Слайд 2Цель урока:
Познакомить учащихся с особенностями иероглифического письма китайцев, с открытиями и
изобретениями этой древней цивилизации, отметив. Что многие из них до сих пор используются китайцами и всем человечеством;
Углубить знания и представления учеников и китайском мудреце Конфуции, его учении о правилах поведения людей;
Воспитывать интерес учащихся к культуре стран Древнего Китая.
Слайд 4План:
1. Письменность Древнего Китая.
2. Открытие ученых.
3. Религиозные представления.
4. Афоризмы Конфуция.
5. Архитектура
Слайд 51. Письменность Древнего Китая.
Слайд 8 Писать на деревянных пластинах было нелегко, но еще труднее было их
изготовить. Для того, чтобы создать будущую книгу, необходимо было бамбуковые заготовки разрезать на коленца, а потом расщепить на тонкие полосы. Чтобы защитить древесину от загнивания и от всевозможных насекомых, её прогревали на костре.
На дощечках из дерева описана китайская хроника «Исторические записки» знаменитого историка древности Сыма Цяня, родившегося в 145 г. до н.э.. Начертано около 520 000 иероглифов, описывающих период более 3 000 лет, включая правление легендарного императора Хуанди и хана Уди. Сохранились дощечки из бамбука, содержащие самый давний сборник стихов «Книгу песен», а также древнейшую математику «Цзючжансуаньшу».
Слайд 9Бумага создана Цай Лунем в 105 году н. э. До Цай Луня
бумагу в Китае делали из пеньки, а ещё раньше — из шёлка, который изготавливали из бракованных коконовшелкопряда. Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он смешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги
Слайд 10Вычищенные и высушенные тонкие пластинки бамбука соединяли по несколько штук с
помощью металлических скоб. Китайская книга была похожа на современные раздвижные шторы. Позже стали использовать выструганные пластинки. Готовые к написанию полотна имели длину от 20 до 70 см и ширину 10-15 см. После ряда исследований, было выявлено, что для частной переписки использовался бамбук длиной около 23 см, а для правительственных законов – 68 см.
Слайд 12 Календарь.
Зачатки календаря были в Китае уже в
третьем тысячелетии до н. э. Китайский календарь сформировался около 14 века до н. э., в эпоху Шан-Инь (которая приходится на XVIII-XII вв. до н. э.). Этот календарь указывал продолжительность года в 356 дней или 12 месяцев по 29 и 30 дней плюс добавочные месяцы.
Слайд 13В I в. н. э. в Китае жил крупнейший астроном древности,
талантливый мыслитель Чжан Хэн (78 — 139), сделавший множество открытий и изобретений. Чжан Хэном был создан первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел. Систематически занимаясь астрономическими наблюдениями, он произвел подсчет неподвижных звезд, определив их количество в 2500 светил.
Карта звездного неба
Десятичные дроби
В Древнем Китае уже пользовались десятичной системой мер, обозначали дробь словами, используя меры длины чи: цуни, доли, порядковые, шерстинки, тончайшие, паутинки. Десятичную дробь с помощью цифр и определенных знаков попытался записать арабский математик ал-Уклисиди в X веке. Свои мысли по этому поводу он выразил в "Книге разделов об индийской арифметике".
Слайд 15 Компас
Первый прототип
компаса, как считается, появился во времена династии Хань (202 до н.э. — 220 н.э.), когда китайцы стали использовать магнитный железняк, ориентированный на север-юг. Правда, использовался он не для навигации, а для гадания. В древнем тексте «Луньхэн», написанном в 1 веке н.э., в главе 52 древний компас описывается так: «Этот инструмент напоминает ложку, и если его положить на тарелку, то его ручка укажет на юг».
Слайд 16 Изобретение сейсмографа
Прибор Чжан Хэна состоял из полого
шарообразного медного сосуда, внутри которого был вертикально помещен маятник. К маятнику примыкали 8 пружин–рычагов, выведенных наружу. К наружному концу каждого рычага была прикреплена металлическая голова дракона, в пасти которого находился медный шарик. Отклонение маятника в сторону под воздействием силы землетрясения приводило к нажиму одного из рычагов, который вследствие этого изменял свое положение. Рукоятка рычага в виде головы дракона механически открывала пасть, и из нее выпадал шарик, попадавший в рот одной из 8 жаб, размещенных у основания сосуда. По тому, какой из драконов выбрасывал шарик, узнавали, в каком из восьми направлений произойдет землетрясение.
Происхождение «Чая»
Родина чая – Юго-Западный Китай и примыкающие к нему районы Верхней Бирмы и Северного Вьетнама.
Интересно, что само слово "чай" пришло к нам через тюркские языки из северокитайского cha, в то время как источником названия в Западной Европе послужило южнокитайское te.
Первое упоминание о чае восходит к глубокой древности. О том, как был обнаружен дикорастущий чай, рассказывают легенды Китая, Индии, Японии. По одной из них, чай возник во времена творения Земли и Неба, его связывают с именем Государя Солнца Янь-ди. По другой, император Южного Китая Чен Нунг (III тысячелетие до н.э.) однажды попробовал напиток, который случайно получился из листьев, нечаянно попавших в кипяток. Напиток оказался настолько ароматным и вкусным, что император приказал собрать и сохранить эти листья и издал указ о применении его по всей стране.
