Слайд 1Византийская империя
и
восточнохристианский мир
Слайд 2Проблемные вопросы:
Что помогло Византии намного пережить Западную Римскую империю?
Что способствовало
гибели империи?
Чем Византия и восточнохристианский мир отличались от средневековой Западной Европы?
Слайд 3ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
29.05.1453 г.
395 г.
476г.
330 г.
1204 г.
1261 г.
527-565 гг.
Слайд 4
Константин I Великий (272-337)
В 330 г. перенес столицу в
Византий (Константинополь)
Слайд 5Раздел Римской империи после смерти императора Феодосия в 395 г.
Слайд 6476 г. – падение
Западной Римской империи
Слайд 7Император Юстиниан (527 – 565 гг.)
и его супруга Феодора
Слайд 81204 г. захват крестоносцами Константинополя, создание на территории Византии Латинской империи,
1261 г. – греки вернули себе город после длительной борьбы
Слайд 9
Захват столицы
Византийской империи Константинополя турками-османами
под предводительством
султана Мехмеда II
29 мая 1453 года.
Последний византийский император Константин XI Драгаш пал
в битве
Слайд 10Кейс 1. Территория, население
(по картографическому материалу)
Опираясь на историческую карту, определите,
какие территории входили в состав Византийской империи в к. IV – нач. VIвв. Попробуйте охарактеризовать их климатические условия.
Какие изменения произошли в IV в. С чем они связаны?
Какие торговые пути проходили через территорию империи? Покажите их на карте.
Каким угрозам подвергалась империя со стороны соседних государств?
Итоги работы зафиксируйте в таблице.
Слайд 14Кейс 2. Государство и экономика
(по историческим источникам)
Какой характер носили власть
правителя-василевса в Византии?
Как передавалась императорская власть?
Какие группы населения вы можете выделить на основе источников? На кого распространялось право в Византии?
Какие особенности хозяйственного развития Вы можете отметить? Какую экономическую политику проводили византийские императоры?
Итоги работы зафиксируйте в таблице.
Слайд 15Дигесты Юстиниана -это центральная и самая обширная часть свода византийского императора Юстиниана, представляющего
собой самую полную кодификацию римского права
Подобно почитанию Бога, мы должны повиноваться родителям и родине. Освобождение от рабства относится к праву народов. Это дело ведет свое происхождение из права народов; так как по естественному праву все рождаются свободными, И хотя мы носим единое наименование «люди», но, согласно праву народов, возникло три категории: свободные и, в противоположность им, рабы и третья категория - отпущенные на волю, то есть те, кто перестали быть рабами.
О конституциях принцепсов То, что решил принцепс, имеет силу закона, так как народ посредством царского закона, принятого по поводу высшей власти принцепса, предоставил принцепсу всю свою высшую власть и мощь.
Таким образом, то, что император постановил путем письма и подписи, или предписал, исследовав дело, или вообще высказывал, или предписал посредством эдикта, как известно, является законом. Это и есть то, что мы обычно называем конституциями.
Благодеяние императора, которое, несомненно, исходит от его божественного великодушия, нам следует истолковывать наиболее полно.
Основное деление, относящееся к праву лиц, заключается в том, что все люди суть или свободные, или рабы. Рабство есть установление права народов, в силу которого лицо подчинено чужому владычеству вопреки природе
Рабы так названы от того, что императоры имели обыкновение не убивать, а продавать пленников, а для этого и сохранять их. Положение (всех) рабов одинаково; из свободных же людей одни являются свободнорожденными, а другие - отпущенными из рабства.
