Слайд 1Историческое сочинение
Задание №25 ЕГЭ по истории
(11 баллов!)
Слайд 2Анализ ЕГЭ-2016 г.(по данным с сайта http://www.fipi.ru/
В 2016 г. в экзаменационную
модель было введено новое задание – историческое сочинение. Задание оценивалось по 7 критериям. По критериям, соответствующим базовому уровню сложности – К1 (указание событий (явлений, процессов)) и К5 (использование исторической терминологии), были получены высокие результаты – 75,2% и 71,7% соответственно. По критерию повышенного уровня сложности К2 (исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории) был показан результат 47,6%; по критериям высокого уровня сложности К3 (причинно-следственные связи), К4 (оценка влияния данного периода на дальнейшую историю России), К6 (наличие/отсутствие фактических ошибок) и К7 (форма изложения) были показаны результаты 42,3%, 44,6%, 36% и 54,8% соответственно. Отметим, что выпускники хорошо справились с указанием событий, относящихся к выбранному периоду, с использованием исторической терминологии. Самой же трудной задачей для них оказалось не допустить фактические ошибки. Невысокими являются также результаты выполнения задания по критериям К3 и К4.
Слайд 3Согласно новым правилам, задание №25 в ЕГЭ по истории –
историческое
сочинение.
Экзаменуемому предоставляются на выбор три исторических периода.
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Кроме того, используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, необходимо дать одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Слайд 4Уточним термин «историческое сочинение».
Для выпускников этот термин не новый , они
пишут сочинение по литературе. При написании сочинения по литературе от выпускника требуется написать такое сочинение, чтобы оно соответствовало композиции, то есть в литературном сочинении должно быть введение, основная часть, заключение. Важно, чтобы не было стилистических ошибок.
В программе по истории ключевым словом является не слово сочинение, а историческое, то есть это то сочинение, где изложены последовательность фактов.
Композицию, структуру своего ответа выпускник вправе выбрать самостоятельно. В историческом сочинении будут прощены стилистические ошибки.
Слайд 5При ответе можно взять 2 варианта:
- или выпускник пишет последовательно взятый
текст;
- или выпускник пишет отдельные отрывочные предложения в форме плана (простого, сложного, тезисного).
Или же в виде таблицы, схемы. В этом случае это отдельные отрывочные положения. Тогда историческим сочинением считать не будут.
Что же будет, если выпускник напишет не в форме исторического сочинения, то есть последовательного взятого текста, а в форме тезисного плана?
В этом случае выпускник утеряет 1 первичный балл по критерию К-7.
Слайд 6В случае, когда исторические события, явления, процессы) не указаны или все
указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов)
Слайд 7Критерии оценивания исторического сочинения
Слайд 8Критерий 1. Указание событий (явлений, процессов).
Оценивается от 0 до 2 баллов.
В
случае, когда правильно указаны два события (явления, процесса), выставляется 2 балла.
Если правильно указано одно событие (явление, процесс) — 1 балл.
Если события (явления, процессы) не указаны или указаны неверно, то выставляется 0 баллов.
Слайд 9Критерий 2. Упоминание исторических личностей и их роли в данный период
истории России.
Оценивается от 2 до 0 баллов. В случае, когда правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 2 балла.
Если правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 1 балл.
Если правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно, ИЛИ правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана, ИЛИ исторические личности указаны неверно, ИЛИ исторические личности не указаны, то выставляется 0 баллов.
Слайд 10Все ошибки можно свести к трем видам:
1) выпускники обобщают.
Например, Дмитрий
Донской сыграл главную решающую роль. Так роль раскрывать нельзя!
2) Подмена указанного статуса личности.
Например, роль Кутузова в победе Отечественной войны 1812 года состояла в том, что он являлся главнокомандующим русской армии. Идет подмена действий указанием статуса.
3) Выпускники указывают действия, но не указывают события, явления, в котором эта роль сыграна.
Слайд 11Критерий 3. Причинно-следственные связи.
Оценивается от 0 до 2 баллов.
В том случае,
когда правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами), выставляется 2 балла.
Если правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами), то выставляется 1 балл.
Если причинно-следственные связи указаны неверно, ИЛИ причинно-следственные связи не указаны, то выставляется 0 баллов.
Слайд 12Критерий 4. Историческая оценка событий.
Оценивается от 0 до 1 балла.
Если дана
историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков, то выставляется 1 балл.
Если историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков, ИЛИ историческая оценка не дана, то выставляется 0 баллов.
Слайд 13Критерий 5. Использование исторических терминов, понятий.
Оценивается от 0 до 1 балла.
Если
при изложении корректно использованы исторические термины, понятия, то можно поставить 1 балл.
