Слайд 1«Я передаю, но не создаю, я верю в древность и люблю
её». Конфуций.
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Викторина 5 класс
Зырянов В.В. МБОУ СОШ имени А.В.Луначарского
Слайд 2Внеклассное мероприятие
Цели:
образовательная: повторить основные события, даты, понятия, имена, страны, по теме
«Древний Восток»;
развивающая: продолжать развивать память, внимание, умение мыслить, развивать интерес к истории;
воспитательная: воспитывать чувство уважения к древней истории, к людям, жившим в те времена.
Слайд 3Конкурс «К то быстрее»
Назовите все страны Древнего Востока, с которыми вы
познакомились?
2.Как называлось государство, которое располагалось между Чёрным, Эгейским и Средиземным морями?
3.Что значит «просветлённый»?
4. Кто называл Египет «Даром Нила»?
Слайд 4Конкурс «К то быстрее»
5.Как называется письменность в Двуречье?
6. Кто из жителей
Древнего Востока основывал свои колонии в других странах и пользовался алфавитом, обозначающим только согласные буквы?
7.На чём писали древние египтяне?
Слайд 5Конкурс «К то быстрее»
8. Назовите самые высокие горы в мире. Они
защищают Индию с севера.
9. Назовите страну, правителя которой называли «Сыном Неба», а подчинённые ему земли – «Поднебесной»
Слайд 6Конкурс «Угадай-ка»
Слон и мышь (притча)
Однажды слон шел по лесу и услышал
жалобный писк, доносившийся из ямы. Маленькая мышка безуспешно пыталась карабкаться по отвесным стенам ямы, чтобы выбраться наружу. Слон, посмотрев на ее бесплодные усилия, сжалился над ней и опустил в яму хобот. Мышка, усевшись на него, была мгновенно доставлена наверх. Она поблагодарила своего спасителя и пообещала ему свою помощь. Слон от удивления и возмущения захлопал ушами и сказал: «Какая может быть польза от такого маленького существа»?. Он отвернулся от неё и гордо двинулся к лесу. Прошло некоторое время, и слон упал в глубокую яму. Она была настолько узка, что он мог лежать в ней, только подогнув ноги. Его крик, полный боли и тоски, раздавался на весь лес. Вдруг слон увидел мышку и её сородичей, подкапывающих землю. Когда они закончили работу, слон смог подняться и выбраться из нее.
У какого народа могла появиться эта притча.
Как вы думаете, чему должна учить людей притча о слоне и мышке?
Слайд 7Конкурс «вперёд! К победе!»
Первый этап – «Вычеркни лишнее слово».
1. а) Нил, Тигр, Ганг, Вавилон;
б) алфавит, пурпурная краска, корабль, бумага;
в) чай, алфавит, компас, шёлк.
2.а) Брахман, шудры, фараон, неприкасаемые;
б) шахматы, хлопок, корабль, сахар;
в) пирамиды, иероглифы, папирус, клинопись.
Слайд 8Конкурс «вперёд! К победе!»
Второй этап –составь предложения со следующими наборами
слов.
1. Египет, повелитель, фараон.
2. Хаммурапи, чёрный камень, законы
Слайд 9Памятники культуры
Определите,
в какой стране находятся эти памятники культуры, их названия.
Слайд 13Конкурс «Вам письмо»
Первое письмо – «Просьба о помощи».
«Дорогие ребята, я очень
известный путешественник, но попал в трудную ситуацию, и поэтому своё имя называть не буду.
Дело вот в чём.
Однажды я захотел посетить очень красивую страну Индию, которая находится между реками Тигр и Евфрат. Там я хотел посетить столицу Индии город Вавилон, увидеть пирамиду Хеопса и границу Тутанхамона. Когда я рассказал об этой мечте своему другу историку, тот рассмеялся и сказал, что моя мечта никогда не сбудется».
- Ребята! Подскажите, в чём тут дело?
Слайд 14Конкурс «Вам письмо»
Второе письмо – «Ответ ученика на уроке истории».
«Египет – большое красивое государство, расположенное между двумя реками – Янцзы и Хуанхе. Столица Египта – город Ниневия, где жил великий египетский мудрец Конфуций, который в своих книгах рассказывал об обычаях своей страны.
Например, он говорил о том, что в Египте побеждённых царей других стран впрягали в колесницу фараонов вместо животных. В губы и ноздри им вставляли кольцо и водили на верёвке, полуголых и грязных держали в клетке у городских ворот»
- Как вы думаете, какую оценку заслужил ученик?
Слайд 15Угадай-ка
В Двуречье в древности богатые люди указывали в своём завещании среди
самых дорогих вещей деревянную кровать, табуретку и дверь.
