Презентация, доклад по истории Три цвета гражданской войны

Содержание

Пояснительная запискаИсторическое образование играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.

Слайд 1Компьютерная презентация методической разработки раздела программы по истории России «Россия в1917-1921г»
Выполнила учитель

истории и обществознания первой квалификационной категории МОУ «Красносельская СОШ» Арзамасского района
Бодунова С.А.

ГОУ ДПО НИЖЕГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


Кафедра истории и обществоведческих дисциплин

Компьютерная презентация  методической разработки раздела программы по истории России «Россия в1917-1921г» Выполнила учитель истории и обществознания

Слайд 2Пояснительная записка
Историческое образование играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития

и социализации учащихся. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
В соответствии с требованиями новых Государственных образовательных стандартов на уроках истории нами используется системно-деятельностный подход в обучении, который включает в себя совокупность методов и приёмов, дающих наивысшую эффективность и позволяющих учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.
Пояснительная запискаИсторическое образование играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. В процессе обучения

Слайд 3

Федеральные государственные стандарты второго поколения:
Формирование совокупности универсальных

учебных действий;
Новые требования к результатам обучения
1. Личностные;
2. Метапредметные;
3. Предметные;
Системно – деятельностный подход:
1. Организация разнообразной учебной деятельности;
2. Учет индивидуальных, возрастных, психологических
и физиологических особенностей каждого учащегося.


Федеральные государственные стандарты второго поколения: Формирование совокупности универсальных

Слайд 4Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты

Слайд 5Разработка урока
Три цвета Гражданской войны, 9 класс


Тип урока – объяснение нового

материала
Форма урока: модульный урок
Цели урока:
обучающие: учащиеся должны знать и объяснять причины Малой Гражданской войны ее отличия от фронтовой войны между белыми и красными. Анализировать экономическую, политическую и социальную составляющие кризиса начала 1920х годов


Разработка урокаТри цвета Гражданской войны, 9 классТип урока – объяснение нового материалаФорма урока: модульный урокЦели урока: обучающие:

Слайд 6

Развивающие: учащиеся должны понимать понятийный аппарат приемы исторического анализа для раскрытия

причин победы большевиков в Гражданской войне, изучать и систематизировать информацию из различных источников, устанавливать причинно-следственные связи, развивать навыки работы с различными источниками информации, должны научиться правильно распределять свое время, осуществлять контроль и самоконтроль.

Воспитывающие: воспитывать чувство справедливости и нравственности, помочь учащимся выработать собственную позицию по отношению к событиям того времени. Воспитывать толерантное отношение к различным взглядам. Развивать ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма,
Развивающие: учащиеся должны понимать понятийный аппарат приемы исторического анализа для раскрытия причин победы большевиков в Гражданской войне,

Слайд 7
Оборудование и материалы к уроку: 1. Карта «Гражданская война в России

191801920г». 2. Плакаты «Ты записался в добровольцы?», «Почему ты не в армии?». 3. видеоряд «Фото времен Гражданской войны». 4. Стенд с портретами лидеров красного и зеленого движения.
5. Листы с заданиями репродуктивного, конструктивного и аналитического уровня. 4. Оценочные листы.5. Базовые понятия: Малая Гражданская война, «Зеленое движение», Кронштадтское восстание, продразверстка, денационализация.


Главная проблема урока: причины Малой Гражданской войны и победы красных в Гражданской войне
Оборудование и материалы к уроку: 1. Карта «Гражданская война в России 191801920г». 2. Плакаты «Ты записался в

Слайд 8Этапы и виды деятельности учеников
Организационный момент (1 мин)
УЭ-1 Мотивационная цель

урока (3 мин)
УЭ-2 Входной контроль (7 мин)
УЭ-3 Этап усвоения нового материала: Малая Гражданская война (15 мин)
Физкультминутка (3 мин)
УЭ-4 Этап усвоения нового материала: Причины победы красных в Гражданской войне (10 мин)
УЭ-5 Рефлексия (6 мин)


Этапы и виды деятельности учениковОрганизационный момент (1 мин) УЭ-1 Мотивационная цель урока (3 мин)УЭ-2 Входной контроль (7

Слайд 9Этапы и виды деятельности учеников
УЭ-1. После просмотра видеоряда, фрагмента фильма учитель