Если при изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий, ИЛИ исторические термины, понятия не использованы, то будет выставлен 0 баллов.
Слайд 14Критерий 6. Наличие фактических ошибок.
Оценивается от 0 до 2 баллов.
По данному
критерию положительные баллы будут выставлены только в том случае, когда по критериям К1–К4 поставлено не менее 4 баллов.
При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтенные при выставлении баллов по критериям К1–К5.
Если в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки, то ставится 2 балла.
Если допущена одна фактическая ошибка — 1 балл. Если допущены две или более фактические ошибки — 0 баллов.
Слайд 15Критерий 7. Форма изложения.
1 балл по критерию К7 может быть выставлен
только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов.
Если ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала), то за него ставят 1 балл.
Если ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений — только 0 баллов.
Итого по сочинению можно получить до 11 баллов.
Слайд 16Пример исторического сочинения
Приведем пример исторического сочинения по периоду 1645–1676 гг.
Слайд 17В соответствии с требованиями, предъявляемыми к сочинению, начнем с характеристики периода
(критерий К1).
«1645–1676 гг. — это период правления Алексея Михайловича Романова. Этот царь провел много преобразований практические во всех сферах общественной жизни страны, подготовивших основу для будущих реформ Петра I. Назовем некоторые из них. Была усовершенствована законодательная система страны, принят новый свод законов — Соборное Уложение (1649 г.). В этом документе было закреплено юридическое оформление крепостного права. По нему сыск беглых крестьян стал бессрочным, крестьяне стали навечно собственностью владельца, были ликвидированы урочные лета. Кроме того, в Уложении нашел отражение процесс становления абсолютизма. В него была включена глава, регламентирующая отношение к государю и провозглашающая максимально строгие наказания за малейшие провинности против государя и государства. Таким образом, принятие Соборного Уложения значительно укрепило власть царя, усилило роль дворян, сохраняло и подтверждало значительную роль церкви в государстве».
Слайд 18В соответствии с критериями оценивания в этой части сочинения дана характеристика
первого из требуемых двух событий (явлений, процессов) и подведены итоги развития этого события (явления, процесса) (критерий 1).
Слайд 19В соответствии с критерием 2 необходимо рассказать об исторической личности, связанной
с событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии.
«В подготовке Соборного Уложения активное участие принимал сам Алексей Михайлович. Царь наблюдал за работой собора, вносил свои коррективы в законодательство.
Большую роль в работе собора и в составлении законодательства сыграл воспитатель, «дядька» царя, глава правительства, приближенный к царю боярин Б.И. Морозов. Несмотря на то что после Соляного бунта 1648 г. он был отстранен от официального участия в управлении государством, он негласно продолжал играть огромную роль при дворе Алексея Михайловича и в том числе руководил подготовкой Соборного Уложения».
Слайд 20В сочинении необходимо упомянуть не менее двух событий (явлений, процессов), поэтому
рассмотрим еще одно событие.
«Данный исторический период также вошел в историю под названием «раскол Русской православной церкви». Начало раскола датируют 1654 годом, когда патриарх Никон начал реформирование церкви. Никон стремился к унификации церковных обрядов, книг, праздников и т.д. Но далеко не все верующие были готовы воспринять новые правила, и возникло так называемое старообрядчество, или раскольничество. Суть его выражалась в несогласии с новыми церковными порядками и стремлении придерживаться старых, дореформенных обрядов.
Несмотря на раскол, церковные реформы привели к унификации Русской православной церкви, укреплению власти и роли церкви в стране. Однако нельзя забывать, что еще одним следствием реформ стало разъединение верующих, сохранившееся на многие века».
Слайд 21В соответствии с критерием 2 необходимо написать об исторической личности, связанной
и со вторым событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии, поэтому обязательно следует рассказать о церковных деятелях, участвовавших в подготовке и проведении реформ.
Слайд 22«Центральными фигурами в период церковного раскола были патриарх Никон и протопоп
Аввакум. Оба являлись видными духовными деятелями России, оба были вхожи в ближний круг Алексея Михайловича, оба пользовались огромным авторитетом среди верующих. Однако Аввакум не принял стремления Никона взять за образец при унификации книг и обрядов византийские книги и обряды, а выступал за то, что на Руси были и свои, славянские христианские корни, которые и следовало брать за образец в реформе. Аввакум личным примером продемонстрировал верность своим принципам, отстаивал приверженность старине, положил начало раскольническому движению.
Никон же сначала зарекомендовал себя как активный реформатор, сторонник нового, союза церкви и государства. Но в дальнейшем его стремление поставить церковную власть выше светской привело к тому, что Алексей Михайлович прекратил его поддерживать и даже активно высказывался за отставку Никона с патриаршего престола, что и произошло в 1667 г. После чего Никон был отправлен в северную ссылку, где и провел остаток своих дней».
