Слайд 1Трудовые ресурсы
Урок по курсу «Родное Подмосковье»
Подг. учитель истории и социальных дисциплин
МБОУ «СОШ № 8» г.о. Королёв
Сумкина Анна Александровна, высш. кв.кат.
Слайд 2Учитывая ситуацию с рождаемостью, увеличение людей старшего возраста, можно отметить снижение
количества населения трудоспособного возраста (трудовых ресурсов).
Слайд 3На протяжении многих лет трудовые ресурсы Московской области пополнялись как за
счет вступления в трудоспособный возраст (15-16 лет) новых поколей жителей Московской области, так и путём привлечения сюда переселенцев из других регионов страны.
Слайд 4В последние годы происходит сокращение численности населения, занятого на производстве по
нескольким причинам:
- происходит снижение трудовой активности населения в возрасте от 16 до 29 лет…
Слайд 5- не все желающие могут найти себе работу из-за сокращения рабочих
мест в результате закрытия предприятий.
Слайд 6- многих желающих найти работу, не устраивают условия работы, оплата труда,
не соответствие имеющегося образования и квалификации и др.
Слайд 7В этой связи, для некоторых работников стала привычным безработица. Уровень безработицы
в Московской области меньше, чем по всей стране, но больше, чем в Москве.
Слайд 8Количество вакансий в Москве гораздо меньше количества безработных в Москве и
Московской области. Темпы создания новых рабочих мест в Московской области ниже, чем в Москве, поэтому важным фактором получения рабочих мест является близость того или иного района Московской области к Москве.
Слайд 9Жители пригородных районов совершают маятниковые миграции для работы в Москве. Сложнее
жителям удаленных районов.
Слайд 10Они могут ездить на работу в Москву и города ближнего Подмосковья
или работать вахтовым способом (2-3 суток работа в Москве или другом крупном городе Подмосковья; 2-3 суток отдых дома), но это связано с большими физическими нагрузками (4-5 часов тратится на поездки на работу и обратно), материальными затратами (стоимость проезда, проживание в период работы и др.).
Слайд 11Даже при условиях одинаковой зарплаты с москвичами, реальные доходы работников из
дальних пригородов ниже.
Слайд 12Самая плохая ситуация в периферийных районах области, не имеющих своих промышленных
и других предприятий. Не все безработные отсюда имеют возможности ездить на работу в крупные города из-за большого расстояния, материальных затрат, уровня квалификации и т.д. Среди различных категорий работников большему риску потерять работу подвергаются женщины.
Слайд 13Часть рабочих мест в области покрывается за счет приезжающих на заработки
жителей государств СНГ, работающих в основном в строительстве, на транспорте.
Слайд 14Они определенный отрезок времени (в основном в летний период) работают в
Москве и области, проживая в очень плохих жилищных условиях (часто в вагончиках, недостроенных домах, дачах или старых, определенных под снос, зданиях). После окончания сезона, они уезжают на свою родину: в Украину, Молдавию, Армению, Таджикистан и др.
Слайд 15Зарплата таких работников при переводе в национальные валюты превышает те суммы,
которые они получили бы дома, в том случае, если дома такая работа вообще есть.
Слайд 16Проверь себя.
1у. Как будет решаться проблема трудовых ресурсов в Москве и
Московской области, в Вашем районе, городе? Какие профессии особенно нужны Вашему городу?
2у. По картам определите районы концентрации населения и размещение крупных городов в Подмосковье. Чем объяснить малую плотность населения, отсутствие крупных городов на западе области? Сделайте выводы о возможной структуре населения.
3п. Составьте диаграмму: “Соотношение городского и сельского населения в Московском регионе” и картосхему “Крупнейшие города Московской области”.
Слайд 174. Подготовьте сообщения по интересующим Вас темам:
“Города-спутники Москвы”,
“Созвездие городов Московской
области”,
“Историко-архитектурные памятники Москвы и Московской области”,
предложите свои темы выступления.
5. Мы готовимся к конкурсу на лучший проект социально-культурного развития “Мой город в XXI веке”.
Соберите материал о социальном развитии города, в котором вы живете, побеседуйте с работниками краеведческих музеев, местными жителями. Для сбора информации и подготовке к диспуту можете работать в группах.
6п. Проведите небольшое социологическое исследование, чтобы выявить тенденцию к росту или снижению численности населения района, села, города, выяснить причины такого явления, определить проблемы трудовых ресурсов и основные пути их решения.
Слайд 18Вопросы для социологического исследования с сельскими жителями:
- в чем вы видите
преимущества жизни в городе и селе; в чем состоят недостатки и как, на ваш взгляд, их можно устранить?
- следует ли сельским жителям заниматься только сельскохозяйственной деятельностью или им необходимо развивать еще и разного рода подсобные производства, промыслы? Обоснуйте свою позицию;
- какими путями должна решаться проблема развития села?
- как вы считаете, в будущем сохраняться поселки сельского типа или они станут городами? Обоснуйте свою позицию;
- что бы вы предложили сделать, чтобы ваш город был уютным, благоустроенным и красивым?
Слайд 19Вопросы для социологического исследования с городскими жителями, руководителями предприятий и администрации:
-
отмечается ли в последние годы увеличение числа жителей Вашего города, района, села?
- испытывает ли ваш район, город, предприятие, недостаток (избыток) в специалистах? Каких именно? Почему?;
- каковы причины того, что люди уезжают из села(города) или приезжают в него? Уезжают на работу в другие населенные пункты или приезжают к вам из других населенных пунктов?
- Что способствует миграции? Что удерживает жителей в селе?
- В каком состоянии дороги, соединяющие населенные пункты вашего района?
- Каковы направления развития населенных пунктов вашего города?