обращает внимание учеников на изменение настроений крестьянства по отношению к большевикам.
Учащиеся: - Да, крестьяне приняли революцию, так как первыми декретами большевиков были Декрет о мире и Декрет о Земле. Но из хроники, эпиграфов к уроку видно, что настроение крестьян к 1920 году изменилось.
Этапы и виды деятельности учениковУЭ-1. После просмотра видеоряда, фрагмента фильма учитель обращает внимание учеников на изменение настроений

Слайд 10Этапы и виды деятельности учеников
УЭ-2. Учащиеся получают тест с заданиями по

пройденным ранее темам раздела программы.



1. Интервенция это:
а) вооруженное нападение государства;
б) война между гражданами одного государства;
в) вооруженное вмешательство в дела другого государства.
2. Причины иностранной интервенции:
а) подавление очага «революционной заразы»;
б) усиление России;
в) борьба за возвращение вложенных капиталов в экономику Россию (царские долги)
г) территориальный раздел бывшей Российской империи.
3. На каком фронте решалась судьба советской власти?
а) Восточный фронт; б) Северный фронт; в) Южный фронт.
4. Какой белый генерал возглавлял добровольческую армию на Кубани?
а) Юденич; б) Колчак; в) Деникин.

Этапы и виды деятельности учениковУЭ-2. Учащиеся получают тест с заданиями по пройденным ранее темам раздела программы.1. Интервенция

Слайд 11Этапы и виды деятельности учеников
5. Кого из белых генералов объявили в

1918 году «верховным правителем России»?
а) Деникина; б) Колчака; в) Краснова.
6. Какие государства приняли участие в иностранной интервенции против России?
а) США; б) Япония; в) Англия; г) Турция; д) Германия.
7. Какой белый генерал был объявлен «Верховным правителем России»?
а) Юденич; б) Краснов; в) Колчак.
8. «Белый террор» предполагал:
а) исключительные законы; б) смягчение цензуры;
в) военное положение в стране; г) отмену смертной казни; д) карательные экспедиции.
Этапы и виды деятельности учеников5. Кого из белых генералов объявили в 1918 году «верховным правителем России»? а)

Слайд 12Этапы и виды деятельности учеников
II. 1. Совместите фамилии руководителей белого движения

и места существования их режимов:
а) А.В. Колчак; 1) Юг России;
б) А.И. Деникин; 2) Крым;
в) Н.Н. Юденич; 3) Сибирь;
г) П.Н. Врангель. 4) Северо-запад России.
2. К органам власти советской республики во время Гражданской войны не относится:
а) Совет труда и обороны;
б) Революционный военный совет;
в) Комитет членов Учредительного собрания.
Этапы и виды деятельности учениковII. 1. Совместите фамилии руководителей белого движения и места существования их режимов:а) А.В.

Слайд 13Этапы и виды деятельности учеников
УЭ-3 Учащиеся получают задания различного уровня сложности:
Репродуктивный

уровень: I. Прочитайте текст параграфа №17, стр. 128-129, ответьте на вопросы:
Назовите причины Малой Гражданской войны
Перечислите и выпишите требования крестьянства различных районов России.
Как большевики отреагировали на выступления и требования крестьянских масс?
II. Прочитайте документ (Резолюция собрания команд 1-й и 2-1 бригад кораблей,
1 марта 1921 г./ "Известия Временного революционного комитета матросов, красноармейцев и рабочих" (Кронштадт), 3 марта 1921 г), ответьте на вопросы: 1. Какие политические и экономические требования выдвинули матросы? 2. Можно ли считать эти требования антисоветскими? Антибольшевистскими? Объясни свою точку зрения.
Этапы и виды деятельности учениковУЭ-3 Учащиеся получают задания различного уровня сложности:Репродуктивный уровень: I. Прочитайте текст параграфа №17,

Слайд 14Этапы и виды деятельности учеников
Задания конструктивного уровня:I.. Прочитайте отрывки из исторических

