Слайд 1Применение игровых приемов на уроках истории в специальной(коррекционной) школе VIIIвида
Учитель –
Харитонова Анна Григорьевна
Слайд 2 История в школе для детей с нарушениями интеллекта рассматривается
как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Слайд 3 Учебная игра – педагогически направленная деятельность, нацеленная на эффективное
усвоение материала. Игра по истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Она не только помогает школьникам лучше представить то или иное событие, того или иного конкретного человека или представителя определённого слоя населения, но и вовлекает их в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делает учебный процесс разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор, возбуждает и поддерживает интерес к истории.
Слайд 4Представления об историческом времени - это представления о соотношении определенного исторического
факта с определенным временем, представления о длительности и последовательности исторических событий и явлений, об отдаленности их друг от друга и от современности. Далее рассмотрим игровые приемы, которые могут применяться для формирования временных представлений
Слайд 5Хронологические задачи
Каждый урок можно уделять время для решения одной - двух
хронологических задач по типу:
ПРИМЕРЫ
Слайд 8Тема «Крещение Руси». Найди и исправь ошибку.
1. Владимир осознал необходимость
религиозного единства. Он понимал, что ни на чем ином, кроме как на религии, это единство создать невозможно. Поэтому в 957 году состоялось крещение Руси.
2.Тема «Освобождение от манголо-татаркского ига». Найди и исправь ошибку.
Монголо-татарское нашествие было стремительным и быстрым. И только в 1380 г. было сражение на реке Лена, благодаря которому Русь освободилась от моноголо-татарского ига.
Слайд 10Загадай желание на
звезду
Чтобы, ответь правильно на вопрос, и тогда ты
сможешь загадать желание.
«Неправильные ответы уменьшаются.
Слайд 11Крещение Руси произошло в …
978
980
1101
988
Слайд 12Куликовская битва состоялась в …
1280
1258
1380
1345
Слайд 13Ледовое побоище произошло в …
1240
1200
1325
1242
Слайд 19Игра «Выбери дату»
Выбери год крещения Руси
878
988
658
978
Слайд 22Игра «Что, где,когда?»
КОГДА
ЧТО
ГДЕ
Слайд 27Попробуйте приблизительно найти на «ленте времени» те годы, когда произошли следующие
события:
крещение Руси - 988 г.;
Куликовская битва - 1380 г.;
Бородинское сражение - 1812 г.;
Слайд 28 Перед вами «лента времени». Вырежьте фигурки разных людей (изображение
фигурок даётся в тетради, что облегчает работу учителя и не искажает представлений детей о эпохе) и наклейте их на «ленту времени» в те отрезки, которые соответствуют времени их жизни.
Слайд 29 На «ленте времени» выполните задания:
Слайд 30
Игра «Поймай дату»
( «Хронологическая уха»)
Оборудование игре : Изготовьте 10 -
… рыбок (в зависимости от знаний учащихся), напишите
на них даты. Опустите их в «аквариум («коробочку), также приготовьте
удочку с крючком, чтобы ловить рыбок за петельки.
УЧИТЕЛЬ: Кто из вас, ребята, любит ловить рыбу?
Кто умеет это делать быстро?
Чья «уха» будет «жирнее» и «наваристее»?
Ход игры:
Ученики по очереди ловят рыбку с датой и называют, произошло в этот год. Если ученик не знает ответа, то рыбка «уходит в аквариум». Продолжается игра до тех пор, пока не поймают всех рыбок.
По усмотрению учителя можно сделать подсказки на рыбках, написать отрывок стихотворения или фразу, которые помогли бы ученикам ответить.
Учащимся игра нравится, она проходит с большим интересом.
Слайд 31Игровые моменты можно использовать при изучении исторических личностей - людей, деятельность
которых оказывала существенное влияние на ход и исход крупных исторических событий. Одной из важнейших задач социальной адаптации является формирование у школьников умения анализировать и оценивать поступки, черты характера, слова людей, среди которых они живут. Обучая открывать в человеке положительное и отрицательное, педагог способствует формированию у воспитанников адекватной оценки и самооценки, познанию окружающего мира и себя в нём.
Слайд 33По описанию узнать о ком идёт речь.