Слайд 16Отрывки из сочинений византийских историков
Юстин (Юстин I - Византийский император в
518— 527 гг.) был по происхождению иллирийский крестьянин. При императоре Льве он, чтобы избавиться от нужды, вместе с двумя братьями пешком добрался до Константинополя и поступил на военную службу. прибытии в город не было ничего, кроме козьих тулупов да прихваченных из дома сухарей. Юстин участвовал в Исаврийской войне. Затем он постепенно достиг большой силы и был поставлен во главе придворной стражи. Императорскую власть Юстин получил сверх всякого ожидания. Юстин, потому ли, что деньгами подкупил народ, или потому, что снискал ими расположение к себе так называемых постельничих (придворных), — об этом рассказывают по-разному, — сам себе приобрел царскую власть. Сам Юстин не сумел сделать подданным ни худого, ни хорошего, ибо был он на редкость слаб умом и поистине подобен вьючному ослу, способному лишь следовать за тем, кто тянет его за узду, да то и дело трясти ушами. Он отличался простотой, не умел складно говорить и вообще был очень мужиковат. В глубокой старости, ослабев умом, он стал посмешищем для подданных, и все относились к нему с полнейшим пренебрежением, поскольку он не понимал, что происходит. Племянник же его, Юстиниан, будучи еще молодым, стал заправлять всеми государственными делами. (Прокопий Кесарийский «Тайная история»)
Происхождение Фоки неизвестно (Фока - Византийский император в 602— 610 гг.) . До своего стремительного взлета он служил сотником в Дунайской армии. Он пользовался большим влиянием среди солдат. …Дунайские легионы подняли мятеж и провозгласили Фоку экзархом (главнокомандующим). Во главе армии он двинулся на Константинополь. В столице произошло восстание, и Маврикий бежал. Тогда в церкви Иоанна Крестителя Фока был провозглашен императором и на третий день въехал в столицу в царской колеснице. По свидетельству всех историков, время правления Фоки было отмечено необузданным террором. Едва приняв бразды правления, он велел обезглавить своего предшественника Маврикия. Вместе с ним были казнены пять его сыновей. враги, и поручил командование своему приближенному Леонтию. В том же году римляне. В 603 г. возобновилась война с персами, которая шла крайне неудачно для римлян. Несколько раз против него устраивались заговоры, но они были раскрыты и подавлены с большой жестокостью. Наконец и константинопольская чернь отвернулась от императора. Когда в 609 г. экзарх Африки Ираклий отложился от императора, все симпатии были на его стороне. 4 октября некто по имени Фотий, который был оскорблен Фокой, проник во дворец со множеством войска, тотчас захватил Фоку, снял с него императорское облачение, закутал в черные одежды, скрутив руки, связанные за спиной, и на судне вручил пленника Ираклию. Ираклий, увидев его, сказал: «Так-то, несчастный, ты правил государством». Тот ответил: «А ты намереваешься управлять лучше?» Ираклий приказал отрубить ему голову. (Феофан Исповедник «Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта»)
Слайд 17Хозяйство Византийской империи (выдержки из законодательства Византии)
Ничто не препятствует, чтобы они (военачальники, прим.) были и наиболее состоятельными и благородными по происхождению и по доблести души. Благородство побуждает быстрее использовать благоприятные возможности для выполнения приказаний; богатство дает возможность часто помогать воинам из собственных средств, если понадобится… (Taktica Leonis, IV,3)
Если вследствие каких-либо обстоятельств представится необходимость или появится собственное желание у владельца продать всю землю или часть её, то пусть покупка будет предложена жителям того же селения или соседних полей или селений. Мы постановляем это не из ненависти или зависти к сильным, но из благорасположения к бедным, ради их защиты и ради общего блага…. Итак, пусть никто впредь из высших и низших чинов гражданских, военных и церковных ….не осмеливается вступить посредством покупки, дара…. в какое-либо селение (Из новеллы императора Романа I Лакапина).
Земледельцу, возделывающему поле следует быть справедливым и не переступать межу соседа.
Если два земледельца договорились обменяться землями перед двумя или тремя свидетелями…, пусть остается их обмен законным.
Если земледелец…бежал со своего поля и ушел в чужие края, то пусть ответственные перед казной за подати собирают плоды, и не имеет права возвратившийся назад, взыскивать с них что-либо.
Если убежавший земледелец платит налоги, то пусть собирающие плоды и пользующиеся его полем понесут ответственность в двойном размере. («Земледельческий закон»)
Слайд 18Кейс 3. Церковь и императорская власть (отрывки из работ ученых-историков
Определите характер
взаимоотношений церкви и императора в Византии.
Оказывала ли церковь влияние на народы империи и соседние страны? В чем оно могло выражаться?
Когда и почему произошел раскол в христианской церкви?
4. Итоги работы зафиксируйте в таблице.
