Слайд 1Культура Узбекистана конца XIX – начала XX в.в.
Слайд 2Сегодня на уроке :
Вспомнить особенности исторического развития Туркестана в конце XIX–начале
XX в.в. ;
Познакомиться с этапами развития узбекской литературы;
Рассмотреть основные направления развития узбекской литературы конца XIX – начала XX в.в.;
Развивать коммуникативные способности
Продолжить формирование чувства патриотизма к государству, в котором живешь.
Слайд 3Колонизация края
1886 год издано «Положение о Туркестанском крае»
Переселенческая политика
Недовольство коренного населения
Обострение
национально-освободительной борьбы
Слайд 4В корне изменяются социально-экономические отношения
Развивается промышленность
Формируется национальная буржуазия и пролетариат
Резко ухудшается
положение дехкан
Хлопковая монокультура
Слайд 5Роль ислама в жизни населения Туркестана
Просвещение, искусство, юриспруденция, философия, литература –
все проникнуто влиянием ислама
Слайд 6Возникновение движения джадидов
«Джадид» в пер. с
арабского «новый метод» в обучении
Джадидизм - просветительское движение, направленное на развитие культуры и сохранение национальных ценностей и традиций
Слайд 7Основоположник джадидизма
Исмаил-бий Гаспринский (1851-1914 г.г.)
Крымско-татарский политический и общественный деятель
Стремился к модернизации
мусульманских стран Азии, повышению культурного уровня населения
Наряду с исламом. преподавались география, история, математика
Слайд 8Просвещение
Мактабы – изучали арабскую азбуку, заучивали религиозные книги. Обучение 5-6
лет
Медресе – высшее учебное заведение. Обучение – 10 лет. Умение толковать Коран и основы шариата
Русско-туземные школы - обучение детей коренного населения и русских переселенцев (1886г.) – светская программа обучения
1896 г. – открытие первого реального училища – изучение европейских языков и предметов естественно-научного цикла
Слайд 9Джадиды
Новометодные школы – обучение основано на новых методах. Наряду с основами
Корана и шариата преподавались история, математика, естествознание, география, родной язык (новые учебники)
Слайд 10
Обучение в новометодных школах прошли писатели и поэты : Хамза Хаким-заде(1889-1929г.г.),
Гафур Гулям (1903-1966г.г.), Атакузи Уйгун (1905-1990г.г.), Муса Айбек (1905-1968г.г.)
Слайд 11В новометодных школах формировалась новая просвещенная интеллигенция.
Выпускники джадидских школ: Абдурауф Фитрат,
Садриддин Айни,
Абдулла Авлони,
Файзулла Ходжаев и многие другие.
Слайд 12Думаем, размышляем …
Как изменения, произошедшие в истории народов края , могли
повлиять на развитие литературы?
Можно ли поставить знак равенства между понятиями:
«История Узбекистана» и «Литература Узбекистана» ?
Слайд 13История узбекской литературы
Под “узбекской литературой” мы понимаем
литературу узбекского народа, написанную, в первую очередь, на узбекском языке. Однако на протяжении длительного времени литература тюркских народов, населявших Центральную Азию, была единой и написанной на так называемом языке тюрки, или, как принято считать в отечественном науке, на чагатайском (староузбекском) языке.
Слайд 14Всю историю узбекской письменной литературы можно условно разделить на несколько этапов.
Слайд 15Первый этап
Этап расцвета романтико-философской и нравственно-просветительской литературы , получившей мировую известность
и признание.
Период наивысшего подъема узбекской светской литературы.
Именно в это время жил и творил гениальный поэт и мыслитель Алишер Навои.
Слайд 16Второй этап
Переход к реалистической литературе - более правдивое и целостное отражение
картин действительности.
Представители: Захириддин Мухаммад Бабур, Мухаммад Салих и Бабарахим Машраб, замечательные поэтесс ы Увайси, Надира. Они наравне с поэтами-мужчинами стали активно развивать реалистические тенденции в узбекской литературе.
Вместе с тем, впервые появилась женская любовная лирика. Наиболее заметными поэтами того время были Мухаммад Шариф Гульхани, Махмур,
Слайд 17Литература второй половины XIX в. - начала XX в.
В этот период
творили замечательные узбекские писатели, наиболее яркими из которых были Мукими, Фуркат и другие.
Они сыграли исключительную роль в становлении всей последующей узбекской литературы новейшего периода.
Их произведения были во многом новаторскими и послужили основой для формирования нового демократического направления отечественной литературы.
Они впервые создали остросатирические и юмористические произведения, пользовавшиеся популярностью и не потерявшие своей актуальности и по сей день.
Слайд 18Третий этап
Узбекская литература нового времени.
Поиски и зарождение новых жанров
Слайд 19Литература 20-50-х годов XX в.
Представители: Абдурауф Фитрат, Хамза, Абдулла Кадыри, Гафур
Гулям, Айбек, Хамид Алимжан.
Их творчество стало связующим звеном между классической узбекской литературой и литературой нового времени.
Они сумели не только создать достойные произведения, отвечающие требованиям нового времени, но и не растеряли того лучшего, что было достигнуто ранее в отечественной литературе.
Именно их произведения заложили основу узбекской литературы нового времени.
Слайд 21 Абдулла Кадыри вошел в узбекскую литературу подобно раскату грома и, словно
яркий свет молнии, обратил на себя внимание всех.
Иззат Султанов
Слайд 24Знаешь ли ты?
Почему именно в середине 19 века Россия начинает завоевание
Средней Азии?
В чем проявлялся процесс русификации?
В чем главная цель джадидизма?
Назовите этапы развития узбекской литературы.
Что нового появилось в узбекской литературе на втором этапе развития?
Назовите наиболее яркие черты узбекской литературы начала ХХ века
Слайд 25Подведем итоги:
Вспомнить особенности исторического развития Туркестана в конце XIX – начале
XX в.в. ;
Познакомиться с этапами развития узбекской литературы;
Рассмотреть основные направления развития узбекской литературы конца XIX – начала XX в.в.;