Почему дети и внуки получали в наследство такие странные, на наш взгляд , предметы?
Слайд 16Угадай-ка
Представьте себе, что в индийской семье ссорятся муж и жена.
«Смотри,- угрожает
жена мужу,- будешь так себя вести, в следующий раз родишься червяком»
С какими верованиями связана её угроза?
Слайд 17Угадай-ка
В Древнем Египте вельможи, занимавшие высокое положение при дворе фараона, часто
требовали, чтобы художники и скульпторы изображали их с письменными принадлежностями в руках.
Чем это можно объяснить?
Слайд 18Угадай-ка
В глубокой древности Финикия и соседние с ней области носили название
Ханаан.
Название же Финикия этой стране дали греки.
«Финикийцы» по-гречески означает «красноватые».
Почему именно так греки называли финикийцев?
Слайд 19Угадай-ка
В Библии говорится, что Моисей был знаменитым и почитаемым вождём древнееврейских
племён. Именно ему бог Яхве передал для своего народа законы праведной жизни. Однако имя, которое носил Моисей, по мнению ряда учёных, не еврейского, а египетского происхождения.
Предположите, чем это можно объяснить, исходя из библейских сказаний.
Слайд 20Угадай-ка
Китайский врач навещает больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство.
-
Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный…
- Лекарство редко бывает приятным на вкус,- убеждает врач,- но оно вернёт тебе силы и поможет встать на ноги. За этим питьём большое будущее!
Китайский врач оказался прав: в наши дни настой, который считался в Китае лекарством, пьют здоровые люди во всём мире.
Пробовали ли вы этот настой? Как он называется?
Слайд 21Распредели правильно
Египет
Междуречье
Индия
Китай
Персия
Финикия
Палестина
Слайд 22Распредели правильно
1.Тутанхамон. 2. Ашшурбанапал. 3. Амон-Ра 4.
Дарий. 5.Бумага. 6.Шахматы. 7. Пурпур 8.Давид. 9. Конфуций. 10. Вавилон. 11.Моисей. 12.Гильгамеш. 13. Нефертити. 14. Нил. 15.Осирис. 16. Махенджо-Даро.
17. Иерусалим. 18. Хеопс. 19. Иштар.
20. Исида. 21.Варны. 22. Урук. 23. Яхве. 24.Иероглиф. 25. Сфинкс. 26.Клинопись. 27.Цинь 28.Мумия. 29.Пирамида.
30. Шёлк. 31.Будда. 32. Сатрап. 33.Шихуанди. 34. Хаммурапи. 35.Индостан.
36. Ганг. 37. Мемфис. 38. Евфрат. 39.Папирус. 40. Нил. 41.Колония.
42.Библия. 43.Хуанхэ. 44. Фараон. 45. Янцзы.
46. Соломон. 47. Сахар. 48. Брахман.
49. Великая Стена. 50. Сидон. 51. Алфавит. 52. Кир.
Слайд 23Ответы:
Египет 1,3, 9, 13, 14, 15, 18. 20,24, 25, 28, 29,
37. 39, 40, 44
Междуречье10,12,19,22,26,34,38
Индия 6,16,21,31,35,36, 47,48,
Китай 5,9, 27,30,33,43,45, 49
Персия 4,32,52
Финикия 7, 41, 50,51
Палестина 8,11,17,23,42, 46
Слайд 24Для зрителей
Просмотр клипа по истории Востока
Слайд 25Правильне ответы
Первый слайд Задание 1.
2.Ассирийская держава
Египет Междуречье Индия Китай Персия Финикия Палестина
3.Будда 4.Геродот 5.Клинопись 6.Финикийцы 7.Папирус 8. Гималаи 9.Китай
Конкурс «Вперед! К победе!»
1.а)Вавилон
Б)Бумага
В)Алфавит
2.А)фараон, б)шахматы в)клинопись
Задание «Памятники культуры»
Индия. Пагода.
Двуречье. Висячие сады Семирамиды.
Китайская стена.
Египет.Сфинкс фараона Хефрена.
Слайд 26Ассирия. Крылатый лев.
Финикия. Финикийский корабль.
Задание «Вам
письмо»
1. Первое письмо.
Хеопс, Тутанхамон – Египет;
Тигр, Евфрат, Вавилон –
Второе письмо.
Янцзы, Хуанхе, Конфуций – Китай;
Ниневия, обычай - Ассирия
«Угадай-ка»
1.Ввиду отсутствия достаточного количества строительного леса
2.Вера в переселение душ
3.В Египте высоко ценились образованные люди
4.Почва Финикии была красно-бурого цвета
5.Евреи долгое время жили под египетским владычеством
6.Чай