Слайд 1Отечественная война 1812 года
Слайд 2Соотношение сил
450 тысяч
1372 орудия
Всеобщая воинская повинность
Рассыпной строй, колонны
Неоднородный состав армии: французов
меньше половины
Наполеон – гениальный полководец
35 тыс. пудов пороха
7,5 млн патронов
на 3 месяца продовольствия
210 тысяч
1000 орудий
Рекрутские наборы, 25 лет службы
Мощь штыкового удара
Однородная, сплоченная армия, русский солдат отличался храбростью, стойкостью, патриотизмом
Гениальные полководцы
323 тыс. пудов пороха
44 млн патронов
на полгода продовольствия
Слайд 4Портрет Б. де Толли
Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный
Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Хотя в пору отступления на начальном этапе Отечественной войны некоторые современники едва ли не рассматривали Барклая как предателя, позднее они оценили его заслуги. А. С. Пушкин удостоил его стихотворением «Полководец», а также оставил такие строчки в ненаписанной 10-й главе «Евгения Онегина»:
Гроза двенадцатого года
Настала — кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
В Петербурге, на Невском проспекте, в сквере перед Казанским собором, стоят памятники Кутузову и Барклаю де Толли. Оба монумента работы скульптора Б. И. Орловского были торжественно открыты 25 декабря 1837, в день празднования двадцать пятой годовщины изгнания французов из России.
Слайд 6Битва за Смоленск.
Адам, около 1820
4-6 августа — Смоленское сражение, неудачная попытка
Наполеона разгромить основные силы русских войск. Соединение двух русских армий.
Слайд 7Портрет М. И. Кутузова
кисти Р. М. Волкова
8
августа — назначение главнокомандующим М. И. Кутузова
Слайд 9Кутузов осматривает позицию при Бородине.
Акварель В. Шевченко. Фрагмент.1970-е гг. Иллюстрации книги
«Бородино»
Слайд 10 Молебен перед Бородинской битвой
Литография по оригиналу
П. Ковалевского.
1910-е гг.
Слайд 11Наполеон I на Бородинских высотах.
В.В. Верещагин
Если мы взглянем на картину Верещагина,
мы поймем все: армии недоставало ее вождя. Разбросанная на громадном поле в большом удалении от места, где находился Наполеон, армия не видела великого императора, своего любимого вождя; она знала, что он где-то там, что его дух незримо присутствует на поле смерти, но она его не видела, и во все продолжение кровопролитнейшего боя император ни разу не показался ей. Посмотрите на картину: Наполеон сидит, позади столпились лица свиты, обозревая поле сражения в подзорные трубы, еще дальше почетная гвардия; впечатление от этих великолепных фигур, золотого шитья мундиров, эполет, перевязей, белых лосин и султанов получается такое, как будто дело происходит на параде или на маневрах. Известно, что Наполеон весь день провел на этом пункте, ни разу не сел на лошадь и вообще был очень мало похож на полководца, дающего решительное сражение.
Слайд 12Бой за Шевардинский редут.
Художник А.Ю. Аверьянов.
35 тысяч французов ринулись на Шевардинский
редут. Возглавил оборону генерал А.И.Горчаков. Бой продолжался до полуночи. Кутузов назвал его «Адским делом». Но главное было достигнуто – за сутки боя русские войска сумели лучше подготовиться к бою.
Слайд 13Портрет князя Петра Ивановича Багратиона (1769–1812)
Неизвестный художник,I-я пол. XIX века
Слайд 14Багратионовы флеши . Франц Рубо. Бородинская панорама
Одна
за другой следуют атаки французской пехоты.
У леса - захваченные французами Семеновские (или Багратионовы), флеши. Лучшие силы французской армии были брошены на эти укрепления. Обороняли флеши войска 2-й Западной армии под командованием Багратиона. В течение шестичасового боя стремительными контратаками, яростными рукопашными схватками героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. И лишь к полудню, когда был тяжело ранен Багратион, русские оставили укрепления.
Потеряв около 30 тысяч убитыми и ранеными, французы сумели потеснить русских только на 700 метров. Наполеон не добился своей главной цели - французы не смогли прорвать линию обороны русских.
Слайд 15Смертельное ранение генерала Багратиона на Бородинском поле.
Художник А. Вепхадзе.
Слайд 16Франц Рубо. Бородинская панорама командный пункт генерала Дохтурова.
Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семеновской.
Линия фронта в этот момент проходила по Семеновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления Багратионовых флешей.
