Слайд 1Культура и быт Руси в XIV-XV вв.
Алексина Е.Ю., учитель истории МБОУ
гимназии №2
Слайд 2Прочтите текст в учебнике
-?- Что изменилось в летописании в этот период?
Какую
роль в этом процессе играла Москва?
В чём значение «Русского хронографа»?
Слайд 31. Литература XIV-XV вв.
Основные жанры:
1. Жития – церковные сочинения о выдающихся
русских людях – князьях, деятелях церкви.
«Житие святого Александра Невского»
«Житие Сергия Радонежского»
-?- Какие идеи пронизывали эти произведения?
Слайд 4
2. Сказания – истории, посвящённые знаменитым событиям в жизни страны.
Софроний Рязанец
«Задонщина».
Сказание «О нашествии хана Тохтамыша на Москву».
3. Хождения – сочинения о дальних путешествиях.
Афанасий Никитин «Хождение за три моря».
-?- Раскройте содержание
Слайд 52. Зодчество
На Руси, в Москве возводили каменные храмы.
По приказу Великого князя
Иоанна Даниловича Калиты, в 1333 году на Соборной площади Московского Кремля была построена каменная церковь Архангела Михаила.
Слайд 6
В 1340 году близ Москвы монахом Сергием Радонежским был основан
Троице
- Сергиев монастырь. Обитель играла важную роль в истории Русского государства.
Слайд 7При Дмитрии Донском строительство продолжилось
Церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде
В
1374 году в Новгороде, на Ильине улице, возвели одноглавую каменную церковь Спаса Преображения. Храм был соединен с колокольней, что было редкостью для русской культовой архитектуры. В 1378 году церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде украсили фрески прославленного русского мастера Феофана Грека.
Слайд 8В Москве был построен белокаменный Кремль – первая каменная крепость в
Северо-Восточной Руси.
Слайд 9
В 1397 году на Сиверском озере был основан архимандритом Симонова монастыря
Кириллом Белозерским Кирилло-Белозерский монастырь.
Слайд 10При Иване III активно велось оформление Кремля
Успенский собор Московского Кремля
В 1326
году на Соборной площади Московского Кремля возвели каменную одноглавую церковь Успения Богоматери. К 1472 году она обветшала и стала мала для растущего города. По велению Великого князя Иоанна III Васильевича, церковь Успения Богоматери была разобрана, а на ее месте зодчие Кривцов и Мышкин начали сооружение нового храма, значительно большего размера. Но едва мастера довели постройку до сводов, часть ее обрушилась. Призванные псковские зодчие не взялись исправлять, и в 1475 году строительство храма по образцу Успенского собора во Владимире было поручено приглашенному из Италии архитектору Аристотелю Фиораванти. В первый же год мастер разобрал останки сооружения Кривцова и Мышкина и заложил новый фундамент храма. Аристотель Фиораванти закончил строительство собора, названного Успенским, в 1479 году. По словам летописца, "церковь чудна вельми величеством и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством". Успенский собор Московского Кремля стал местом венчания на царство русских престолонаследников.
Слайд 11
Благовещенский собор Московского Кремля
Первый белокаменный собор Благовещенья был построен здесь в
1397-1414 годах при Великом князе Василии Дмитриевиче.
В 1405 году храм расписали прославленные русские мастера Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор с Городца.
В 1484-1489 годах, при Великом князе Иоанне III Васильевиче, псковские зодчие возвели новый трехглавый Благовещенский собор из кирпича, сохранив подклет из известняковых блоков.
Во время пожара 1547 года храм сильно пострадал и в 1562-1564 годах был перестроен. При этом внешний вид собора значительно изменился: по распоряжению царя Иоанна IV над старой обходной галереей – "гульбищем" – соорудили двухэтажные галереи, над ними поставили четыре угловых придела с главами. Над самим собором возвели еще две главы, и он стал девятиглавым. Купола и кровлю храма покрыли медными листами и позолотили, за что он получил в народе название "Златоверхий".
