Слайд 1Начало истории готического стиля документально зафиксировано в провинции Иль-де- Франс, маленьком
«островке» на севере Франции с центром в г. Париже.
Готика – Библия запечатленная в камне
Слайд 2Согласно одной из легенд, термин «готика» в отношении «варварской» готической архитектуры
впервые употребил Рафаэль, когда докладывал папе римскому Льву Х о ходе строительства собора Святого Петра. Великий художник не подозревал, что дал название величайшему из стилей.
Слайд 3Собор был наполнен скульптурой снаружи и внутри. В одном соборе могло
быть около двух тысяч различных скульптурных изображений. В камне даже выкладывались «несуществующие» конструктивные элементы, декоративные нервюры, создававшие на сводах сложный, прихотливый узор, их пересечения превращались в крестоцветы, распускались наподобие фантастических каменных цветов.
Слайд 4Если символ романской архитектуры – замок и меч, то готика –
это собор и крест. В ХІІ веке от реальной опасности европейца защищают крепкие городские стены, от опасности Страшного Суда – священник.
Слайд 5Главное отличие готического собора - устойчивая каркасная система, в которой конструктивную
роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, определяющие во многом внутренний и внешний облик собора.
Слайд 6Совершенство форм храма Божьего на земле должно было символизировать небесную гармонию.
Работая на эту идею, готика изобрела конструкцию, преодолевшую весомую грубость камня. Камень как материал был доведен до предела нематериальности. Тяжелый и твердый, он превращался в изысканное кружево резьбы.
Слайд 7Готика – звездный час витражей. Средневековым сознанием свет воспринимался как олицетворение
божества, а следовательно, сверкающие картины из цветного стекла казались ошеломляющими и неудержимо притягательными иллюстрациями Слова Божьего. Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла.
Слайд 8Художественный секрет готической архитектуры состоит в том, что ее архитектоника («зрительная
конструкция») не совпадает с действительной. Если последняя действует на сжатие, то зрительный образ выражает идею Вознесения, устремленности души к небу, слиянию с Богом. Именно это несоответствие постепенно усиливалось в развитии готического стиля. Парадоксальной особенностью готического стиля, совершенные формы которого демонстрируют иррационализм, дематериализацию и наивысшую, мистическую экспрессию, является то, что поводом его возникновения послужили технические достижения - рациональное совершенствование строительной конструкции.
Слайд 9Впервые словосочетание «окно-роза» появилось в XVII веке и имело отношение к
готическому круглому окну, часто встречающемуся на фасадах готических и романских храмов. Такое название этот архитектурный прием получил благодаря схожести «многолепесткового» и симметричного витража с английской розой, под которой, особенно в то время, подразумевался цветок шиповника.
Слайд 10Готика - венец средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия,
взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла... Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства Западной Европы.
Слайд 11Основным стимулом формирования искусства Готики стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций
античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-келътских художественных ремесел.
Готика является объектом стилизации и пародирования. Новейшие американские небоскребы, как когда-то в 1930-х гг. снова включают декоративные «готические» формы. Все удлиненное, заостренное, тянущееся вверх неизбежно ассоциируется у нас с Готикой, настолько сильным оказался образ, созданный более шести веков назад.