Слайд 1Средневековый этикет Франции в XI-XIIIвв. по средневековым романам «Фламенка» и «Флуар
и Бланшефлор»
Слайд 2План:
Куртуазный двор;
- Внешний вид придворных во Франции в
XI-XIIIвв.;
- Застольный этикет куртуазного двора;
Этикет межличностного общения;
- культ прекрасной дамы;
- куртуазная любовь.
Слайд 3Цель: Исследование Средневекового этикета Франции XI-XIIIвв.
Задачи:
- Раскрыть содержание понятия «Куртуазные
двор»;
- Реконструировать внешний облик придворных во Франции в XI-XIIIвв.;
- Познакомиться с застольным этикетом куртуазного двора;
- Изучить этикет межличностного общения.
Слайд 4Объект исследования – высшее куртуазное общество Франции XI-XIIIвв.
Субъект исследования – нормы
и модели поведения куртуазного двора.
Слайд 5Слово "этикет" впервые появилось в обиходе при дворе Людовика XIV -
того самого, которому легенда приписывает изречение:"Государство - это я". На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения, и от названия карточки пошло слово "этикет".
Слайд 6Куртуазный— [фр. courtois < cour двор (правителя)] изысканно вежливый, подчеркнуто учтивый,
обходительный.
Слайд 7Костюм стал более сложным, вариативным, прихотливым . Мужской и женский костюм
стали всё более отличаться друг от друга. Символика цвета сменила свою трактовку с церковной на мирскую.
Внешний вид придворных
Слайд 8Сугубо светским дополнением к костюму были поясные кошельки (омоньеры), в которые
клали мелкую монету для нищих, а также некоторые необходимые предметы. В омоньере рыцаря и оруженосца можно было найти и клубок ниток, и иголку.
Слайд 9Что касается причёсок, то удлинённые волосы по-прежнему считались атрибутом свободного человека
и казались непременным условием создания идеально красивого образа (в мирное время, конечно).
Но уже в XI-XII веках подобный факт стал вызывать недовольство церкви. Давление церкви привело к тому, что волосы стали короче остригать на лбу, но зато сзади отращивать их ещё длиннее, а пряди подвивать раскалёнными щипцами.
Слайд 10Застольный этикет
Пировали за вытянутым столом, во главе которого сидел хозяин, или
чаще за столами в форме букв Т или П, где маленький «главный» стол предназначался для хозяина и особо почетных гостей. Ранг гостя определялся близостью к месту хозяина, которого обслуживали первым в знак того, что кушанья не отравлены.
Слайд 11Индивидуальных столовых приборов как таковых еще не было: мужчины и женщины
сидели попарно, пили из одного бокала и ели из одной тарелки, а если же таковой не было, еду клали на плоские ломти хлеба, которые в течение всего обеда использовали в качестве тарелки, а затем бросали собакам. Мясо отрезали своим ножом.
Слайд 12Скатерти и салфетки были широко распространены, часто сшиты из дорогих тканей
и богато вышиты, но использовались не совсем так, как мы привыкли: о скатерть часто вытирали руки, а салфетки могли быть использованы, например, для того, чтобы завернуть еду и унести с собой, что не считалось дурным тоном.
Слайд 13В период расцвета Средневековья красивой и привлекательной считалась та женщина, что
была стройна, белокожа, белокура, отмечена всеми признаками физического здоровья (ведь женщина должна рожать детей).
Культ прекрасной дамы.
Слайд 14Девушки воспитывались большей частью дома, готовясь к замужеству и роли хозяйки
за́мка, обучаясь рукоделию, основам врачевания, попутно изучая светскую манеру обхождения, танцы, игру на лютне.
Слайд 15Со временем среди феодалов распространился обычай отдавать своих дочерей в монастыри
на воспитание. Благодаря этому грамотность среди женщин-дворянок была более частым явлением, чем среди рыцарей. Духовенство стремилось оказать влияние на рыцарей через их жён. Приобщаясь к культуре и образованию, женщины утверждали гуманные нормы поведения в обществе, смягчали, даже одним своим присутствием, жестокость мужчин. А платок, брошенный между двумя готовыми к поединку рыцарями, мог предотвратить схватку и примирить их.
Слайд 16категория средневековой куртуазной литературы. Средневековые авторы определяли это понятие как «истинную
Слайд 17Содержание куртуазной любви включает в себя как психофизиологическое состояние влюбленного, к
которому любовь приходит независимо от его воли, так и свод правил и законов, согласно которым «истинный влюбленный» должен поступать он щедр, ни в чем не отказывает своей даме, совершает ради нее подвиги, а также красноречив, знает, что такое истинная верность, и т. п.
Слайд 18Этикет Средневековья нередко называют этикетом жестов. Действительно, культура жестов, движений человеческого
тела, наделенных особым значением, получила наивысшее развитие именно в Средние века.