Слайд 23В соответствии с требованиями критерия 3 следует установить причинно-следственные связи между
событиями.
«Между указанными событиями, несомненно, существуют причинно-следственные связи. Оба события — и принятие Соборного Уложения, и церковная реформа — были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране, заинтересованностью населения в создании четких и ясных законов, необходимостью укрепления авторитета светской и церковной власти.
Следствием этих событий стало укрепление центральной власти, усиление влияния церкви в государстве, укрепление авторитета России в целом».
Слайд 24В соответствии с критерием 4 следует дать историческую оценку периода с
опорой на факты и мнения историков.
Слайд 25Алексей Михайлович правил в течение продолжительного периода — 31 год. За
время его правления было проведено множество реформ практически во всех сферах общественной жизни. Но его правление нельзя оценить однозначно.
С одной стороны, значительный шаг вперед был сделан в развитии экономики. В стране стали быстрее развиваться элементы капиталистических отношений, стали чаще привлекаться иностранные специалисты, изменилась налоговая система, проводилась политика протекционизма. Соборное Уложение стало на многие десятилетия основным законодательством страны. Были достигнуты значительные успехи во внешней политике: подписаны мирные договоры со многими странами (например, Кардисский мир 1661 г. со Швецией, Андрусовское перемирие с Польшей 1667 г.), в 1654 г. произошло воссоединение России и Украины, значительно расширены территории России на Востоке (исследования Восточной Сибири русскими первопроходцами и торговыми людьми).
Слайд 26В исследовании С.М. Соловьева «История с древнейших времен» почти три тома
посвящено правлению царя, но личность самого правителя автор не считал судьбоносной для русской истории. Если говорить о том, как сам Соловьев оценивает Алексея Михайловича, то царь, с его точки зрения, отличался «добротою» и «мягкостию», как и его отец — Михаил Федорович.
Более подробную характеристику царю дает В.О. Ключевский: «Я готов в нем видеть лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, — но только не на троне». Этот «лучший» человек, по мнению Ключевского, был пассивным и неустойчивым, мало способным «что-либо отстаивать или проводить», «легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам».
С точки зрения С.Ф. Платонова, Алексей Михайлович «был прекрасный и благородный, но слишком мягкий и нерешительный человек».
Слайд 27Ну, и вывод, разумеется
В целом, эпоха Алексея Михайловича — это
период укрепления абсолютизма, создание предпосылок для реформ Петра Первого».
Слайд 28Последовательность действий
• ___ (нужный период) — это период правления ___. Этот царь
(князь, правитель) провел многие преобразования ___. Назову наиболее важные из них.
• Событие (явление, процесс) № 1 + итог.
• Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.
• Событие (явление, процесс) № 2 + итог.
• Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.
• Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления ___. Оба события — ___ и ___ — были продиктованы общими причинами: ___.
• Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___.
• ___ правил в течение продолжительного времени — ___ лет. Его правление нельзя оценить однозначно.
• С одной стороны, ___.
• Но, с другой стороны, ___.
• Сама фигура ___ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ ___ в историографии довольно противоречив.
• Эпоха правления ___ в целом стала периодом ___.
Слайд 29Шаблон написания исторического сочинения
Слайд 30Для тренировки:
Историческое сочинение 862-988 Историческое сочинение 945-972 Историческое сочинение 980-1015 Историческое
сочинение 1019-1054 Историческое сочинение 1113-1125 Историческое сочинение 1223-1243 Историческое сочинение 1237-1480 Историческое сочинение 1325-1340 Историческое сочинение 1359-1389 Историческое сочинение 1462-1505 Историческое сочинение 1505-1533 Историческое сочинение 1533-1584 Историческое сочинение 1547-1584 Историческое сочинение 1598-1613 Историческое сочинение 1613-1645 Историческое сочинение 1645-1676 Историческое сочинение 1682-1725 Историческое сочинение 1689-1725 Историческое сочинение 1700-1725 Историческое сочинение 1725-1762
Историческое сочинение 1741-1761 Историческое сочинение 1762-1796 Историческое сочинение 1796-1801 Историческое сочинение 1801-1812 Историческое сочинение 1801-1825 Историческое сочинение 1825-1855 Историческое сочинение 1855-1881 Историческое сочинение 1881-1894 Историческое сочинение 1894-1917 Историческое сочинение 1914-1918 Историческое сочинение 1917-1922 Историческое сочинение 1921-1928 Историческое сочинение 1924-1953 Историческое сочинение 1928-1941 Историческое сочинение 1929-1941 Историческое сочинение 1941-1945 Историческое сочинение 1945-1953 Историческое сочинение 1953-1964 Историческое сочинение 1964-1985 Историческое сочинение 1985-1991