Слайд 1История вокруг нас
Внеклассное мероприятие 10 класс
Павлова Е.В.
Слайд 2Цель: в игровой форме повторить и закрепить учебный материал по истории России
10 класса..
Задачи:
образовательные: закрепить знания о битвах, датах, именах и подвигах исторических личностях;
коррекционно - развивающие: развивать познавательные способности при обобщении исторического материала; дать учащимся возможность проявить находчивость, творческую активность.
воспитательные: формировать у учащихся патриотические качества, гордость за подвиги своих предков.
Тип урока: урок- повторения и обобщения.
Необходимые ресурсы, материалы:
1. Программы, необходимые для запуска проекта на компьютере: Microsoft Word; Office 2003(2007); Power Paint.
2. Дополнительные устройства: компьютер, Мультимедийный проектор, экран.
3. Материалы: мультимедийная презентация учителя.
4. Карточки с текстами из исторических документов.
ТЕХНОЛОГИИ: игровая, интерактивная, проблемного и критического мышления.
Слайд 31. История в стихах.
2. Ошибка в тексте.
3. Историческая задача.
4. Исторический портрет.
5.
Крылатые слова и выражения.
6. Необычные имена и прозвища.
7. Исторический документ.
8. Русские оговорки.
9. Почему.
10ю Архитектура и живопись.
Слайд 4
1
История в стихах
Задача:
прочитайте стихотворения,
определите событие и дату.
Слайд 5Москва-река, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты
многое бы рассказала.
Ты б рассказала нам о том,
Как люди начали селиться,
За тыном – тын, за домом – дом
Росло на берегу твоем
Начало будущей столицы.
Ты отражала в глади вод
Тот первый Кремль и город новый,
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой…
Вот этот первый городок
На перекресте всех дорог
Слайд 61147- первое упоминание
о г. Москве
Слайд 7Был страшный год, когда все страны
Боялись больше чем огня,
Батыя – внука
Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня…
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.
Слайд 81237 год
начало похода хана Батыя на Русь
Слайд 9А впереди, по звонким льдинам,
Гремя железной чешуёй,
Ливонцы едут грозным клином,
Свиной железной
головой.
Казалось, вырвавшись из хлева,
Полезла в русские края,
Фырча и хрюкая от гнева,
Большая черная свинья.
Был первый натиск немцев страшен.
В пехоту русскую углом,
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.
Слайд 101242 –
битва Александра Невского
с немцами на Чудском озере.
Слайд 11Как мне о битве на Дону
Рассказ продолжить мой?
Читатель, я не обману,
Сказав
о битве той,
Что не было еще такой.
И, хоть спроси, -
«Мамаево побоище»
Все знают на Руси!..
Стоял такой великий стон,
Шёл бой с такою кровью,
Что был в багрянец окрашен Дон
До самого низовья….
А князя Дмитрия Донским
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших дней живет.
Слайд 13Государь прочитал и,
Спокоен и строг,
Повернулся к Ахматовым людям,
Бросил наземь ярлык под
сафьянный сапог.
И сказал: « Дань платить
Мы не будем..!»
С той поры не решалась нас
Грабить Орда,
Иго тяжкое сброшено было,
А в Орде началось несогласье,
Вражда,
И распалась татарская сила.
Слайд 141480 Стояние
на реке Угре,
падения татаро-монгольского ига.
Слайд 15Ой ты, Новгород Великий,
Господин торговых дел!
От боев с ордою дикой
Ты счастливо
уцелел….
Там, куда садится солнце,
Неспокойно в этот час –
Ведь задумали ливонцы
Наши земли взять у нас..
Позади остался лом
И тепло людское.
Впереди сверкало льдом
Озеро Чудское…
Ведь спасли они тогда
Русскую землицу –
Сёла, пашни, города,
И, стало быть, столицу!
Слайд 161242 – битва Александра Невского
с немцами на Чудском озере.
