Слайд 1Изобразительное искусство во 2-ой половине XVIII в.
Слайд 2Исторический жанр
В живописи наиболее последовательно принципы классицизма воплотил исторический жанр. Античные и
библейские сюжеты и национальная история трактовались в ней соответственно гражданственным и патриотическим идеалам просветительства
Слайд 3Антон павлович лосенко
Один из первых выпускников Академии художеств, автор пособия «Изъяснение
краткой пропорции человека.... для пользы юношества, упражняющегося в рисовании...», по которому впоследствии учились целые поколения художников и 1-ый профессор класса исторической живописи
Слайд 6Прощание Гектора с Андромахой
Слайд 7П.И. Соколов
Меркурий и аргус
Дедал привязывает крылья икару
Слайд 8Г.И. Угрюмов
Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над
немецкими рыцарями победы
Испытание силы Яна Усмаря
Слайд 9Портретный жанр
Наибольших успехов живопись второй половины XVIII в. достигает в жанре
портрета, что не кажется удивительным, если мы вспомним предыдущие этапы. Поколение художников, выступившее на рубеже 60–70-х годов, в кратчайший срок выдвинуло русский портрет в ряд лучших произведений мирового искусства
Слайд 10Фёдор Степанович рокотов
Обстоятельства жизни Рокотова и по сей день не все
выяснены. Рокотов, видимо, происходил из крепостных семейства князей Репниных и, возможно, через них познакомился с И.И. Шуваловым, куратором Московского университета и Академии художеств, который и способствовал его принятию на службу в Академию. Рокотов получил вольную и стал одним из прославленных художников XVIII столетия
Слайд 11Портрет поэта и драматурга А.П.Сумарокова
«Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица
и остроту ока ево, в тот час и пламенная душа ево, при всей ево нежности сердца на оживленном тобою полотне не утаилася...», –писал его современник о портрете поэта А.П. Сумарокова
Слайд 12Портрет В.Майкова
Портрет Неизвестного в треуголке
Слайд 14Одним из величайших художников XVIII столетия, сумевшим наиболее полно выявить основные
особенности и принципы, сам дух живописи своего века, был Дмитрий Григорьевич Левицкий
(1735–1822)
Слайд 15портрет архитектора и одного из авторов здания Академии художеств А.Ф. Кокоринова
Слайд 16Портрет П.А.Демидова
Потомок тульских кузнецов, возведенных Петром в ряд именитых людей, баснословный
богач, странный чудак, даже самодур, П.А. Демидов вместе с тем разделял многие взгляды русских просветителей, сам был одаренным человеком – ботаником, садоводом, оставившим драгоценный гербарий Московскому университету, которому он, кстати, даровал немалые суммы: он основал Коммерческое училище и Воспитательный дом в Москве
Слайд 17«Смолянки»
В 70-е годы Левицкий создает целую серию портретов воспитанниц Смольного института
благородных девиц – «смолянок». Возможно, сама Екатерина, занимавшаяся вопросами женского воспитания и образования, сделала Левицкому заказ на портреты, долженствующие увековечить в живописи «новую породу» людей. Портреты получили позднее в искусстве название сюиты, хотя Левицкий не задумывал их как нечто цельное и писал несколько лет (1772–1776). Однако общий замысел в них все-таки проявился, он определен общей темой – юности, искрящегося веселья, особой жизнерадостности мироощущения
Слайд 18Портрет Алымовой
Портрет Хованской и Хрущёвой
Слайд 20Екатерина II-законодательница в храме богини Правосудия
В ней передовые люди видели идеальное
воплощение образа просвещенного монарха, призванного мудро управлять державой. Аллегорический язык портрета – дань классицизму: Екатерина указывает на алтарь, где курятся маки –символ сна (так и она сжигает себя на алтаре служения отечеству), над нею –статуя Правосудия, у ног – орел, символ мудрости и божественной власти, в проеме колонн – корабль как символ морской державы
Слайд 21Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825)
Слайд 23портрет O.K. Филипповой
В 90-е годы мастер создает портреты, в которых в
полной мере выражены черты нового направления в искусстве – сентиментализма. Самый первый в ряду этих портретов –портрет O.K. Филипповой, жены помощника архитектора Воронихина
Слайд 24Портрет М.И.Лопухиной
Портрет этот позже вызвал к жизни стихи Я. Полонского:
Она давно
прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали...
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела;
И будет этот взгляд, и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить – страдать – прощать – молчать...
Слайд 25Портрет екатерины II
Двойной портрет сестёр Гагариных
Слайд 26Бытовой жанр
Бытовой жанр не получил развития в стенах Академии. В 70–80-е
годы существовал только так называемый класс домашних упражнений, закрытый в конце века. В итоге все, что было сделано интересного в этом жанре, было сделано без прямого участия Академии
Слайд 27«Юный живописец»
Временем рождения русского бытового жанра можно было бы считать вторую
половину 60-х годов, когда Иван Фирсов написал, будучи в Париже, небольшую картину под названием «Юный живописец»
Слайд 28Михаил Шибанов
Крестьянский обед
Празднество свадебного договора
Слайд 30Семен Федорович Щедрин
В последней четверти XVIII в. приобрел черты самостоятельности пейзажный
жанр. В 1776 г. Семен Федорович Щедрин (1745– 1804) стал первым профессором-руководителем пейзажного класса. Характер пейзажей самого Щедрина глубоко лирический и поэтический
Слайд 33Фёдор алексеев
(1753/54–1824)
Положил начало пейзажу города
Слайд 36И. П. Аргунов
Аргунов, помимо живописного, имел и педагогический талант. По приказанию
императрицы Елизаветы Петровны, к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие, потерявшие голоса: А. П. Лосенко (бывший потом профессором и директором Академии художеств), К. И. Головачевский (инспектор Воспитательного училища Академии), И. С. Саблучок
Слайд 37Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме
Слайд 38портрет Хрипунова
портрет императрицы Екатерины II
Слайд 39Алексей Петрович Антропов
Выдающийся русский живописец-портретист, автор монументальных росписей, академик Императорской Академии
Художеств
Слайд 40портрет петра III
портрет Колычева
Слайд 41русское изобразительное искусство
На протяжении XVIII столетия русская архитектура и русское изобразительное
искусство развивались по законам иным, чем в Древней Руси, – по законам Нового времени. Это был очень непростой путь освоения законов общеевропейского развития в минимально короткие сроки, исчисляемые годами, а не веками, как это было в Западной Европе, в результате чего русская светская художественная культура заняла свое достойное место среди европейских школ, сохранив свою специфику и создав собственную систему как в жанровом, так и в типологическом отношениях