источников (1.Из резолюции съезда представителей от 72 волостей Александровского, Мариупольского, Бердянского, Бахмутовского и Павлоградского уездов и от фронтовых частей. 10 апреля 1918 г., село Гуляй-Поле, Александровского уезда. 2. Из акта расследования по делам о злодеяниях большевиков в 1919г. в г. Новочеркасске и других местностях Донской области. Составлено мая 20 дня 1919г. Екатеринодар ), ответьте на вопросы: 1. Объясните, почему население некоторых губерний, среди которого были и жители городов и крестьяне, выступили против большевиков? 2. Используя прием «синквейн», попробуйте сформулировать определение «Малая Гражданская война».
II. Прочитайте выдержки из документа (1. Известия Временного революционного комитета матросов, красноармейцев и рабочих" Кронштадт, 3 марта 1921 г
2. Материалы к изучению истории СССР (1921 - 1941 гг.), Москва, 1989 г. (составитель Долуцкий И.И.), ответьте на вопросы:
1. Исходя из данных документа, сделайте вывод о причинах восстания моряков в Кронштадте. 2. Проанализируйте документы, докажите примерами, что причинами восстания была политика большевиков.
Этапы и виды деятельности учениковЗадания конструктивного уровня:I.. Прочитайте отрывки из исторических источников (1.Из резолюции съезда представителей от

Слайд 15Этапы и виды деятельности учеников
Задания аналитического уровня: I.Изучите и проанализируйте исторические

источники (1. С.В.Федоров. Крестьянство Тамбовской губернии в годы гражданской войны. (1918-1921 гг.). Автореферат диссертации на соискание степени кандидата исторических наук. М.,2000, с.18-19., 2. По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков. Редактор-составитель Ю.Г.Фельтишинский и Г.И. Чернявский. М., 2004.), ответьте на вопросы:
1. Исходя из данных документов и изученного материала учебника, дайте оценку событиям 1920-1921г., сделайте вывод о причинах Малой Гражданской войны ее итогах.
II. Изучите и проанализируйте исторические источники (1. Приказ ВЧК "Об усилении борьбы с контрреволюцией" № 52/сс, от 28 февраля 1921 г., 2. "Известия Временного революционного комитета...", 8 марта 1921 г., 3. Директива Реввоенсовета Южфронта от 16 марта 1919 года), ответьте на вопросы:
1.Проанализируйте документы, докажите, что выступление матросов свидетельствовало о политическом кризисе в стране?
Согласны ли вы с мнением, что Малой Гражданской войны можно было избежать? Если да, подтвердите примерами из документов.
Этапы и виды деятельности учениковЗадания аналитического уровня: I.Изучите и проанализируйте исторические источники (1. С.В.Федоров. Крестьянство Тамбовской губернии

Слайд 16Этапы и виды деятельности учеников


Согласно санитарным нормам при первых признаках утомления

детей (обычно на 20-22 минуте) проводится
физкультминутка
Этапы и виды деятельности учениковСогласно санитарным нормам при первых признаках утомления детей (обычно на 20-22 минуте) проводится

Слайд 17Этапы и виды деятельности учеников
УЭ-4 после заполнения оценочных листов и промежуточной

рефлексии учащиеся получают новые задания:

Репродуктивный уровень: Прочитайте текст учебника и документ «Из письма Н.А. Астрова А.И. Деникину) стр. 132-133, ответьте на вопросы:
Соотнесите причины победы красных (А)и причины поражения белых (Б) в Гражданской войне:
1.Попытка реставрации помещичьего землевладения оттолкнула крестьян от Белого движения;
2. Лидеры Белого движения не смогли предложить народу привлекательной программы
3. население национальных окраин поддержало большевиков, поверив декларации «о правах наций на самоопределение» и другим обращениям к нерусским народам;

Этапы и виды деятельности учениковУЭ-4 после заполнения оценочных листов и промежуточной рефлексии учащиеся получают новые задания:Репродуктивный уровень:

Слайд 18Этапы и виды деятельности учеников

4. большевики сумели создать массовую дисциплинированную армию

на основе всеобщей воинской повинности, мобилизовать все ресурсы страны, превратив её в единый военный лагерь.

5. Проведение Белым движением национальной политики, ущемляющей права нерусского населения.

6. Тесная связь лидеров Белого движения с иностранными государствами.

7. Большевики воссоздали государственность, проведение жесткой политики «Военного коммунизма».

