Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТОНШАЕВСКАЯ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
районный конкурс творческих и исследовательских
работ
«С малой родины начинается Россия»
Выполнил:
Дупляков Илья, учащийся 12 класса
Руководители:Жукова М.В, Суманеева Т.А.
р.п. Тоншаево 2012 г..
Слайд 2
«Народные
традиции
моей
Малой
Родины»
Слайд 3«Раздольна Россия, родная страна,
Всего мне дороже на свете она.
Богата природой, культурой,
людьми,
Не зря с нею прожиты жизни всей дни…»
Н. Брагина
История Тоншаевского района тесно связана с древними поселениями мари, с культурой и традициями…
Слайд 4«Тоншаевский мой милый край родной!
Ты дорог благодатною землёю.
Тебе обязан я своей
судьбой,
Тебя люблю я нежною любовью…»
Г. Дёмин
Тоншаевский район занимает необычное положение в Нижегородской области. Это самый северный, самый удалённый от центра район. Расположено Тоншаево так, что проездом в нём не окажешься ведь автомобильных дорог, даже областного значения у нас нет. Есть тайга, болота, небыстрые холодные реки Пижма и Ошма.
Здесь встретились две культуры – марийская и русская. Переплелись судьбы двух народов России.
Слайд 5 Большинство марийцев православные христиане. Традиционными занятиями марийцев являются земледелие,
животноводство, пчеловодство, а также охота.
Слайд 6 В древних летописях марийцы под названием
«черемисы» известны с VI в. Сами себя марийцы называют «мари», «мэрий» (человек). Географически различают горных мари — живут на правом берегу Волги, луговых мари—живут на низменном левом берегу Волги, многочисленную группу восточных марийцев.
Слайд 7 Мари, один из тех народов, чья история уходит
в глубокую древность, прошел суровый и сложный жизненный путь. Но, несмотря ни на какие трудности, он сумел сохранить и довести до наших дней свою самобытную национальную культуру.
Слайд 8 У сегодняшней молодежи просыпается интерес к своей истории и
наша молодежь с удовольствием участвует в различных мероприятиях, интересуется культурой и традициями поживающих рядом народов.
Слайд 9 Интересной особенностью марийцев являются прочные, передающиеся из
поколения в поколение традиции, благодаря которым на протяжении веков сохраняются ценные для человеческого хозяйства свойства, возобновляются леса, не исчезают и остаются чистыми реки, озёра.
Слайд 10 Марийцы сумели сохранить национальную религию - представления о богах
и духах природы, священные рощи, которые являются по сути храмами народа.
Слайд 11 Посторонним людям, впервые оказывающимся в марийской деревне, бросается
в глаза внешний порядок, чистота улицы, светлая, красивая одежда жителей. Здесь нет разъезженных колей между домами, мусора. И это не обманчивое впечатление, а ощущение, которое усиливается, чем глубже человек проникает в марийский быт.
Слайд 12 Целый комплекс поверий и запретов связан с
водой. Существует категорический запрет портить воду, сливая в нее помои, стирая белье. Зафиксированы легенды, рассказывающие о наказании хозяйкой вод Вюд-Авой за такое святотатство. Вблизи речек и озер не рубили деревья, за что, как представлялось, следовало также наказание. Оберегалась территория вблизи родников. Считалось, что источник - место, где человек должен с достоинством себя вести. Родники в качестве неотъемлемых элементов входили в культовые комплексы священных рощ
Слайд 13 В числе почитаемых деревьев у мари выделяются береза, липа
и дуб. С ними связываются представления о девушке, женщине и мужчине - соответственно. Три этих дерева часто оказываются главными среди священной рощи мари. Распространены поверья о том, что липа и дуб способны оздоровить женщину и мужчину (липа - мать, а дуб – отец.
Слайд 14 С рядом деревьев связана репутация целителей (у деревень
Кузнец, Маяки, Большая Рудка, Ромачи, Горинцы). К ним приходят нередко издалека, чтобы посредством принесения подарка способствовать выздоровлению человека или же в некоторых случаях домашних животных, иногда повлиять на погоду и урожай. Считается, что эти деревья обладают чрезвычайно большой силой, что нанести им ущерб или же забрать чужие подарки очень опасно - можно заболеть, сойти с ума или умереть.
Слайд 15 Марийцы сохранили благоговейное отношение к своим родникам колодцам,
лесу. До сих пор живет правило: около колодца или родника нельзя ругаться или громко разговаривать, иначе богиня-мать воды обидится и навсегда уйдет в другое место. Вокруг родника не рубят деревья и в воду ничего не бросают — она священна. А если марийцу нужно срубить дерево, то он обращается к духу этого дерева, объясняя с какой целью это делается, и просит простить этот грех.
Слайд 16 Особый интерес представляют марийские священные рощи. Можно сделать вывод
об их значительной комплексной ценности. Историческая ценность в том, что они являются уникальными памятниками чудом сохранившимися до нашего времени, они позволяют современникам как бы приподнять завесу времени и увидеть своими глазами живое далекое прошлое.
Слайд 17 Уважение, любовь к роще воспитывается наряду с уважением и
любви к традициям, культуре, памяти предков. В роще не позволяется мусорить, ругаться, ссориться, туда приходят в дни праздников в чистой одежде, помывшись в бане, как в место общения с высшими силами природы.
Слайд 18 Тоншаевские мари хорошо знают рощи у Кувербы, Ромачей
и Больших Ашкат. В последней из них проводил 31 октября 2011 года первое в истории Нижегородского Поволжья моление, на которое были приглашены марийцы всех районов области, верховный карт марийского народа А.И.Таныгин. Есть и рощи, принадлежащие семьям и их небольшим группам.
Слайд 19 В священных рощах проходили не
только моления, но и бракосочетания. Венчали жениха и невесту под главной берёзой, трижды обводя их вокруг дерева. Традицией было, перед свадьбой жених должен незаметно украсть невесту. Это необходимо сделать, чтобы не рассердился семейный дух (Порт-Озу) дома невесты.
Он считает людей своей собственностью, поэтому жених должен незаметно для всех выкрасть девушку и привести в свой дом. Там она будет находиться под защитой Порт-Озу дома жениха, тогда её семейный дух успокоится, и не будет сердиться.
Слайд 20 За многовековую историю марийское народное искусство выработало свой
яркий и самобытный стиль. Эстетические идеалы мари, их отношение к природе и жизни общества, обычаи и традиции нашли своё неповторимое отражение в искусстве и культуре этого народа.
Слайд 21В презентации использован материал:
* А.П. Жуков «Страницы истории Тоншаевского края»;
* Сборник
стихов и песен «Наш район Тоншаевский, милый
сердцу край»
* сайт Тоншаево.ру