Слайд 19Отрывки из книги И.Мейендорфа
«Византийское наследие в Православной церкви»
Сохранение империи на
Востоке обеспечило императору активную роль в делах Церкви, Христианская вера была несовместима с эллинистическим и римским представлением об императоре как о божественном существе: единственным царем, единственным [господином] был Христос. Поэтому византийцы видели в императоре полномочного представителя или вестника Христова, «равного апостолам», ответственного в особенности за распространение христианства среди языческих народов и за «внешние дела» христианской религии — управление и финансы (отсюда употребленный Евсевием титул императора. При Иоанне Постнике (582-595) столичный архиепископ усваивает титул «вселенского патриарха». Папа Григорий Великий воспринял это наименование как вызов папскому первенству, но на самом деле оно подразумевало не притязание на всеобщую юрисдикцию, а неизменное и, по сути, политическое положение в идеале возглавляемом императором…..
Утрата ближневосточных земель под натиском арабов и постепенное отчуждение между Западом и Востоком могли превратить Константинопольский патриархат в центр этнически и культурно ограниченной греческой церкви. Однако Византийская Церковь предприняла впечатляющий миссионерский поход в Восточную Европу.
В 860-861 гг. два брата из Фессалоник, Константин и Мефодий, успешно проповедовали христианство крымским хазарам. В 863 г., в ответ на просьбу моравского князя Ростислава прислать миссионеров из Византии они были посланы к славянам в центральную Европу. Константин (более известный под своим монашеским именем Кирилл), защищая право славян слышать Слово на своем языке, перефразирует ап. Павла: «Я бы лучше сказал пять слов, которые понятны всем братьям, нежели десять тысяч непонятных» Моравские ученики Константина-Кирилла и Мефодия нашли убежище в Болгарии, особенно в македонском центре Охрид (св. Климент, св. Наум), где славянское христианство успешно развивалось по византийскому образцу. В тот же период совершалась и византийская миссия в русском народе. В послании восточным патриархам 867 г. патриарх Фотий объявил, что русские обратились в христианство и приняли епископа из Константинополя. Это первое обращение ограничивалось небольшой группой соседних с Византией городов Крыма. Более значительным событием было обращение могущественной киевской княгини Ольги (957 г.), принявшей имя Елены в честь царствующей византийской императрицы. Наконец, византийские памятники сообщают в тот же период о миссионерской деятельности на Кавказе, особенно среди аланов, предпринятой по инициативе патриарха Николая Мистика.
Слайд 20
Некоторое богословское размежевание между греческим К примеру, троичное богословие выражалось по-разному
каппадокийскими отцами и бл. Августином: если греки настаивали скорее на четком различении Лиц, то латиняне придавали большее значение философским определениям Бога как единой простой сущности.
Однако более всех иных различий напряжение в отношениях между Востоком и Западом начали создавать возрастающее расхождение в понимании римского первенства. Как мы уже видели, ведущее положение Рима, против которого Византия никогда не возражала, объяснялось (как и преимущества ряда восточных престолов) прагматическими соображениями, тогда как апостольское происхождение кафедры не играло решающей роли. Это прагматическое объяснение было запечатлено в соборных постановлениях, которые Восток считал общей традицией, хотя римляне в свое время и протестовали против обнародования текстов, отрицавших, что Рим получил свое первенство от Христа через апостола Петра. К счастью, в течение ряда столетий обе стороны воздерживались от того, чтобы доводить эти расхождения до полного разрыва отношений. Однако в IX, Х и XI веках начали накапливаться конфликты, в которых культурные и политические элементы переплелись с догматическими и дисциплинарными вопросами.Разделению способствовали и некоторые вопросы дисциплинарной и богослужебной практики. Такого рода вопросы вышли на первый план особенно во время известного инцидента, столкнувшего легатов папы Льва IX с патриархом Михаилом Керуларием (1054 г.). Это столкновение часто ….считается началом раскола; на самом же деле оно явилось скорее неудачной попыткой исправить уже существовавшее размежевание.
По мере продолжения спора, значительно усилившейся из-за народной ненависти после разграбления Константинополя крестоносцами во время Четвертого крестового похода в 1204 г., к ней добавились новые пункты, такие как латинское учение о чистилище и т.п. Все эти вопросы можно было решить..Но папство, в особенности после григорианских реформ XI в., не допускало никаких сомнений в единственности своего авторитета.
Слайд 21Отличительные черты Византийской империи
Слайд 22Византия и восточнохристианский мир:
отличия от Запада