Презентация, доклад по теме Русский орнамент

Содержание

* Цель: определение и анализ орнамента на русских костюмах.* Задачи: 1. Обратиться к истории русского орнамента; сравнить особенности русского орнамента и псковского;2. Узнать какую смысловую нагрузку

Слайд 1 Русский орнамент.

Русский орнамент.





Исследовательская работа
Верёвкиной Ольги





Русский орнамент.Русский орнамент.Исследовательская работаВерёвкиной Ольги

Слайд 2* Цель: определение и анализ орнамента на русских костюмах.
* Задачи:


1. Обратиться к истории русского
орнамента; сравнить особенности русского орнамента и псковского;
2. Узнать какую смысловую нагрузку нес орнамент на одежде;
3. Выяснить какие существуют виды орнаментов;
 

* Цель: определение  и анализ орнамента на русских костюмах.* Задачи: 1. Обратиться к истории русского

Слайд 3Особенности орнамента
русского костюма и его
смысловая нагрузка.

2) Символы как элементы
информационно-
знаковой

системы.
Особенности орнамента русского костюма и его смысловая нагрузка.2) Символы как элементыинформационно-знаковой системы.

Слайд 4Женский костюм
Мужской костюм
Русская национальная рубаха с поясом
Северно-Русский орнамент

Объект исследования.

Женский костюмМужской костюмРусская национальная рубаха с поясомСеверно-Русский орнамент Объект исследования.

Слайд 5
- основным методом работы является метод теоретического конструирования
- методами сравнительного анализа,

культурно-исторической реконструкции,
- культурно-семиотический подход, обусловивший возможность осмысления значения орнамента на традиционной русской одежде;






Методы исследования.

- основным методом работы является метод теоретического конструирования- методами сравнительного анализа, культурно-исторической реконструкции, - культурно-семиотический подход, обусловивший

Слайд 6Формирование истории
русского орнамента.

с помощью
социально-экономических
факторов

С помощью
культурно-исторических,

С помощью
природно-географических


факторов
Формирование истории русского орнамента. с помощью социально-экономическихфакторов С помощьюкультурно-исторических, С помощьюприродно-географических факторов

Слайд 7 Орнамент возник ещё до появления письменности. Это подтверждается тем, что

даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии, ромбы.
Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Орнамент - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Орнамент не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

Орнамент возник ещё до появления письменности. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в

Слайд 8 Что означают символы в орнаменте.
Известно, что древний человек был охотником.

Он знал, что сила зверя заключалась в бивне – это его оружие. Бивень или его срез рисовали в виде ромба. Этот знак содержал в себе силу и могущество. Поэтому древний человек рисовал его на своем теле, предметах, которые его окружали. Набегающие друг на друга ромбы - знак счастливой охоты, удачи, знак жизни, плодородия. Для того чтобы поля были щедры на урожай, человек просил у Неба, Солнца и Земли удачи, творил заклинания. Для этого он повторял узоры.
Что означают символы в орнаменте. Известно, что древний человек был охотником. Он знал, что сила зверя

Слайд 9

Значения:

ромб, как уже сказано, - символ плодородия
волнистые линии символизировали воду;
горизонтальные - землю;
косые - дождь, пересекающий путь к солнцу;
точки между ними - зерна, брошенные в нее;
свастика - солнце (солярный символ), пожелание благополучия.

Значения:  ромб,

Слайд 10

БОГИ

Женщина с поднятыми ладонями - Макошь  С опущенными - Лада.
Чаще всего они изображены с оленями по бокам. Богини эти отождествлялись с двумя северными созвездиями — Большой Медведицей и Малой. Как известно, на Руси эти созвездия раньше звались Лосиными.