После ранения Багратиона в командование левым флангом вступил «железный» генерал Д.С. Дохтуров. Его можно видеть на первом плане, у барабана.
Через полуразрушенную деревню проходят солдаты Московского и Астраханского гренадерских полков. Офицеры салютуют генералу Дохтурову.
За разрушенными избами на окраине деревни войска, ранее оборонявшие Багратионовы флеши.
Слайд 17 Подвиг генерала А. А. Тучкова на
Бородинском поле.
Художник В. Беркут.
Слайд 18Портрет Н. Н. Раевского работы Дж. Доу.
Всю вторую половину дня
шла мощная артиллерийская перестрелка. На батарею обрушился огонь 150 французских орудий, на штурм высоты одновременно устремились кавалерия и пехота неприятеля. Обе стороны несли огромные потери. Батарея Раевского получила от французов прозвище «могила французской кавалерии». И всё же численный перевес врага сказался: около 4 часов дня французы овладели батареей
Слайд 19Подвиг неизвестного героя.
1912 г.
Холст, масло.
В центре
кавалерийской схватки - русский кирасир, который в ходе боя потерял головной убор, получил многочисленные ранения. Однако, несмотря на это, он мужественно отбивается от неприятелей.
Когда у Рубо спросили, почему на полотне панорамы изображено мало отдельных героев, он ответил, что на Бородинском поле все русские воины сражались геройски, картина посвящена подвигу всей русской армии.
Слайд 20Рейд казаков Платова в тыл наполеоновской армии.
Художник Зелихман.
1959 г.
Слайд 21Портрет В.Г.Костенецкого
Дж. Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
В начале 1812 г. 6-й пехотный корпус, в котором Костенецкий командовал артиллерией, входил в состав 1-й Западной армии. Отличился при обороне Смоленска.
В Бородинском сражении первоначально возглавлял пехотную бригаду из Либавского и Софийского полков, а после гибели генерала А. И. Кутайсова командовал всей артиллерией.
«После убитого генерал-майора графа Кутайсова командовал всею артиллериею и благоразумным распоряжением оной делал неприятелю большой вред»
— М. И. Кутузов. Из характеристики В. Г. Костенецкого в рапорте с представлением списка генералов, отличившихся при Бородине.
Был 20 октября 1812 награждён орденом Св. Георгия 3-го класса в награду за мужество и храбрость, оказанные в сражении против французских войск 26-го августа при Бородине.
Слайд 23 Портрет А. Кутайсова – одного
из самых молодых генералов Отечественной.
При дворе Павла I отец Кутайсова сделал большую карьеру. Благодаря этому и своим способностям , Александр в 22 стал генералом, был убит во время Бородинского сражения. Ему было всего 28 лет. Никого не оказалось свидетелем его смерти, и только, когда поймали его лошадь с окровавленным седлом, поняли печальную истину...
«О, горе! верный конь бежит
Окровавлен из боя;
На нем его разбитый щит...
И нет на нем героя».
Слайд 24
Трагична судьба генерала М. Милорадовича. Его военная карьера началась в походах
Суворова. Отчаянный воин и любимец Суворова, он участвовал в Бородинском сражении, а затем был назначен командовать арьергардом отступавшей на Москву русской армией. Со соей задачей он справился блестяще. В 1825 году погиб на Сенатской площади, застреленный декабристом Каховским.
Слайд 25Василий Верещагин. Конец Бородинской битвы, 1900
В этом кровавом
бою легло с обеих сторон в общей сложности 80.000 человек и между прочим 49 генералов. Под Барклай де Толли, искавшим смерти, было убито и ранено пять лошадей, но он сам остался невредимым. Смотря на картину Верещагина, рисующую мрачный ужас человеческой бойни, мы видим возвышенность, справа, несомненно, батарею Раевского; перед нею ров; дальше разстилается поле. Батарея Раевского, расположенная в центре нашей позиции, была одним из тех мест, где совершались подвиги безпримерной храбрости.
Слайд 26Совет в Филях
1 сентября 1812 года
Алексей Кившенко
писал картину «Военный совет в «Филях» под впечатлением романа Толстого: изобразил 11 генералов (хотя, повторюсь, точное их количество неизвестно и колеблется от 10 до 15), плюс внучку хозяина избы Малашу, затаившуюся на печке.
Слайд 27А.К.Саврасов «Дом советов Филях»
Кстати, хозяином избы, в
котором проходил военный совет, был крестьянин Савостьянов (по другим данным Фролов). Художник Саврасов увековечил сию избу своей картиной:
Он вообще избы любил рисовать, а тут такая примечательность, пожалуй, самая знаменитая после избушки на курьих ножках.