8. Моральное разложение Белой армии.
Этапы и виды деятельности учеников4. большевики сумели создать массовую дисциплинированную армию на основе всеобщей воинской повинности, мобилизовать

Слайд 19Этапы и виды деятельности учеников
Конструктивный уровень:
Проанализируйте отрывок из исторического источника

(В.В.Шульгин Отрывок из мемуаров 1920), объясните слова Н. Чайковского, лидера контрреволюции: «Трагедия белой борьбы была в том, что она не могла не быть, и в то же время она была обречена». 2. Исходя из данных источника, сделайте вывод о причинах поражения Белого движения и победы Красного движения
Этапы и виды деятельности учениковКонструктивный уровень: Проанализируйте отрывок из исторического источника (В.В.Шульгин Отрывок из мемуаров 1920), объясните

Слайд 20Этапы и виды деятельности учеников
Аналитический уровень: Изучите и проанализируйте отрывки из

документов (1.Шульгин В мемуары 1920г», Ленин о причинах победы красных) ответьте на вопросы: Писатель В. Шульгин в мемуарах «1920 год» пишет о «белом» движении: «Белые не презирают русский народ. Ведь, если его не любить, за что же умирать и так горько страдать?.. Они льют свою кровь за Россию. Белые – не интернационалисты.
Они – русские. Они русские, которые взялись за винтовку только для того, чтобы власть… дала возможность всем мирно трудиться, прекратив ненависть. Это не люди, это почти святые, и почти святые и начали это белое дело. Но что из этого вышло? Боже мой!» Шульгин называет 1920 год годом крушения «белого дела». В чем вы видите причины провала этого движения? Согласны ли вы с его оценкой Шульгиным? В чем, по мнению Ленина, причина победы красных? Согласны ли вы с его точкой зрения?
Этапы и виды деятельности учениковАналитический уровень: Изучите и проанализируйте отрывки из документов (1.Шульгин В мемуары 1920г», Ленин

Слайд 21Этапы и виды деятельности учеников
УЭ-5 после заполнения оценочных листов и промежуточной

рефлексии учащиеся получают задания на закрепление полученных знаний:
Репродуктивный уровень:
Используя знания, полученные на уроке, ответьте на вопрос: Оценивая обстановку начала 1921 г., В.И. Ленин писал: «Мы натолкнулись на большой внутренний политический кризис» Н.И. Бухарин высказывался еще более откровенно: «Республика висит на волоске». Как мы называем события данного периода? Чем ситуация была опасна для советской власти? Чем закончилась?
Этапы и виды деятельности учениковУЭ-5 после заполнения оценочных листов и промежуточной рефлексии учащиеся получают задания на закрепление

Слайд 22Этапы и виды деятельности учеников
Конструктивный уровень:
И «красных» и «Белых» и


«Зеленых» отличают
Социальная
нетерпимость, взаимная ненависть. В чем
источник этой нетерпимости?
Исчерпывается ли спектр
социально-политических сил
гражданской войны этим
противостоянием?

Поэт М. Волошин в 1919 г. так рисует свое видение гражданской войны:

Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас – тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».

Этапы и виды деятельности учениковКонструктивный уровень: И «красных» и «Белых» и «Зеленых» отличают Социальнаянетерпимость, взаимная ненависть. В

Слайд 23Этапы и виды деятельности учеников
Аналитический уровень:
Опираясь на известные вам факты

революций в других странах, например Великой французской буржуазной революции, подумайте: неизбежен ли террор со стороны пришедших к власти сил? Объективная ли это закономерность всякой революции? Определите суть террора. Каковы причины «белого», «красного», «зеленого» террора в годы гражданской войны? Почему так резко девальвируется стоимость человеческой жизни? Обратите внимание на строки М. Волошина:


«Брали на мушку», «ставили к стенке»
«списывали в расход».
Так изменялись из года в год
Быта и речи оттенки
«хлопнуть», «угробить»,
«отправить на шлёпку»,
«к Духонину в штаб», «разменять»,
проще и хлеще нельзя передать
нашу кровавую трепку.

Этапы и виды деятельности учениковАналитический уровень: Опираясь на известные вам факты революций в других странах, например Великой

Слайд 24Этапы и виды деятельности учеников
Учитель: И так, ребята, вы успешно поработали,

изучили и проанализировали документы, ответили на вопросы документов. Ответьте на вопросы:
1. В чем причины Малой Гражданской войны.
2. В чем ее отличия от военных действий между красными и белыми?
3. Почему тема сегодняшнего урока «Три цвета Гражданской войны»?
4. Каковы последствия этих событий для России?