1. Обладал редкой физической силой,
отличался большой любознательностью, не стыдился всю жизнь учиться. Был основателем Санкт-Петербурга. После
его преобразований Россия стала сильным европейским государством.
(Пётр I)
2. Этот князь многое сделал для Руси: превратил в огромную державу, создал первую оборонительную линию на рубежах государства, ввёл новую религию- христианство. (Владимир)
Слайд 35
Викторина "Знаешь ли ты историю"
Слайд 36
Игра «О ком идет речь?»
«И думал он:
Отсель грозить мы будем
шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено, в Европу проложить окно...»
Слайд 38
Интервью с историческим героем
Когда в основе изучаемого материала находится историческая личность,
например: Иван Грозный, Петр I, Александр Суворов, Степан Разин и др., можно предложить инсценировать интервью с историческим героем. Это могут сделать два человека, из которых один «исторический герой», а другой — «журналист
Если участвует весь класс, то «исторический герой» заранее готовится: собирает максимум информации о том человеке, которого ему придется играть, а «корреспонденты» должны заранее подготовить интересные вопросы.
Игра позволяет активизировать работу учащихся по изучению исторических персоналий, дает возможность отдельным учащимся глубоко познакомиться с историческим материалом и проявить свои знания в форме, отличной от традиционной (доклада, реферата и пр.).
Слайд 39
Интервью с историческим героем
Детям заранее, до начала игры, дается задание придумать
интервью с историческим лицом (два человека из команды). Далее они представляют его командам не называя имени. Команда должна определить и назвать исторического деятеля и время его правления.
Слайд 41Представления об историческом пространстве – это соотнесение определенных исторических событий с
конкретным местом их совершения, т. е. локализация исторических событий.
Локализация событий в пространстве достигается с помощью различных наглядных пособий: карт, схем, планов, картин, фотографий, меловых рисунков, аппликаций.
Слайд 42Историческая карта является наглядным пособием, обладающим высокой степенью абстракции. В практике
преподавания истории в специальной (коррекционной) школе используются различные приемы работы с исторической картой:
Далее рассмотрим игровые приемы, которые используются на уроках истории.
Слайд 43Игра “Кто быстрее соберет карту?”.
Слайд 45Работа с картой
б) найдите на карте «Русь в XII-первой четверти ХШ
в,» и назовите основные самостоятельные земли, появившиеся в данный период;
Слайд 46Методика работы со схемой
Еще одним видом работ по формирование пространственных представлений
является работа со схемой. Схема отражает какой-либо единичный факт, масштабы ее невелики, «география» местности изображается небольшим количеством условных обозначений.
Как правило, схемы посвящены различным событиям военной истории, поэтому, опираясь на них, учитель рассказывает о битвах на Чудском озере и Куликовом поле, о Полтавском сражении и Бородинском бое. Обязательное условие применения схемы – ее соотнесение с исторической картой.
Слайд 47Разновидностью схемы является меловой рисунок на доске, дополненный аппликациями. Использование такой
условной наглядности, максимально упрощенной для восприятия учащимися специальной (коррекционной) школы, помогает им лучше понимать и усваивать исторический материал и развивает пространственную ориентировку.
Слайд 48Список литературы
1) Ю.Ф.Кузнецов Осознание педагогами задач по ознакомлению учащихся специальной (коррекционной)
школы с жизнью отдельных исторических личностей / Современные тенденции образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской обл. – 4.1 – Ур ГПУ.- Екатеринбург, 1999г
2) Ю.Ф.Кузнецов Формирование умения ориентироваться в исторических личностях у учащихся вспомогательной школы // Дефектология - 2002 - №5. - с. 57-67
3) Г.А.Кулагина 100 игр по истории, М.: Просвещение, 1967-277с.
4) А.С.Макаренко, Сочинения, т.V изд. АПН РСФСР, М.: 1958 – 272с.
5) Н.Г.Морозова Формирование познавательных интересов аномальных детей.- М.: Просвещение 1969.
6) Л.В.Петрова Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. - М.: Гуманит. изд. центр Владос,2003-208с.
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сб. 1 – История. Обществоведение. М., 2000.
7) А.Н.Смирнова Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы: пособие для учителей и воспитателей. 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982 – 104с.
8) И.А.Федорчук История. Интеллектуальные игры для школьников. - Ярославль: “Академия развития”,1998.-176с.