Слайд 1Ярославль в ХХ веке
Краеведческая игра 3
Слайд 2В удмуртском городе Воткинске у проходной Воткинского завода стоит памятник оперативно-тактической
ракете 8К14 (СКАД). Длина ракеты более 15 метров. В Ярославле есть памятник, частью которого стала деталь этой ракеты. О каком памятнике идет речь? Где он находится?
Слайд 3Демидовский столп
Памятник "покровителю просвещения и основателю Демидовского высших наук училища" Павлу
Григорьевичу Демидову, также известный как "Демидовский столп" был сооружен в 1829 году. Столп был установлен на Ильинской площади на средства жителей города. Он представлял собой бронзовую колонну высотой 12 метров на гранитном пьедестале, с бронзовой небесной сферой и позолоченным парящим орлом сверху. После Февральской революции с памятника убрали орла (символ самодержавия) и небесную сферу, а в 1931 году его окончательно разобрали. Медные листы нужны были для промышленности. Новый столп был возведен 9 декабря 2005 года по образцу и подобию разрушенного. Памятник был восстановлен на прежнем месте. Сегодня это самый высокий монумент Ярославля. Интересно, что первый пустотелый столп был заполнен песком. А новый представляет в основе цилиндрическую часть ракеты 8К14 класса «Земля-воздух».
Слайд 4В XIX-начале ХХ века в Ярославле появилось новое транспортное средство индивидуального
пользования. Несмотря на дороговизну, оно привлекало состоятельных горожан своей необычностью. Из-за немалого веса, неудобства управления и отсутствия комфорта при передвижении это транспортное средство получило у остроумных ярославцев прозвище «костотряс». Предположите, как оно выглядело и почему возникло такое название.
Слайд 5Костотряс
«Костотряс» – это вариант велосипеда. Он был весь железным. Дутые шины
в то время еще не существовали. Центральные улицы Ярославля были замощены булыжником. Поэтому езда на такой неуклюжей машине была крайне неудобной из-за сильной тряски во время движения. Однако это не смущало даже дам-велосипедисток.
Слайд 6В 1965 г. в Ярославле открылось крупное учреждение культуры, существующее и
в наше время. При входе в него по краям крыльца были установлены две скульптуры. Слева размещалась мужская, олицетворявшая науку, а справа – женская, олицетворявшая культуру. Однако вскоре по воле властей огромные скульптуры были убраны. О каком учреждении культуры идет речь? Предположите, почему их убрали и какова судьба этих скульптур?
Слайд 7Дворец культуры моторостроителей
Это учреждение культуры существует и в наше время. Теперь
оно называется Дворец культуры имени А. М. Добрынина. По проекту фасад здания украшали скульптуры. Скульптуры были гипсовые, денег на отливку не находилось, и их просто выкрасили бронзовой краской. Руководство было против такого оформления Дворца и предлагало их убрать. Архитекторы и скульпторы выставили пикет, установили круглосуточное дежурство по три человека, даже ночью. Когда приехал кран снимать их с места, нашёлся человек, который даже лёг на одну из скульптур в знак протеста. Но это не помогло. Скульптуры сняли, упаковали в деревянные ящики. Предполагалось отправить их в Ленинград для отливки в металле. Однако они пропали. Однако есть свидетельство, что за дворцом культуры были вырыты огромные ямы, в которые закопали скульптуры.
Слайд 8В музее истории г. Ярославля на стенде, относящемся к 1970-м годам,
наряду с пионерской атрибутикой помещена куртка. Вместе с брюками она составляла униформу студентов высших, средних и начальных профессиональных учебных заведений, которые во время каникул объединялись во временные коллективы. Предположите, с какой целью создавались подобные студенческие объединения.
Слайд 9Всесоюзные студенческие строительные отряды— комсомольская всесоюзная программа ЦК ВЛКСМ для студентов
высших, средних и начальных профессиональных учебных заведений, формирующая временные трудовые коллективы, для добровольной работы в свободное от учёбы время (как правило, летних каникул) на различные объекты народного хозяйства Советского Союза, нося государственный и всеохватывающий характер в СССР. Подобные стройотряды прежде всего направлялись на объекты народного хозяйства СССР, относящиеся к ударным комсомольским стройкам. В то время стройотряды ставили своей целью не только прямой заработок, но и воспитание студентов в духе творческого коллективизма и правильного (уважительного) отношения к труду.