“Сын Неба”
Появление титула «Сын Неба» в китайском мировоззрении тесно связано с почитанием Вечного Синего Неба как Верховного Божества и понятием о Небесном мандате, предоставляемом Вечным Синим Небом своему «сыну» (Сыну Неба), т.е. правителю, который по воле и от имени Вечного Синего Неба руководит Поднебесной.
Понятие Сын Неба известно в разных культурах народов Земли, в т.ч. встречается в Библии во множественном числе - сыны Неба со смыслом дети Божьи.
Легенда
Первое время, после своего создания люди жили собирательством и охотой (это было время до того, как второй мудрец Поднебесной придумал земледелие). Т.е. у них не было стабильного источника пропитания. Вот этот недостаток и решил исправить Фуси. А надо сказать, что задумался он об этой продовольственной проблеме, гуляя по берегу реки.
И вот увидел Фуси в реке большого карпа, и недолго думая, решил его поймать. Никто ещё не рассматривал рыбу в качестве пищи и, соответственно никто не пытался её ловить. Рыбы тоже не знали, что их могут поймать, а потому Фуси легко удалось поймать карпа голыми руками. И когда люди увидели, как просто можно найти себе пропитание, все стали ловить рыбу.
На третий день царь драконов Лун-ван заметил резкое сокращение своих подводных подданных и в гневе явился к Фуси. Сначала он попытался запретить людям рыбную ловлю, но Фуси не согласился, и заявил, что с людьми лучше не сориться, а то мало ли что… Тогда Лун-ван по совету своего первого министра (им была черепаха) заявил, что позволит людям ловить рыбу, но только без помощи рук.
Фуси согласился. И следующие три дня думал, как обойти запрет дракона. Но так ничего не придумал и решил отдохнуть – пошёл гулять. И во время прогулки встретил паучка. Тот сплёл паутину меж двух веточек куста и поймал в неё муху. Вот тут-то Фуси и осенило. Сплёл он из верёвок сеть, потом срубил три палки – две связал крестом и по краям закрепил к ним сеть. Третью, более длинную палку, он привязал прямо к крестовине, и получившуюся конструкцию погрузил в воду. А когда достал – сеть была полна рыбы.
Все люди стали плести сети и ловить рыбу. С тех пор Фуси стали считать мудрецом, а у Лун-вана от злости глаза вылезли из орбит, да так и остались. С тех пор такие глаза у всех драконов.
Слайд 21 Конфу́ций
Конфу́ций —
древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство.
Афоризмы Конфуция.
НАПРАСНО ОБУЧЕНИЕ БЕЗ МЫСЛИ, ОПАСНА МЫСЛЬ БЕЗ ОБУЧЕНИЯ.
НАРОД МОЖНО ПРИНУДИТЬ К ПОСЛУШАНИЮ, НО ЕГО НЕЛЬЗЯ ПРИНУДИТЬ К ЗНАНИЮ.
ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ПУТЬ ВЕЛИКИМ. НЕ ПУТЬ ДЕЛАЕТ ВЕЛИКИМ ЧЕЛОВЕКА.
В КРУГУ СЕМЬИ ПОЧИТАЙ РОДИТЕЛЕЙ. ВНЕ СЕМЬИ ПОЧИТАЙ СТАРШИХ. БУДЬ ЧЕСТЕН И МИЛОСТИВ С ЛЮДЬМИ, ВОЗЛЮБИ ДОБРО. ЕСЛИ, СОБЛЮДАЯ ЭТИ ПРАВИЛА, ТЫ ЕЩЕ БУДЕШЬ ИМЕТЬ ДОСУГ, ИСПОЛЬЗЙ ЕГО ДЛЯ УЧЕНИЯ.
ЧЕГО СЕБЕ НЕ ПОЖЕЛАЕШЬ, ТОГО НЕ ДЕЛАЙ И ДРУГИМ.
Слайд 23Физкультминутка
Правила поведения в китайской школе
Ли жу сун: стоим смирно, как сосна,
ровно, высоко подняв голову, так стоит честный человек.
Цзо жу чхун: сидим как колокол, не облокачиваясь, не откинувшись лениво, как бездельник, а расправив плечи, выпятив грудь, вытянув шею.
Во жу гун: сидеть как лук, изогнувшись дугой. Сохраняйте подвижность, чтобы в случае необходимости можно было мгновенно вскочить как стрела.
Цзоу жу фин: идти как ветер, стремительно и грациозно.
Слайд 24Архитектура
Архитектура - строительство храмов, многоэтажных дворцов с многоярусными крышами
Слайд 26Фарфо́р — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе
деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.
Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом крупнодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины. Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.
Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный,литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.
Слайд 301.Тонкая и воздушная ткань, секрет производства которой в древности был известен
только китайцам.
2.Изобретенный в Китае прибор, помогающий не заблудиться в далеких путешествиях.
3.Река, по берегам которой возникло древнейшее в Китае государство
4.То, что учтивый китаец снимал с ног при входе в дом.
5.Материал для письма, изобретенный в Китае.
6.Одна из двух главных рек Китая.
7.Одно из китайских государств, правитель которого объединил весь Китай под своей властью (221 г до н.э.).
8.Изобретенный в Китае напиток, прогоняющий усталость
Слайд 31«Синквейн» Китай
1.1 существительное,
2.2 прилагательных,
3.3 глагола,
4.предложение с этим словом.
Слайд 32Объяснение домашнего задания
1. Отработать соответствующий параграф учебника и ответить устно на поставленные
к нему вопросы.
2. Подготовить сообщения о культуре Китая :
«Китайские церемонии»