Слайд 17
2
Ошибка в тексте
Задача:
найдите в тексте ошибки и исправьте их
Слайд 18
Церковный раскол
«Возглавил церковные реформы протопоп Аввакум, вернувшийся из польского плена. Он
предлагал исправить церковные книги по греческим образцам. Его противником стал митрополит Никон. Протопоп Аввакум предложил царю Михаилу Федоровичу разделить с ним власть, за что и был сожжен на костре. Никон был заточен в монастырь»
Слайд 19Ответ:
«Возглавил церковные реформы протопоп Аввакум (патриарх Никон), вернувшийся из польского плена (не был в плену).
Он предлагал исправить церковные книги по греческим образцам (по старым русским).
Его противником стал митрополит (патриарх) Никон.
Протопоп Аввакум предложил (к этому стремился патриарх Никон) царю Михаилу Федоровичу (события происходили в царствование Алексея Михайловича) разделить с ним власть ( выступил против царя), за что и был сожжен на костре (был сожжен за сопротивление реформе и выступления против царя).
Никон был заточен (уехал сам) в монастырь».
Слайд 20
3
Историческая задача
Задача:
решите историческую задачу.
Слайд 21К дате принятия Русью христианства прибавить дату гибели князя, который всегда соблюдал
правила рыцарской чести — никогда не нападал врасплох. Это ему принадлежат слова: «Иду на вы». Вычислите среднее арифметическое и назовите событие, которое связанно с числом, полученным в результате.
Слайд 22Между двумя этими событиями 100 лет. Оба они связаны с освобождением
Руси от одного и того же завоевателя. Первое событие послужило началом освобождения Руси, а второе ее полным освобождением. О каких событиях идет речь?
Слайд 23
4
Исторический портрет
Задача:
определите о ком идет речь.
Слайд 24Сведения о его происхождении настолько разнообразны, противоречивы и голословны, что прошлое
его остается совершенно неизвестным; можно только, в виду хорошего знания им церковных книг, заключать, что он был из духовных по рождению или службе. Народ дал этому сознательному обманщику меткое прозвище - «Вор», с которым он и перешел в историю.
Слайд 25ПОДСКАЗКА:
Подсказка: В 1608-09 создал Тушинский лагерь под Москвой, откуда безуспешно пытался захватить
столицу. С началом открытой польской интервенции бежал в Калугу, где был убит
Слайд 26Ответ: Самозванец - Лжедмитрий II
(«Тушинский вор»), неизвестного
происхождения. С 1607 выдавал
себя за якобы спасшегося царя Дмитрия (Лжедмитрия I).
Слайд 27Кто из известных людей в 17 веке мог сказать такие слова
и по какому поводу:
«Ох, бедная Русь, чего-то тебе захотелось латинских обычаев и немецких поступок».
«Бедной, бедной, безумное царишко! Что ты над собою сделал?»
Слайд 28Подсказка: Написал свыше 80 произведений, в том числе и описание своей жизни.
За свои слова и убеждения был предан церковному проклятию и 15лет «последней жизни» провел в земляной тюрьме. По царскому указу сожжен «за великие на царский дом хулы».
Слайд 29Ответ: Протопоп Аввакум Петрович, глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви,
писатель. Выступил
против реформы
Никона.
Слайд 30В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов,
не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел.
Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах…И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».
Слайд 32Государственный деятель, председатель Совета министров с 1906 года.
Это был жёсткий, умелый,
умный политик. Свою задачу он видел в наведении в стране порядка путём продуманной политики правящих кругов. Он был сторонником жёстких мер, но одновременно стремился прийти к компромиссу с оппозицией.
Столыпин был и консерватором, и реформатором одновременно. Был очень хорошим оратором, мог убедить в правоте своего курса оппонентов.
До назначения на пост председателя Совета министров занимал ряд высоких должностей в России: был предводителем дворянства, губернатором сначала в Гродненской, а затем в Саратовской губернии.
26 апреля 1906 г. назначен министром внутренних дел, а в 8 июля одновременно председателем Совета министров.
Слайд 34Придя к власти уже в 42 года, решил изменить всё в
стране, сделанное его матерью.
Характер его был вспыльчивый, император отличался крайней эгоистичностью, высокомерием, не ценил людей, не имел настоящих друзей и сторонников своей политики. Он говорил: «В России велик только тот, с кем я говорю, и только пока я с ним говорю».
Результатом его непродуманной политика было то, что он у него не было сторонников. В результате произошёл переворот. Он был убит гвардейскими офицерами в своём Михайловском замке. Это был последний дворцовый переворот в истории России.
Слайд 35Павел I —
сын Екатерины II и Петра III.
1796-1801
Слайд 36К власти пришла во время стрелецкого бунта в 1682 году при
помощи своего фаворита Василия Голицына.
Была образованна, красива собой, умна, но слишком честолюбива, что и привело её к такому концу- последние годы жила в заточении в Новодевичьем монастыре.
Слайд 37Софья-
дочь Алексея Михайловича и его первой жены Марии Милославской.
Слайд 38Его детство прошло в городе Киле, столице небольшого германского герцогства Голштейн.
С раннего возраста ему прививали нелюбовь к России- победительнице в Северной войне. Это презрение к России осталось в нём на всю жизнь. Он никогда не пытался узнать лучше Россию, её народ, традиции и обычаи. Правил страной, которую не любил. Его мальчиком привезли в Россию, где он принял православие. Ему подарили роскошный дворец, земли, объявили наследником престола. Учиться он не любил, словно остановился в своём развитии, играя в игрушечных солдатиков.
Слайд 39
Пётр III —
внук Петра I, сын его дочери Анны. Отец
— племянник Карла XII.
1761-1762
Слайд 40На престол вступил в 14 лет. Был болезненным ребёнком.
Был неплохо образован,
хорошо знал латынь и польский язык, так как его учитель — выдающийся писатель , богослов и проповедник Симеон Полоцкий, прививавший царю любовь ко всему польскому. Он разбирался в живописи, любил церковное пение, поэзию.
Он активно принимал участие в политике, несмотря на болезненность и физическую слабость.
Правил немного, но успел за это время провести несколько важных реформ — государственного управления, военную, финансовую, социально- экономические реформы.
Слайд 41
Фёдор Алексеевич-
старший сын Алексея Михайловича и его первой жены Марии
Милославской.
1676-1682
Слайд 42Сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха. Выдающийся и мудрый государственный деятель.
Был сторонником сильной княжеской власти, властный, порой деспотичный с непокорными.
Слайд 43
Андрей Боголюбский
князь Владимирский
1157-1174
Слайд 44Человек двуличный, он высказал официальную версию о случайной смерти царевича Дмитрия,
как этого требовал Годунов. Официально признал Григория Отрепьева Дмитрием, хотя сам же распространял слухи о том, что это был Григорий Отрепьев. За это чуть не поплатился жизнью. Но был прощён Лжедмитрием I.
Не отличался царь и моральными качествами. Был жесток, скуп, поощрял всякого рода доносчиков. Его не любили в стране. Он не сумел вызвать хоть какое — то доверие со стороны всех слоёв населения страны.
Слайд 46
5
крылатые слова и выражения
Задача:
определите кому принадлежат слова.
Слайд 471. «Иду на вы»
2. «Сам погибай - товарища выручай»
3. «Говори кратко, проси мало,
уходи борзо»
4. «Наполеон или я, я или он, но вместе мы не можем царствовать»
Святослав
А. Суворов
Петр I.
Александр I
Слайд 481. «Когда русский царь рыбу удит, Европа может подождать»
2. «Дело мастера боится»
3. «Мертвые
сраму не имут!»
4. «Не в силе Бог, а в правде»
Александр III
А. Суворов
Святослав
Александр Невский
Слайд 491. «Мой парадиз»
2. «У России есть только два союзника: армия
и флот»
3.«Негоден тот солдат, что отвечает
"Не могу знать».