Слайд 12Архангельский собор
По приказу Великого князя Иоанна Даниловича Калиты, в 1333
году на Соборной площади Московского Кремля была построена каменная церковь Архангела Михаила.
В 1505 году Великий князь Иоанн III Васильевич повелел разобрать обветшавшее сооружение, а на этом месте итальянский архитектор Алевиз Новый начал строительство нового храма значительно большего размера. Возведенные из красного кирпича стены собора, названного Архангельским, мастер украсил белокаменной отделкой в итальянском стиле.
Строительство храма завершилось в 1508 году.
Еще за год до его окончания в Архангельский собор вернули останки русских государей, которых, начиная с Великого князя Иоанна Даниловича Калиты, хоронили в церкви Архангела Михаила. Погребения в Архангельском соборе Московского Кремля, ставшем правительственной усыпальницей, продолжались до начала XVIII века.
Слайд 13
Грановитая палата в Московском Кремле
В 1487-1491 годах итальянские зодчие Марко Фрязин
(Руффо) и Пьетро Антонио Солари возвели на Соборной площади Московского Кремля палату, названную Грановитой из-за облицовки ее наружных стен гранеными плитами.
Двухэтажная Грановитая палата – древнейшее из сохранившихся каменных гражданских зданий Москвы. Она служила парадным залом старого Кремлевского дворца. Здесь проходили приемы послов, государственные совещания, торжественные церемонии.
Слайд 143. Живопись.
Живопись XIV-XV вв. представлена творчеством таких замечательных иконописцев, как
Феофан
Грек,
Андрей Рублёв,
Даниил Чёрный.
Слайд 15
Феофан Грек, живописец.
(ок.1340-после 1405)
Феофан Грек родился в Византии в 40-х годах
XIV века. Летописи умалчивают о его деятельности на родине. Известно, что во 2-й половине XIV века он приехал на Русь, где и прославился. Новгородская летопись сообщает о том, что в 1378 году Феофан Грек расписал церковь Спаса на Ильине в Новгороде.
Первое упоминание о "московском" периоде жизни Феофана Грека можно найти в летописях от 1395 года. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца Феофан Грек расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405 год). Епифаний Премудрый упоминает три работы Феофана Грека в Благовещенском Соборе: росписи Святой Богородицы, Святого Михаила, название последней работы не приводится.
Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические.
Слайд 17
Андрей Рублев
(ок.1360/70-1427)
Летописи сохранили очень мало сведений об этом великом живописце.
Андрей Рублев был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. Вероятно, очень рано он принял постриг. Вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Рублев расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле (1405 год).
Позже, в 1408 году, вместе с Даниилом Черным работал над росписью Успенского собора во Владимире. В 20-е годы XIV века Андрей Рублев работал в Спасском соборе Андроникова монастыря в Москве. В 1425-1427 годах Даниил Черный и Андрей Рублев писали фрески и иконы для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре.
Самая известная работа Андрея Рублева – "Троица" из иконостаса Троицкого собора. Ее отличает глубокая человечность и одухотворенность образов, идея согласия и гармонии. Андрей Рублев считается создателем московской школы иконописи.
В последние годы жизни Андрей жил и работал в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где и был похоронен.
Слайд 18«Троица»
В начале ХХ века в России произошло чрезвычайное событие. Известный реставратор
Василий Гурьянов приступил к расчистке иконы Пресвятой Троицы XV века. Только начал, но сделанного оказалось достаточно, чтобы потрясти свидетелей, нескольких специалистов, и стать сенсацией. Заговорили об открытии – и иконы, и самого ее автора…
-?- Какова главная идея иконы?
Слайд 20Эпоха яркого расцвета живописи Древней Руси
(XIV-XV вв.) представлена также классическими
иконами новгородской школы («Чудо Георгия о змие»)
Слайд 21-?-
Какие темы стали главными в фольклоре?
Какие изменения произошли
в быту различных категорий населения?