Слайд 28Перед Москвою. Ожидание депутации бояр. Наполеон на Поклонной горе.
Верещагин (1891—1892)
Расстрел предполагаемых
поджигателей Москвы французами.
Верещагин (1898)
Слайд 29В Успенском соборе. В. Верещагин
Вглядитесь в воспроизводимую картину, и... чье
сердце не содрогнется при этом зрелище! На том самом месте, где во славу Бога тихо подымался голубой кадильный дымок, и мощной волной разносились звуки торжественнаго песнопения, где в экстазе с благоговением преклонялись колена верующих, и жаркая молитва неслась к небесному престолу, там неприятелем была устроена... полковая конюшня!... Но однако же это правда, страшная правда!... Успенский собор — конюшня... Вон в два ряда стоят расседланные лошади. Один кавалерист взобрался на так называемое место патриарха Никона и стоит в развязной позе, покуривая трубочку; с правой стороны двое других, сидя на полу, режутся в карты, и можно себе вообразить, какие при этом отпускают отборные словечки; несколько подальше еще один кавалерист, взгромоздившись ногами на выдвинутый из алтаря престол, обдирает золотой оклад образа; другому его товарищу показалось мало добычи внизу, он приставил лестницу и полез на верх...
Слайд 30Пожар Москвы в 1812
Иван АЙВАЗОВСКИЙ
Может быть, прав Лев
Толстой, считавший, что "Москва загорелась от трубок, от кухонь, он костров, от неряшливости неприятельских солдат... Москва должна была сгореть, как должна сгореть каждая деревня, фабрика, всякий дом, из которого выйдут хозяева и в который пустят хозяйничать и варить себе кашу чужих людей".
Слайд 31П. Гесс
Сражение при Тарутине, 6-го октября
Слайд 32П. Гесс
Сражение при Мало-Ярославце, 12-го октября
Мало-Ярославец —
уездный город Калужской губернии, отстоящий от Москвы на 118 верст. Сражение, здесь разыгравшееся, оказало громадное влияние на весь дальнейший ход кампании, и если бы обстоятельства не сложились столь исключительно благоприятно для нас, весьма возможно, что отступление французской армии произошло бы в полном порядке и Наполеону удалось бы увести из России весьма значительные силы.
Слайд 33Переправа через Березину, 16-го ноября
В продолжении всего
отступления Великой армии не было трагедии более мрачной, чем разыгравшаяся на Березине. Наполеон спешил из последних сил, направляясь к городу Борисову, лежащему у Березины. Здесь ему угрожала опасность быть совершенно разбитым, потому что на него со всех сторон двигались русские войска.
Слайд 34И. Прянишников. "Эпизод из Отечественной войны".
В местах,
захваченных Наполеоном, с каждым днем крепло и разрасталось партизанское движение. Практически каждая подмосковная деревня имела свой партизанский отряд. «Вообще поселяне наши, - сообщалось в листовке за 8 октября 1812 года, горя справедливым мщением .. побивают множество неприятелей и множество всякой день доставляют пленных в армию».
Слайд 35Москва, Некрополь Новодевичьего монастыря
Памятник установлен в 1955 г. Скульптор Е. А.
Рудаков
Слайд 36Портрет Александра Никитича Сеславина
работы Дж. Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный
Эрмитаж
Слайд 39В. Верещагин«Не замай! - Дай подойти!»
На картине Верещагина изображен весьма любопытный момент. Громадный густой лес, весь заваленный снегом, где пройти и не заблудиться впору лишь очень бывалому человеку. И в нем притаилась кучка крестьян. Впереди высокий старик. Очевидно, староста ближайшей деревни, которого сельчане единогласно выбрали начальником отряда, выслеживающего французов. Чего ждут они?
Слайд 40Курин Герасим Матвеевич — предводитель крестьянского партизанского отряда, действовавшего во время
Отечественной войны 1812 года в Вохонской волости (район нынешнего города Павловский Посад Московской области).
Он был награждён Георгиевским крестом первого класса.
Слайд 41Василиса Кожина
Героиня Отечественной войны 1812 года ВасилисаКожина смогла организовать партизанский отряд,
состоявший из подростков и женщин. Вооруженные лишь вилами, косами и топорами, они нападали на вражеские отряды, уничтожали обозы, захватывали пленных и передавали их регулярной армии.