Слайд 10Этот памятник установлен в Ярославле. Он представляет собой часть грозного боевого
оружия. Где находится памятник? С какими событиями в истории Ярославля и всей страны он связан?
Слайд 11Подводная лодка М-104 «Ярославский комсомолец»
Памятник в виде боевой рубки подводной лодки
«Ярославский комсомолец» установлен на Тверицкой набережной г. Ярославля в 2014г.
В начале 1943 года ярославские комсомольцы собрали 5,5 млн рублей на строительство подводной лодки. На эти деньги была построена советская подводная лодка серии XII типа М — «Малютка». Впервые в истории советского военно-морского флота подводной лодке было присвоено имя. 10 февраля 1943 года М-104 подлодка «Ярославский комсомолец» вступила в строй и в составе Северного флота патрулировала воды у границы с Норвегией.
Слайд 12Фотография начала ХХ века
Одно из старейших и известнейших предприятий пищевой промышленности
в Ярославле существует с 1901г. Оно за более чем столетний период никогда не закрывалось, а в годы Великой Отечественной войны наряду с традиционной профильной продукцией на том же оборудовании стало выпускать эффективное оружие против вражеской бронетехники. Назовите это предприятие. Какое оружие оно выпускало?
Слайд 13Ярославский ликеро-водочный завод (ЛВЗ)
Заводские здания — характерные образцы промышленной архитектуры начала
XX века — признаны государством памятниками культурного наследия.
В годы Великой Отечественной войны предприятие выпускало в числе прочей продукции бутылки с зажигательной смесью (коктейль Молотова). Благодаря легкости изготовления их производство без особых проблем было налажено в 1942г. на имеющихся производственных мощностях ЯЛВЗ
Слайд 14Наш земляк, уроженец Рыбинского уезда, выдающийся полководец, дважды Герой Советского Союза,
награжденный многочисленными советскими и иностранными государственными наградами, прослужил в царской, Красной и Советской армиях более 65 лет. Его именем названы улицы многих городов, в том числе улица в Дзержинском районе Ярославля. Бронзовый бюст был установлен в Рыбинске и Гомеле. Назовите имя полководца, участника Первой мировой и Великой Отечественной войны. Что вы о нем знаете?
Слайд 15Павел Иванович Батов (1897-1985) на Параде Победы 24 июня 1945г.
П.И. Батов
прошел всю Великую Отечественную войну. Принимал участие в обороне Крыма, Сталинградской битве, освобождении Белоруссии, Польши, в Берлинской операции. За умелое командование 65-й армией в Сталинградской битве король Англии Георг VI наградил П.И. Батова званием «Рыцарь-Командор Ордена Британской Империи». После окончания Великой Отечественной войны П.И. Батов командовал армиями, военными округами и группами войск. Службу закончил в звании генерала армии.
Слайд 16Мировой общественности он известен как поэт, публицист, критик, переводчик на белорусский
язык стихотворных произведений с русского, украинского, польского, французского и других европейских языков. Его вклад в жанровое разнообразие белорусской литературы сравнивают с ролью Пушкина в литературе русской. Его имя носят улицы во всех областных центрах Республики Беларусь, а также многие школы и библиотеки. Музеи сегодня работают в Минске, Гродно, Ярославле. В Ярославле есть улица его имени, в центре города стоит памятник поэту. Назовите имя поэта. Как он связан с Ярославлем?
Слайд 17Максим Адамович Богданович (1891-1917). Его называют «Белорусский поэт с берегов Волги».
8 лет из 25 лет своей короткой жизни прожил в Ярославле. Здесь он изучил белорусский язык и написал свои первые и лучшие стихотворения. Музой для Максима Богдановича послужила Анна Кокуева, сестра его одноклассника по ярославской гимназии, талантливая пианистка. В этот же период пишутся стихи «Вчера счастье только глянуло несмело», «Больше всего на свете хочу я» и знаменитое произведение лирики любовных переживаний — стихотворение «Романс».