БОГИЖенщина с поднятыми

Слайд 11ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА
1) Бык – знак Велеса.  2) Волк – знак Ярилы.  3) Ворон

- знак мудрости и смерти, Велеса.  4) Дерево – знак жизни и плодородия; или – Мироздания (Мировое Древо).  5) Змей – знак Земли, мудрости, Велеса. Связан с Нижним Миром.  6) Конь – знак Солнца, Солнечных Богов.  7) Лебедь – знак Мары, смерти, зимы.  8) Медведь – знак Велеса.  9) Олениха (важенка) или лосиха – знак Богинь Плодородия (Рожаниц).  10) Орёл – знак Грома, Перуна.  11) Петух – знак Огня, Агуни.  12) Сокол – знак Огня, Агуни. Есть мнение, что «трезуб» (герб Рюриковичей и современной Украины) – стилизованное изображение сокола в полёте.  13) Кукушка – знак жизни, Живы.  14) Козёл – знак плодородия, плодовитости.  15) Свинья – знак плодородия, изобилия.

ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА1) Бык – знак Велеса.  2) Волк – знак Ярилы.  3) Ворон - знак мудрости и

Слайд 12 Материалы для вышивки
Хлопковые и льняные нити лучше всего

подходят для постоянной защиты от сглаза и порчи, то есть для обереговой вышивки.
Шёлк хорош для сохранения ясности мышления, помогает в сложных ситуациях, связанных с карьерой.
Шерсть защищает тех людей, которых зло уже, увы, коснулось. Она закрывает пробои в вашей энергетике.
Материалы для вышивкиХлопковые и льняные нити лучше всего подходят для постоянной защиты от сглаза

Слайд 13МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ ВЫШИВКИ: 
1) традиционные - круговые (ворот, пояс, рукава, подол).  2) нетрадиционные

- то есть любые, выполняющие разные защитные функции:  - защита любовной сферы - красно-оранжевые узоры, в которых преобладают круговые и крестовидные формы;  - защита маленького ребенка от напастей - силуэт коня или петуха, нитки красные или черные; для ребенка постарше, школьника - сине-фиолетовая гамма, которая защищает от сильного умственного переутомления;  - голубая или золотисто-зеленая вышивка помогает успешному ведению дел в любой сфере деятельности. 
МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ ВЫШИВКИ: 1) традиционные - круговые (ворот, пояс, рукава, подол).  2) нетрадиционные - то есть любые, выполняющие

Слайд 14Рубаха №1
Рубаха № 2
Рубаха №3
Рубаха № 4
Рубашка № 5

Рубаха №1Рубаха № 2Рубаха №3 Рубаха № 4Рубашка № 5

Слайд 15

РУБАХА №1.

1) Наименование: Рубашка мужская, косоворотка.
2) Время и источник: от 2/II - 84 от Румянцевой Евдокии Кирилловны-Пыталово.
3) Материал и техника: х/б, ручная вышивка крестом.
4) Описание: Рубашка косоворотка белого цвета. Сшита из полотнища ткани, перегнутого пополам. Длинные рукава, вшитые в пройму, слегка заужены к низу. Вышивка крестом выполнена красными и чёрными нитями, геометрический орнамент чередующиеся ромбы один в другом разделённые. Вышивка расположена по краям рукавов, подолу, воротников. Рубашка застёгивается на 4 пластмассовые пуговицы.


РУБАХА №1.1) Наименование: Рубашка мужская,

Слайд 17

РУБАХА №2.

1)Наименование: Рубашка мужская, косоворотка.
2) Время: 1904 д.Захново. Пыталовский рай-он.
3) Материал и техника: шитьё на машинке, вышивка крестом, х/б.
4) Описание: Рубашка мужская косоворотка розового цвета. Рукав вышивной, заканчивается двойным манжетам, воротник стойка, по подолу выполнена вышивка чёрными нитками. Геометрический орнамент вышит крестом. Застёгивается рубаха на 7 пуговиц. Пуговицы перламутровые. Вышивка – чередуется ромбы с геометрическим шестилепестковым цветком. Всё заключено в полосу, по подолу она шире, по краю полосы идут маленькие треугольники.
5) Размер 50х70

РУБАХА №2.1)Наименование: Рубашка мужская, косоворотка.2)

Слайд 19

РУБАХА №3.