Василиса Кожина держала партизанский отряд в своем полном подчинении и сама решала, что делать с пленниками. Однажды, не задумываясь, зарубила косой пленного французского офицера, высокомерно отказавшегося повиноваться распоряжениям "крестьянки".
О подвигах Василисы Кожиной говорил весь русский народ, дошла молва и до русских генералов. Фельдмаршал М.И.Кутузов, который был много наслышан о Кожиной, захотел сам лично увидеть героиню. Также наслышан о ней был и император Александр I.
За свой героизм сразу же по окончании боевых действий Василиса Кожина была удостоена денежной премии и награждена медалью.
Слайд 42Надежда Дурова
В 1808 году некий молодой человек вступил
рядовым в Коннопольский уланский полк, отличился в сражениях с французами, получил из рук императора за храбрость Георгиевский крест и в том же году был произведен в офицеры. Впоследствии он продолжал свою службу так же ревностно, как начал. Это было делом обыкновенным, однако история наделала шума в обществе, породила много толков и произвела сильное впечатление из-за одного нечаянно открывшегося обстоятельства: молодой человек оказался девушкой.
Ее звали Надежда Дурова.
Слайд 43Александр Александрович Смирнов
Триумфальная арка в Москве
«Триумфальная арка — это прекрасный, проникнутый
идеей торжества русского народа символ победившей Москвы, это главный памятник Отечественной войны 1812 г. в столице, это зримое воплощение глубокой признательности потомков героям-победителям. «Россия должна торжественно вспоминать о великих событиях Двенадцатого года!» —писал В. Г. Белинский. И воссозданная Триумфальная арка на площади Победы — лучшее тому подтверждение.»
Московская Триумфальная арка создавалась в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года с Наполеоном Бонапартом. Первоначально ее установили в 1834 г. у Тверской заставы (ныне площадь Белорусского вокзала). В настоящее время арка является композиционным центром площади Победы.
Слайд 44Храм Христа спасителя К. Тон.
Оригинал храма
был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года.
Слайд 45Манеж
Своим возникновением Манеж обязан московскому пожару 1812 года в дни наполеоновского
нашествия. Город, полыхавший целую неделю, был серьёзно опустошён. После победы Комиссия для строения города Москвы начала превращать выгоревшую беспорядочную средневековую застройку в единый классицистический архитектурный ансамбль. В число возведенных зданий вошёл Манеж, построенный на пространстве, до войны загромождённом купеческими лавками.
Слайд 46Дворцовая площадь представляет единый архитектурный ансамбль. Северной границей является фасад Зимнего
дворца, южная граница имеет полуциркульное очертание, образованное зданием Главного штаба, два трёхэтажных корпуса которого соединены триумфальной аркой, увенчанной колесницей победы. В центре установлена Александровская колонна. С восточной стороны площадь обрамляет здание Штаба гвардейского корпуса.
Слайд 47Драгуны Драгуны (франц. dragon, от лат. draco — дракон, изображение которого
было первоначально на знамёнах Д.), вид кавалерии, предназначенной для действий как в конном, так и в пешем строю. На вооружении имели пистолеты, мушкеты (позже — карабины, винтовки), сабли, палаши, шашки.
Слайд 48Уланы
Вид легкой кавалерии, предназначавшийся для преследования отступающего противника, рейдов в
тыл противника, патрульной и разведывательной службы.
К 1812 г. было уже шесть уланских полков (из них один - гвардейский). В это время русские уланы носили темно-синие мундиры, которые имели лацканы, обшлага и выпушки по швам спины; гарусные (шерстяные) эполеты; темно-синие рейтузы с двухрядными лампасами; шапки с четырехугольным верхом и белым султаном.
Вооружение состояло из сабель и пистолетов. Бойцы первых шеренг были вооружены пиками, а задние шеренги (лучшие стрелки) - кавалерийскими штуцерами (нарезными карабинами) по 16 штук на эскадрон. В начале Отечественной войны 1812 г. уланы часто выполняли функции разведки и входили в арьергарды отступающих русских армий. Уланские полки участвовали в Бородинском сражении, а после него уланские эскадроны вошли в состав многих армейских партизанских отрядов.
Слайд 49Гусары
Рядовой состав гусарских полков в 1812-1814 комплектовался преимущественно из
уроженцев Украины и Южной России. Пригодный для гусарской службы рост рекрута определялся в 165-169 см
Основными его элементами были: доломан - короткая суконная куртка, расшитая тесьмой и шнурами, узкие штаны-чакчиры и ментик - короткая куртка, отороченная мехом.
Головным убором гусарам служил кивер образца 1812 из черного сукна, обшитого кожей.