В 1991 г. к 100-летию поэта был создан музей М.А. Богдановича в доме на улице Чайковского. Памятник ему установлен возле здания бывшей мужской гимназии, в которой он учился (здание главного корпуса ЯрГУ им. П.Г. Демидова).
Слайд 18Ярославль. Вид на Волгу и левый берег в начале ХХ в.
До
середины ХХ в. Ярославль развивался в основном в правобережной части. На правом берегу находились исторический центр, крупнейшие промышленные предприятия, благоустроенные жилищные массивы. На левом берегу промышленных предприятий было всего два: Ляпинская электростанция и завод «Резинотехника», расположенные на берегу Волги. Население в основном проживало в деревянных одноэтажных домах вдоль берега Волги. Но в ноябре 1966г. В Ярославле был введен в строй крупный объект, который дал старт бурному развитию Заволжского района. О каком объекте идет речь? Что вы о нем знаете?
Слайд 19Октябрьский мост
Мост был торжественно открыт перед 49-й годовщиной Октябрьской революции, 3
ноября 1966 года. А название – Октябрьский – мост получил в честь приближающегося 50-летия революции.
Новый мост представлял собой железобетонный мост из сборных деталей, смонтированных при помощи синтетического клея и стянутых тросами. В то время это был настоящий успех советских мостостроителей! Круглогодичная сборка многопролётной части моста с применением клеевых стыков в практике отечественного мостостроения была осуществлена впервые. Новая методика позволила значительно ускорить темпы строительства и сдать мост на два месяца раньше установленного срока.
Долгое время Октябрьский мост оставался единственным на всю верхнюю Волгу. Он не только связал левый берег Ярославля с правым, но и открыл выход к Москве автотранспорту со всего Севера.
Слайд 20В 1930-е гг. бурно росли советские города. Появилась и быстро усугублялась
проблема с перевозками горожан городским общественным транспортом, особенно в городах-миллионниках Москве, Ленинграде и Киеве. На узких центральных улицах уже в то время возникали «пробки». Транспортники пытались решить проблему увеличением числа пассажиро-мест в автобусах и троллейбусах. Ярославский автозавод даже выпустил модель 11-метрового автобуса ЯА, получившего в народе прозвище «Гигант». Новая страница в истории ярославских автомобилестроителей началась тогда, когда стало ясно, что выпускавшиеся в Сокольниках троллейбусы марки ЛК явно не могли решить транспортную проблему в крупных городах. И вот тут на выручку пришла пресловутая ярославская смекалка. Как ярославцы попытались решить транспортную проблему в Москве?
Слайд 21Ярославский троллейбус ЯТБ-3
В 1938г. в Ярославле появился первый советский двухэтажный троллейбус.
Он был запущен в производство под маркой ЯТБ-3. Этот красавец длинною 9,5 метра и высотой 4,7 метра мог перевозить в общей сложности 72 сидячих пассажира (32 – на первом этаже и 40 на втором) и 28 стоячих, причем только внизу. Электродвигатель мощностью 75 кВт (101 л.с.) позволял развивать скорость до 54 км/ч. При эксплуатации выявились критические недостатки троллейбуса. Он был слишком высокий, а потому требовалось поднимать электрические линии. Кроме этого, в условиях снежных зим на обледенелых улицах его очень сильно раскачивало. Дополнительные неудобства создавала и лестница на второй этаж. Зимой на ее ступеньки постоянно налипал снег с обуви входящих пассажиров, и пользование ею становилось просто опасным. Еще одним недостатком была малая высота салона, которая ограничивалась высотой контактной сети. На первом этаже расстояние от пола до потолка составляло всего 1,79 метра, а наверху и того меньше — 1,77 метра, поэтому стоять в проходе было не очень удобно, особенно зимой, в высоких головных уборах. Поэтому от двухэтажных автобусов вскоре отказались.