4. «Надо крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке»
Петр I
Александр III
А. Суворов
Александр Невский
Слайд 501. «Мы русские и потому победим»
2. «Братья и дружина! Лучше быть убитым, чем полоненным. Хочу
копью переломить о край степи половецкой…»
3. «Боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была»
А. Суворов
Святослав
Петр I.
Слайд 51
6
Необычные имена и прозвища
Задача:
определите о ком идет речь и дайте краткую
характеристику
Слайд 52 История в именах
1.назвать исторического деятеля,
к которым относятся эти прозвища;
2.указать, когда и где они жили, какой след оставили в истории;
3.объяснить, почему они получили такие необычные имена.
Слайд 531. ….Невский
2…… Вещий
3. …. Освободитель
4. …. Тишайший
13 век
1855-1881
1645-1676
Слайд 541. … Калита
2. … Мудрый
3. … Кровавый
4. ….Красное Солнышко
14 век
1019-1054
1894-1917
980-1015
Слайд 55
7
Исторический документ
Задача:
определить название документа, автора и год издания.
Слайд 561. «Повесть временных лет» - монах
Нестор, 12 век
2. «Поучение детям» - Владимир Мономах, 12 век
3. «Русская Правда» - Ярослав Мудрый, 1072 г.
4. «Задонщина» - Сафроний Рязанец , 14-15 век
5. «Хождение за три моря» - Афанасий Никитин, 15 век,
6. "Домострой" - Иван IV, 16 век
7."Указ о вольных хлебопашцах" - Александр I, 1803
8. "Конституция» - Муравьев Н.М, 1824
9. "Юности честное зерцало» - Петр I, 18 век.
10 "Наука побеждать " - А. Суворов, 1795 г.
11."О культе личности И.В. Сталина и его последствиях" - ХХ КПСС
1956 Н.С. Хрущев
12. "Чугунный" (цензурный устав" - Николай I , 1826
13. «циркуляр о кухаркиных детях» - Александр III 1887
14. «Декрет о земле» - 1917 г. большевики
Слайд 57
8
Русские поговорки
Задача:
подобрать выражения.
Слайд 581. несложный труд
2. медленная, неторопливая работа
3. решительный шаг, невозможность отступления
4. совершение
дела от начала до конца
«бить баклуши», «точить лясы», «работать спустя рукава», «играть в бирюльки»
«тянуть канитель», «тянуть волокиту»
«сжечь корабли», «сжечь мосты»
«от а до я», «от корки до корки», «от доски до доски»
Слайд 591. обозначение отсутствия результата
2. шумное обсуждение чего-либо, громкое сообщение о чем-то
3.
бесконечное ожидание, откладывание дела на неопределенный срок
4. резкая критика, нелицеприятное высказывание
«уйти с носом», «остаться с носом», «не солоно хлебавши»
«кричать во всю Ивановскую», «звонить во все колокола»
«положить под сукно», «положить в долгий ящик»
«устроить баню», «разделать под орех», «задать головомойку"
Слайд 60
9
ПОЧЕМУ?
Задача:
ответьте на вопросы.
Слайд 611. Рюриковичи во главе с Олегом, пришедшие из северных земель, захватили Киев и
убили правителей города Аскольда и Дира, предварительно обманом выманив их на берег Днепра. При этом население города не оказало им никакого сопротивления, не защитило своих князей и подчинилось воле пришельцев.
Почему?
Слайд 62В те времена подобная смена власти не была чем-то нетрадиционным, это
во-первых. Во-вторых, Олегова дружина могла предстать столь внушительной силой, что киевляне даже не рискнули сопротивляться пришельцам. В-третьих, Олег мог в обмен на княжение пообещать жителям города мирную жизнь. В-четвертых, Аскольд к Дир могли не устраивать киевлян как правители.
