Слайд 1Культура
в первой половине XIX века
Тарасова Алёна 11 А
Слайд 2Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать
это время ее «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.
Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли. Оно препятствовало широкому народному образованию, а крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению.
Вступление
Слайд 3Факторы, повлиявшие на развитие культуры
Отечественная война 1812 года
Развитие общественной мысли и
общественных движений
Развитие производства
Процесс демократизации культуры
Слайд 5Реформа 1803 года
Главные принципы:
Бессословность
Бесплатность образования на низших ступенях
Преемственность учебных программ
Автономия вузов
(Устав 1804 г.)
Структура:
1 ступень - приходские школы
2 ступень - уездные училища
3 ступень - губернские гимназии
4 ступень - университеты
Слайд 6Обратные шаги
Образование было поставлено под неусыпный идеологический контроль государства
Положения “теории официальной
народности” Уварова (“православие, самодержавие, народность”) оказывали влияние на образование.
1827 г. - указ, запрещавший приём в средние и высшие учебные заведения крепостных крестьян.
1835 г. - университеты лишены статуса внутренней автономии
Слайд 8
Значительных успехов добились российские учёные. Существенные достижения ознаменовали исследования как в
фундаментальных областях науки, так и в прикладных, развитие которых было обусловлено производственными потребностями.
Большой вклад в науку внесли Академия наук, университеты и различные научные общества.
Слайд 9 Лобачевский Н. И.
создатель “неевклидовой геометрии”
Пирогов Н. И.
операция под наркозом в полевых условиях
Слайд 10Другие учёные
Н.Н. Зинин - впервые получил анилин, применяемый в фармацевтической промышленности
и производстве красителей.
В. В. Петров - открыл электрическую дугу, показал возможность использовать её для освещения и плавки металлов.
Б.С. Якоби - изобрёл электродвигатель и несколько типов телеграфных аппаратов.
В. Я. Струве - основатель и первый директор на тот момент лучшей в мире Пулковской обсерватории.
Слайд 12Первое русское кругосветное плавание
Его совершили И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский на
кораблях “Надежда” и “Нева” в 1803 - 1806 годах
Слайд 14Южнополярная экспедиция
Её совершили Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев на кораблях “Восток”
и “Мирный” в 1819 - 1821 годах. В 1820 ими была открыта Антарктида.
Слайд 17
Литература - наиболее яркая, интересная, многоплановая прогрессивная область культуры XIX века.
В это время для неё характерна быстрая смена художественных направлений.
Слайд 19А.С. Грибоедов
В.А. Жуковский
Н.М. Карамзин
Слайд 20А.С. Пушкин
М.Ю. Лермонтов
Н.В. Гоголь
Слайд 22
Роль драматического театра в жизни общества значительно возросла. Особенно большой резонанс
вызывали спектакли,шедшие на сценах московского Малого театра и петербургского Александринского. В 20-30 гг. XIX в. классицизм был вытеснен из репертуара пьесами романтической направленности. Эпоха породила множество замечательных актёров (П.С. Мочалов, М.С. Щепкин, А.Е. Мартынов)
Слайд 24М.И. Глинка
Расцвет русской музыки связан, прежде всего, с именем М.И. Глинки,
вошедшего в историю как первый русский композитор мирового значения. Он считается основателем русской классической музыки. Отличительная черта - использование мотивов русского фольклора, народной музыки.
Его главные оперы: “Жизнь за царя” и “Руслан и Людмила”.
Слайд 25А.С. Даргомыжский
Развитие национальной темы в музыке продолжил А.С. Даргомыжский. Его новаторство
выразилось в поиске новых выразительных средств в музыке. Основным средством создания индивидуального образа служило для Даргомыжского музыкальное воспроизведение интонаций живой человеческой речи. Способствовал рождению нового жанра - народно-бытовой психологической драмы.
Главная опера: “Русалка”.
Основные песни: “Старый капрал”, “Червяк”, “”Титулярный советник
Слайд 27К.П. Брюллов
Господствующим стилистическим направлением в живописи первой половины XIX в. стал
романтизм. Величайшим её мастером быд К.П. Брюллов. В своём творчестве он сочетал лучшие традиции академической школы, эмоциональность романтизма и стремление к исторической правде.
Слайд 30Портрет Жуковского
Портрет А.К. Толстого
Слайд 31О.А. Кипренский
О.А. Кипренский был выдающимся мастером романтического портрета. Среди его многочисленных
работ особенно интересны портреты современников художника.
Слайд 32Портрет Пушкина
Портрет Жуковского
Слайд 33В.А. Тропинин
Не менее прославленным портретистом, чем Кипренский, был Тропинин, сын крепостного
крестьянина. Мастерство принесло ему всеобщее признание и звание академика.Для живописи Тропинина характерны простота, достоверность передачи бытовой обстановки, в которую он помещал портретируемую модель.
Слайд 36А.Г. Венецианов
А.Г. Венецианов стал родоначальником бытового жанра в русском искусстве. Художника
привлекало изображение деревенской жизни.Деревня на его полотнах предстаёт в сильно идеализированном виде.
Слайд 39П.А. Федотов
Федотов продолжал традиции бытописательства. Его работы носят, как правило, сатирический
характер, в них перед зрителем разворачивается целая история.
Слайд 41Свежий кавалер
Разборчивая невеста
Слайд 42А.А. Иванов
Главным произведением А.А. Иванова, замысел которого он долго вынашивал, к
которому шёл всю жизнь, была картина “Явление Христа народу”. Созданию этого монументального полотна он посвятил двадцать лет. В процессе работы над картиной было создано огромное количество набросков и эскизов, имеющих самостоятельную художественную ценность.
Слайд 44И.К. Айвазовский
Работал в жанре морского пейзажа (маринизм). Его полотна поражают удивительно
живописным изображением морской стихии. Особую известность приобрела картина “Девятый вал”, являющаяся ярким примером непревзойденного профессионализма мастера и говорящая о романтическом складе его творчества в этот период.
Слайд 47Бриг “Меркурий”, атакованный двумя турецкими кораблями
Слайд 51
В отличие от других видов искусства, в русской архитектуре первой половиной
XIX в. сохраняет свои позиции классицизм, вступивший в стадию наивысшего развития - высокий классицизм, часто именуемый русским ампиром.
Архитектура первой трети века – это прежде всего решение больших градостроительных задач. В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Создаются лучшие ансамбли города. Архитектурный образ поражает величавостью и монументальностью.
Слайд 57Исаакиевский собор. О. Монферран
Слайд 58Москва. Большой театр. О.И. Бове
Слайд 60
Развитие скульптуры тесно связано с развитием архитектуры. Особенно много работ, органично
включённых в различные архитектурные ансамбли, было создано скульпторами И.П. Витали и П.К. Клодтом.
Слайд 61Кутузов и Барклай де Толли. Б.И. Орловский
Слайд 66Заключение
В целом в первой половине XIX в. Россия добилась впечатляющих успехов
в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом — формирования национальной культуры. Традиции, заложенные в первой половине XIX в., развивались и приумножались в последующее время.