
Слайд 23Ценностью проблемного урока
является то, что ученик
воспринимает материал по схеме
ищу
- и нахожу,
думаю - и узнаю,
тренируюсь - и делаю