Слайд 632. Каждый из патриархов русской истории — Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О.
Ключевский — дал свою периодизацию истории России. Но ни один из них при этом не использовал такое понятие, как «Киевская Русь». Теперь же многие наши учебники буквально пронизаны им.
Почему?
Слайд 64Понятие «Киевская Русь» стало употребляться в основном историками советского времени До
октябрьской революции, например, в учебнике для гимназий Д. И. Иловайского «Краткие очерки русской истории выдержавшего 36 изданий, в оглавлении такое понятие не употреблялось вообще. В учебнике же «История СССР» под редакцией Б. А. Рыбакова (1985 г.) название «Киевская Русь, употребляется четырежды. Похоже что учебники отражают разные концепции о происхождении Руси.
В дореволюционных книгах предпочтение отдавалось северному началу Древнерусского государства, отсюда и у того же Д. И. Иловайского название «Новгород» в оглавлении встречается трижды. В советское время был сделан акцент на киевское происхождение Руси. Потому, видимо, у Б. А. Рыбакова название «Новгород» в оглавлении не употребляется вообще.
Встречается и как бы нейтральная позиция авторов в оценке истоков происхождения Руси. К примеру. в оглавлении учебника А. П. Богданова «История России до петровских времен» (1996г.) нет вообще названии «Новгород» или «Киевская Русь», есть лишь «Древнерусское государство» и «Древняя Русь».
Слайд 653. Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа длительное время
проявляла чудеса жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила вместе с жителями столицу древлян Искоростень и т. д. И тем не менее Ольга Православной церковью канонизирована.
Почему? Ведь ее за содеянное, казалось бы, казнить мало, а тут — в святые!
Слайд 66Нельзя забывать, что перечисленные события происходили в 10 веке. Жестокости Ольги
оправданы царствовавшим тогда законом кровной мести. Церковь же более привлекает в Ольге то, что она первой среди князей по своей инициатив явилась в Византию, где и приняла крещение, а также обратила в православие часть киевлян.
Слайд 674.В истории России хорошо известно событие — «стояние на Угре». Тогда
ни Ахмат, ни Иван III так и не решились дать открытое сражение. Отсутствие активных действий Ивана III против ордынцев вызвало недовольство и волнение в Москве, граждане открыто «роптали на великого князя». Даже московский митрополит Вассиан Рыло от имени всего русского народа побуждал Ивана III к решительным действиям.
Почему москвичи хотели битвы, с монголо-татарами, ведь не могли же они не понимать, что в ней погибнут тысячи и тысячи русичей, да и неизвестно, кто еще победит?
Слайд 68Нерешительность (а может быть, тактика) Ивана III в «стоянии на Угре»
вызвала недовольство населения по двум причинам: во-первых, ордынцы уже так опостылели русским людям своим почти 250-летним игом, что им хотелось побыстрее разделаться с ними; во-вторых, к концу 15 в. патриотизм русичей сформировался почти до уровня его реализации на деле. Таким делом и могло стать решающее сражение на Угре, и именно этого требовали москвичи. Они еще понимали, не представляли, что без сражения освободиться от монголо - татарского владычества. Вот почему и "Повесть о стоянии на Угре", написанная после 1480 г., все еще призывала на борьбу за свержение ига.
Слайд 69
10
Архитектура и живопись
Задача:
определить название , автора, век.
Слайд 71Завершением творчества Баженова был проект Михайловского замка в Петербурге.
Стиль: классицизм. 1797-1801
г.
Слайд 72 Собор святой Софии в Киеве (София Киевская) 1037 г. Ярослав
Мудрый
Слайд 75Золотые ворота в Киеве
1037 г. Ярослав Мудрый
Слайд 77Храм Святой Софии в Новгороде, созданный в 1045—1050 годах.
Слайд 78Успенский собор во Владимире.
1158-1161 г. Андрей Боголюбский
Слайд 81 Зимний дворец. РАСТРЕЛЛИ
Большой дворец в Петергофе
Богато
украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.
Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания.
Слайд 83Церковь Покрова на Нерли
1158 г. Андрей Боголюбский
Слайд 85 Памятник Минину и Пожарскому.
Скульптор: И.П.Мартос
1818 г.
Посвящён Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году.
Слайд 86????
Родился в Италии, но в 1716 году вместе со
своим отцом приехал в Россию. Является автором крупнейших дворцовых ансамблей:
Зимний дворец
Большой дворец в Петергофе
Большой Екатерининский дворец
Дворец Строгановых
Смольный дворец
Андреевская церковь в Киеве
Слайд 87Франческо Растрелли
(1700 - 1771)
Родился в Италии, но в 1716
году вместе со своим отцом приехал в Россию. Является автором крупнейших дворцовых ансамблей:
Зимний дворец
Большой дворец в Петергофе
Большой Екатерининский дворец
Дворец Строгановых
Смольный дворец
Андреевская церковь в Киеве
Слайд 89Дом Пашкова
Два главных фасада — один смотрит на проезжую
часть и имеет торжественный характер, другой — ориентирован во двор и имеет более уютный вид.
Дом Пашкова, ныне старое здание Библиотеки В.И.Ленина является до сих пор одной самой совершенной работой всего русского классицизма конца XVIII века.
БАЖЕНОВ В.И. стиль: классицизм . 1784-1786 гг.
Слайд 92Брюллов К.П.: «Последний день Помпеи»
Слайд 94Иванов А.И.: «Явление Христа народу»
Слайд 96Венецианов А.Г.
На пашне. Весна.
На жатве. Лето.
Слайд 97Девятый вал
Рыбаки на берегу моря
Чёрное море
Слайд 98ИВАН
КОНСТАНТИНОВИЧ
АЙВАЗОВСКИЙ
(1817-1900)
Девятый вал
Рыбаки на берегу моря
Чёрное море
Слайд 102«Переход Суворова через Альпы» В.И. Суриков. 1899
Слайд 110«Иван Грозный убивает своего сына» И.Е. Репин
Слайд 112«Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879), И.Е. Репин
Слайд 114ПАВЕЛ АНРЕЕВИЧ
ФЕДОТОВ
«Свежий кавалер»
Слайд 115Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе
"Что есть истина?".
Христос
и Пилат
Слайд 116Николай
Николаевич
Ге
(1831 – 1894)
Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе
"Что есть
истина?".
Христос и Пилат
Слайд 118АЛЕКСЕЙ
КОНДРАТЬЕВИЧ
САВРАСОВ
(1830-1897)
Грачи прилетели
Слайд 120Крестный ход в Курской губернии.
Репин И.Е.
Слайд 121ВАЛЕНТИН
АЛЕКСАНДРОВИЧ
СЕРОВ
(1865-1911)
Девочка с персиками
Слайд 124ИВАН
ИВАНОВИЧ
ШИШКИН
(1832-1898)
Утро в сосновом лесу
Берёзовая роща
Слайд 125Тройка. Ученики мастеровые везут воду близ Москвы.
Приезд гувернантки в купеческий дом.
Чаепитие
в Мытищах.
Слайд 126ВАСИЛИЙ
ГРИГОРЬЕВИЧ
ПЕРОВ
(1834-1882)
Тройка. Ученики мастеровые везут воду близ Москвы.
Приезд гувернантки в
купеческий дом.
Чаепитие в Мытищах.
Слайд 132Василий
Васильевич
Верещагин
(1842 – 1904)
Апофеоз войны
Нападают врасплох
Слайд 136Павел Федотов, "Сватовство майора" (1848)
Слайд 138Запорожцы, сочиняющие письмо
турецкому султану
И.Е. Репин
Слайд 139МОЛОДЦЫ!!!!!!!!!!!!!!!
МОЛОДЦЫ!!!!!!!!!!!!!!!
МОЛОДЦЫ!!!!!!!!!!!!!!!