Ученики:
1. Малая Гражданская война – это выступления крестьян против большевиков. Крестьяне устали воевать, а красные начали проводить мобилизацию. Кроме этого – русский крестьянин, это человек, которому нужна земля, свобода торговли, «воля». А большевики в связи с тяжелым экономическим положением ввели продразверстку, землю национализировали, поэтому крестьяне стали в массовом порядке выступать против большевиков.

Этапы и виды деятельности учениковУчитель: И так, ребята, вы успешно поработали, изучили и проанализировали документы, ответили на

Слайд 25Этапы и виды деятельности учеников
2. Отличия Малой Гражданской войны от военных

действий между белыми и красными состоит в том,
А) что крестьяне выступали часто стихийно, были плохо вооружены.
Б) цели крестьян были не такими как у белых. Крестьяне требовали «Советов без большевиков», земли, созвания Учредительного собрания. Среди матросов в Кронштадте было много бывших крестьян, представителей эсеров, поэтому у восставших в Кронштадте были похожие требования.
3. Тема нашего урока звучит так потому, что в эти годы появилась третья сила, у которой были свои требования, в отличие от красных и белых.
4. Последствия Малой Гражданской войны для России были тяжелыми:
А). красные начали террор против восставших крестьян, гибли целые семьи.
Б) красным приходилось воевать на два фронта.
В) положительные последствия – красным пришлось пойти на уступки.
Этапы и виды деятельности учеников2. Отличия Малой Гражданской войны от военных действий между белыми и красными состоит

Слайд 26



Учитель: Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Оценки получат все по

своим оценочным листам, кроме того, вы сами оценили друг друга. Выступающие также получат дополнительные оценки.
Домашнее задание: параграф № 17, задания после параграфа любое из двух, по желанию, письменно. Трем ученикам дано опережающее задание (найти и систематизировать материал о с. Красное, Арзамасе, Нижегородском крае в годы Гражданской войны).
Учитель: Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Оценки получат все по своим оценочным листам, кроме того, вы

Слайд 27Список литературы
1. Какурин Н.Е. Военная история Гражданской войны в России, Н.Е.Какурин,

Н.Ковтун, В.Г.Сухов, - М, 2004г
2. Концепция гражданского образования в Нижегородской области на
2009-2013 гг. Н.Н.,НИРО, 2010 . 3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект)// Вестник образования, 2009, №17
4. Рабочие программы по истории России «Предметная линия учебников А.А. Данилина, Л.Г.Косулиной», Москва, «Просвещение», 2011г
5. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии, М.
6. Федюк В.П. Керенский, В.П.Федюк - М.2009г
7. С.В.Федоров. Крестьянство Тамбовской губернии в годы гражданской войны. (1918-1921 гг.)
8. Ю.Г.Фельтишинский, Г.И. Чернявский. По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков. М., 2004
Список литературы1. Какурин Н.Е. Военная история Гражданской войны в России, Н.Е.Какурин, Н.Ковтун, В.Г.Сухов, - М, 2004г2. Концепция

Слайд 28Список литературы


Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9

классы, М.,Просвещение,2010
Интернет-ресурсы
httphttp://http://rkkahttp://rkka.http://rkka.ruhttp://rkka.ru/ - Рабочее-крестьянская Красная армия: интернет-проект
http://http://wwwhttp://www.http://www.rusrevolutionhttp://www.rusrevolution.http://www.rusrevolution.infohttp://www.rusrevolution.info/ - революция и гражданская война: интернет-проект
http://www.http://www.whiteforcehttp://www.whiteforce.http://www.whiteforce.newmailhttp://www.whiteforce.newmail.http://www.whiteforce.newmail.ruhttp://www.whiteforce.newmail.ru/ - Белая гвардия: интернет-проект
Список литературыСтандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы, М.,Просвещение,2010Интернет-ресурсыhttphttp://http://rkkahttp://rkka.http://rkka.ruhttp://rkka.ru/ - Рабочее-крестьянская Красная армия:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть