Слайд 1«Нелегитимный характер захвата власти Елизаветой Петровной заставил новое правительство выработать официальную
идеологию, его оправдывавшую. В основе этой идеологии лежало, во-первых, всяческое очернение предшественников, якобы поправших наследие Петра Великого, во-вторых, провозглашение курса на преемственность в отношении этого наследия и, в-третьих, создание культа отца императрицы».
(А. Б. Каменский)
Слайд 2Тема урока
Правление Елизаветы Петровны
Слайд 3Главный вопрос:
«Воцарение Елизаветы Петровны — закономерный этап развития политической системы в
России или историческая случайность?»
Слайд 4Кого сменила на троне Елизавета Петровна?
Что особенно не устраивало в
правлении Анны Иоанновны значительную часть дворянства и гвардейцев?
Слайд 51. Дворяне в 1730 г. требовали:
а) ограничения власти самодержца
б) ограничения власти
Верховного тайного совета
в) введения представительного органа власти
2. Фаворитом Анны Иоанновны был:
а) А. П. Бестужев-Рюмин
б) Я. В. Брюс
в) Э. Бирон
Слайд 63. Члены Верховного тайного совета предложили Анне
Иоанновне:
а) установить патриаршество
б) установить регентство
в)
подписать Кондиции
4. Лицо, руководящее государством в случае малолетства или болезни монарха:
а) «верховник»
б) регент
в) рекрут
Слайд 7Английский дипломат М. Виш писал о новой императрице: «Провидение ее достаточно
одарило всеми качествами и всеми талантами... но ее любовь к удовольствиям портит все».
Историк С. Ф. Платонов, в свою очередь, писал: «Значение времени Елизаветы оценивалось и до сих пор оценивается различно. Елизавета пользовалась большою популярностью, но были люди, и весьма умные люди, современники Елизаветы, которые с осуждением вспоминали ее время и ее порядки. Таковы, например, были Екатерина II и Н. И. Панин».
Слайд 8По мнению Н. М. Карамзина, при Елизавете «Россия пришла в себя.
На высших местах управления снова явились русские люди, и когда на место второстепенное назначали иностранца, то Елизавета спрашивала: разве нет русского? Иностранца можно назначить только тогда, когда нет способного русского. Народная деятельность распеленывается уничтожением внутренних таможен; банки являются на помощь землевладельцу и купцу; на востоке начинается сильная разработка рудных богатств; торговля со Среднею Азию принимает обширные размеры; южные степи получают население из-за границы, население, однородное с главным населением, поэтому легко с ним сливающееся, а не чуждое; которое не переваривается в народном теле; народ, пришедший в себя, начинает говорить от себя и про себя, и является литература, является язык достойно говорящего о себе народа, являются писатели, которые остаются жить в памяти и мысли потомства, являются народный театр, журнал, в старой Москве основывается университет… Для будущего времени приготовляется новое поколение, воспитанное уже в других правилах и привычках, чем те, которые господствовали в прежние царствования, воспитывается, приготовляется целый ряд деятелей, которые сделают знаменитым царствование Екатерины II».
Слайд 91. Каковы причины дворцового переворота 1740 г.? Сравните его с воцарением
Екатерины I. Выявите общие черты и отличия этих событий.
2. Какие качества императрицы отрицательно влияли на управление государством?
3. Какую роль в управлении страной играли фавориты императрицы?
4. Охарактеризуйте деятельность Елизаветы как поборницы просвещения.