1) Наименование: рубашка красного цвета с вышивкой крестом.
2) Время: первая половина ХХ века. Праздничная рубаха и покупной ткани, вышивка декоративная из покупной тесьмы и вышита из покупных нитей.
3) Описание: рубаха туликообразная, из перегнутого полотнища, рукав расширенный в верхней части, заужен к запястью, головка рукава собрана буфами.

РУБАХА №3.1) Наименование: рубашка красного

Слайд 211)Наименование: рубашка мужская косоворотка.
2)Материал и техника: Вышивка ручная гладью, выполненная нитями

мулине.
3)Описание: рубаха косоворотка кремниего цвета. Рукава вшиты, воротник стойка по вороту 6 петель и пуговиц. Рубашка вышита по вороту, по подолу и рукавам- узор выполнена цветными нитями мулине( синий, фиолетовый ,зелёный, малиновый). Растительный орнамент- крупные цветы. Перед и спинка целько кройные, слегка расшиты снизу. Вышивка по вороту на подкладке. Рукав немного скошены, заужены книзу .
4) Время и место создания: начало 40-х годов Гремов М.Е- комсомолец, сидел несколько раз в тюрьме в период оккупации.



Рубаха №4

1)Наименование: рубашка мужская косоворотка.2)Материал и техника: Вышивка ручная гладью, выполненная нитями мулине.3)Описание: рубаха косоворотка кремниего цвета. Рукава

Слайд 23

РУБАХА №5.

1)Наименование: Рубашка мужская с вышивкой.
2) Материал и техника: х/б, ручная вышивка крестом, сшита на машинке.
3) Описание: Рубашка мужская косоворотка. Сшит из полотнища ткани. Рукав пришит по прямой, слегка заужен книзу. Вышивка располагается по высокому, вороту- стойке, планке, концом рукавов. Вышивка выполнена чёрными нитями крестом( по вороту и полонке) розу, внизу по рукавам – крупные цветы.
4) Время и место: Начало ХХв. От Рудаковой М .С.

РУБАХА №5.1)Наименование: Рубашка мужская

Слайд 25растительные мотивы
зооморфные мотивы
бытовые
культовые, или архаические, мотивы, которые сохранились со времен

язычества

Для древнерусского орнамента на ткани наиболее характерны:





растительные мотивы зооморфные мотивыбытовыекультовые, или архаические, мотивы, которые сохранились со времен язычестваДля древнерусского орнамента на ткани наиболее

Слайд 26Костюм - это символ, знак, внешний элемент обыденной повседневной жизни разных

социальных слоев. А орнамент- это знаковая система, которая всегда исторична и возникает в определенном обществе, в рамках определенной социальной и культурной группах, она всегда эмоциональна и не поддается подчас логике: «Знак - всегда метафора. Но в области быта эта метафора отсылает к образу, общественно-историческое содержание которого выражено, прежде всего, через эмоциональную память и образные ассоциации».

Выводы.

Костюм - это символ, знак, внешний элемент обыденной повседневной жизни разных социальных слоев. А орнамент- это знаковая

Слайд 27Божьева Надежда Петровна. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность/ Божьева

Надежда Петровна. - М.: Северный паломник, 2008. - 261,[3] с.: ил. - Библиогр.: c. 261-262.
Глебушкин Сергей Анатольевич.
Традиционный русский костюм XIX - XX веков из коллекции С. Глебушкина/ Глебушкин Сергей Анатольевич. - М.: Северный паломник, 2008. - 735 с.: ил.
 Маслова Г. Орнамент русской народной вышивки. Как историко-этнографический источник. М.,1978
Орнаменты. Стили. Мотивы. Н.С. Ворончихин, Н.А. Емшанова. Часть 3. Издательство Удмуртский университет, 2004.
М. Качаева орнамента "Сокровища русского "
Н.Бобыкина "Орнаменты Мифы Сказки"
http://www.bibliotekar.ru/ornamenty/24.htm
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/_Maslova_Ornament.php

Литература.

Божьева Надежда Петровна. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность/ Божьева Надежда Петровна. - М.: Северный паломник,

Слайд 28Спасибо за внимание!.

Спасибо за внимание!.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть