Слайд 1Раскол в
Нижегородской
губернии
Выполнил: Животкевич Станислав,
ученик 7 класса
МАОУ «Новомирская ООШ»
Слайд 2П. И. Мельников внес значительный вклад в изучение раскола. Им опубликовано
несколько пользующихся широкой известностью работ – итог многолетних изучений писателем старообрядчества, его догматики, истории, современного состояния. В "Письмах о расколе" (1862) Мельников выдвинул ряд идей, которые затем настойчиво разрабатывал и пропагандировал. Он отметил, прежде всего, недостаточно ясные представления о расколе: "Ни администрация, ни общество обстоятельно не знают, что такое раскол. Этого мало: девять десятых самих раскольников вполне не осознают, что такое раскол".
Слайд 3«Русский народ, – замечает Мельников, вспоминая преобразования Петра I, – охотно
перенимал все полезные нововведения, но не мог видеть пользы ни в бритье бород, ни в табаке, ни в парике, пи в других подобного рода нововведениях. Всего больше народ русский упорствовал там, где петровская реформа касалась домашнего очага, частного быта, вековых преданий. Но, не будучи в силах бороться, русский народ противопоставлял железной воле реформатора страшную силу – силу отрицания»
П.И. Мельников
Слайд 4"Очерки поповщины" (1863–1867)
Оказались насыщенными не только разносторонними и глубокими сведениями по литературе
вопроса, в том числе и архивным материалам, впервые вводимым автором в научный оборот, но одновременно и множеством непосредственных его наблюдений над раскольниками в Нижегородской губернии, отголосками конкретных судебных дел, которые он вел в качестве чиновника по особым поручениям, дознаний, опросов и пр. В "Очерках поповщины" Мельников выступает против преследований старообрядцев, что когда-то как раз и отличало его первые шаги суровой чиновничьей деятельности по упразднению старообрядческих скитов. Сейчас его точка зрения иная: расколу не устоять, если не будут выдвигаться на него новые преследования и новые гонения.
Слайд 5"Белых голубях" (1867) и "Тайных сектах" (1868)
Мельников делает попытку классификации различного рода уклонений от
православия, чтобы отделить их от собственно раскольничества. Особенное внимание он уделяет хлыстовщине (искаженное христовщипа) с ее ответвлениями и соприкосновениями с ней других сект, уходит в их далекую историю, показывает их нынешнее состояние, говорит о собственных допросах хлыстов в Арзамасе.
Слайд 6Следует отметить, что по внешности даже можно было различить раскольников по
их сектам. Последователи поповщины смотрят прямо, откинув голову назад. Принадлежащие к безпоповщине смотрят исподлобъя и взгляд их суровее.В лице молокана заметна какая-то отвага, а принадлежащий к сектам пророчествующим обращает на себя внимание бледным исхудалым лицом и тусклыми глазами, которые вспыхивают каким-то диким блеском.
Мельников П.И. Отчет о современном состоянии раскола в Нижегородской губрении 1854г. //Действия НГУАК.- Н.Новгород, 1910. Т.9.,Ч.2.-С.259.
Слайд 7Характеризуя старообрядца, нужно отметить присущее ему чувство собственного достоинства, умение независимо
держаться с чиновником, почтительность и предупредительность в разговоре с нужным лицом. В отношениях со своими единомышленниками раскольник "прост, ласков, но всегда степенен. А в отношениях с православными горд, неприступен, а при случае и дерзок. Однако с подающими надежду на отпадение от церкви ласков и многоречив, а с теми кто имеет на них влияние угодлив и обязателен»
Мельников-Печерский отмечает: «что лень столь свойственная русскому человеку, в раскольнике заметна несравненно меньше чем в православных крестьянах, он и не так беззаботен, как православный. Отступился он от исконно правила человека русского: авось, небось, да как-нибудь. От того-то раскольники почти все деятельны, а от деятельности и зажиточнее.»
Слайд 8Так, в 1754 г., по объявлению обратившегося из "раскола" чернеца Леонтия
в вотчину Макарьевского Желтоводского монастыря была направлена воинская команда для "сыску" старообрядческих скитов. Архимандрит монастыря Софроний выразил неудовольствие. В частности, он говорил Леонтию: "Напрасно де, отец Леонтий, на вотчины его наступаешь" Морохин А.В. Заволжские старообрядческие скиты в 40-50-х гг. XVIII в. Н. Новгород, 2001.
Слайд 9Монастырские власти защищали не только старообрядческие скиты и их обитателей, но
покровительствовали и крестьянам-старообрядцам в своих вотчинных поселениях. Например, в 1726 г. архимандрит того же Макарьевского монастыря Филарет даже посадил на несколько дней на цепь священника Мирона Дементьева, отказавшегося венчать крестьянина с дочерью "раскольника".
Слайд 10Список литературы:
http://subscribe.ru/group/obo-vsyom-ponemnogu/8553461/
http://www.k-istine.ru/orationem/orationem-210.htm
http://amenra.ru/?p=1259
http://fb.ru/article/154323/kak-poyavilas-kniga-kogda-poyavilas-pervaya-kniga
http://i.imgur.com/tmze6VY.jpg
http://www.mega-stars.ru/img/politics/pictures/petr_i.jpg
http://studbooks.net/1081451/kulturologiya/raskolnikov_nizhegorodskoy_gubernii_xviii
http://studme.org/38387/literatura/issledovatel_raskola_kraeved