Слайд 1Культура Западной Европы в XI-XV вв.
Слайд 2Архитектура
С XI века в Западной Европе началось большое строительство. Богатая церковь
расширяла число и величину храмов, перестраивала старые сооружения.
Строители раннего Средневековья многое восприняли от строгой архитектуры древних римлян, и поэтому сооружения вплоть до XI— XII веков называют романскими (от «Рома» — Рим). Романский храм — массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором.
Слайд 3 В основу романского храма положена базилика- так называли римляне
большие общественные здания: это длинные помещения, разделенные колоннами на три иногда пять продольных частей- нефов. Основным строительным материалом романского зодчества был камень.
Слайд 4 Сохранившиеся храмы-это массивные каменные здания, с узкими и небольшими
окнами в толстых продолговатых стенах с приземистыми колоннами внутри. Вход оформлен порталом (от лат. "порта" - дверь), находящемся с западной стороны. Типично романским архитектурным сооружением характерны выделяющиеся правильные геометрические формы, острые и заметные углы, скромное внешнее оформление,
б
Слайд 6
В украшении романского храма преобладали настенные изображения- мозаика, фреска.
Слайд 7Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке
она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии.
Слайд 8В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами
и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Слайд 9 Самым значительным сооружением готической архитектуры был собор- символ богатства и
могущества города, высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи.
Многие из готических храмов могли вместить все городское . Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. Готический храм украшали скульптуры, рельефы, витражи.
Слайд 10Нижний ярус фасада Рейнского собора заполнен тремя глубокими порталами. Второй ярус
прорезан огромным круглым окном –
« розой» через которую в собор вливался основной поток света. По сторонам розы- два высоких узких парных окна. Весь второй ярус завершается «галереей королей» ( статуи библейских царей, считавшихся предками Христа по матери Марии). Вверху собор венчают две устремленные ввысь легкие башни- колокольни. Горизонтальные линии фасада везде нарушены вертикальными выступами, что усиливает общее впечатление устремленности здания вверх
Слайд 12Витражи- украшение соборов
В готических соборах, где почти не
оставалось места для настенной живописи преобладали витражи. Изображения в окнах набирали из небольших кусочков ярко раскрашенного стекла; их свинцовые ободки служили контуром рисунка. Вставленные в каменные переплеты окон они покрывали большие площади .Свет, проходивший через стекло, создавал в соборах атмосферу таинственности.
Слайд 13Скульптура
В Средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Храмы украшали снаружи
и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей. Например, в соборе в Шартре (Франция) было до 9 тысяч статуй, не считая рельефы.
Слайд 14Химер давно считаются безмолвными стражами собора. Считалось, что по ночам химеры
оживают и обходят свои владения, бережно охраняя покой здания. На самом деле по замыслу создателей собора химеры олицетворяют человеческий характер и многообразие настроений: от меланхолии до злобы, от улыбки до слез. Химеры настолько «очеловечены», что стали казаться живыми существами. И существует предание, что если смотреть на них в полумраке очень долго, то они «оживают». А если сфотографироваться рядом с химерой, то на фотографии человек кажется каменным изваянием. Но это всего лишь легенды. Кстати, химеры не всегда «украшали» собор, они появились на Нотр-Даме только во время реставрации, т.е. в средние века их не было в храме.
Слайд 15 Гаргульи Нотр-Дама обосновались здесь уже в средние века.
Да, гаргульи и химеры это не одно и тоже. Гаргульи уступают популярностью своим «младшим сестрам».
Если химеры являются декоративным элементом собора, то гаргульи имели совершенно другое предназначение.
С французского языка gargouille переводится, как желоб или водосточная труба. Таким образом, чудовища не что иное, как водосточные трубы, отводящие потоки дождевой воды от крыши и стен собора.
Слайд 16Рыцарская поэзия
В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская
поэзия. Поэты-певцы назывались трубадурами . Среди поэтов встречались короли и знатные феодалы, но было много рыцарей, реже — горожане. В отличие от жонглеров трубадуры были людьми образованными . В эти же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести
Слайд 17 Особенно широко в романах отразились легенды о короле
Артуре и рыцарях Круглого стола. Двор Артура представал как место, где процветали лучшие рыцарские качества. Романы переносили читателя в фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, великаны, волшебники, притесняемые красавицы, ждущие помощи от смелых рыцарей. Популярная тогда легенда о беззаветной любви и горестной судьбе Тристана и Изольды — один из самых поэтических сюжетов в мировой литературе.
Слайд 18 Самым великим поэтом Средневековья был Данте Алигери (1265—
1321) родился во Флоренции в старинной дворянской семье. Он учился в городской школе, а затем всю жизнь изучал философию, астрономию, античную литературу. В 18 лет он пережил любовь к юной Беатриче, впоследствии вышедшей замуж за другого и рано умершей. О своих переживаниях Данте с небывалой для тех времен откровенностью рассказал в маленькой книжке «Новая жизнь»; она прославила его имя в литературе. Самое известное произведение Данте
« Божественная комедия»
.
Слайд 19 С городской литературой связаны стихи вагантов .
Вагантами называли школяров и студентов, которые в XII—XIII веках кочевали по городам и университетам Европы в поисках новых преподавателей.. Ваганты сочиняли стихи на латинском языке. Они прославляли любовь и вино, высмеивали лицемерие, жадность и обман, особенно в среде священников и на папском троне. Наиболее прославился своими стихами французский вагант Франсуа Вийон (XIV век); музыку к его произведениям сочиняют и современные композиторы.
Слайд 20Средневековые книги
Материалом для создания средневековых книг служил пергамент
(или пергамен) . Пергамент появился примерно во II в. до н. э. в городе Пергаме. Крышки переплета делались из дерева, обтягивались кожей, а особо ценные книги украшались окладом из золота, серебра, драгоценных камней или слоновой кости. Писали на пергаменте специальными заостренными палочками. Чернила изготовлялись из дубовых чернильных “орешков” и камеди (густой смолы) . Чернила были черного и красного цвета. Использовалось также золото и серебро
Слайд 21 Красным цветом обычно писались заглавные буквы новой главы —
отсюда происходит выражение “писать с красной строки”. Особо важные фрагменты текста открывались богато орнаментированными заглавными буквами — инициалами, которые могли занимать собой целую страницу.
Слайд 22Книжная миниатюра.
Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Во множестве
ярких рисунков отражалась вся жизнь людей: как люди разного происхождения и достатка одевались и причесывались, обставляли жилища, работали и проводили досуг, во что верили и чего боялись.
Слайд 23Самый прославленный образец миниатюры — «Календарь герцога Беррийского». Он был выполнен
в начале XV века тремя братьями Лимбург, уроженцами Нидерландов, работавшими во Франции. Миниатюры календаря отразили новое отношение к природе: у людей возникало желание любоваться ее красотой. В сценах, посвященных 12 месяцам, удивительно живо, ярко, точно запечатлены виды крестьянского труда и развлечения знати на фоне стен Парижа и окрестных замков.
Слайд 26 Создавались книги в специальных мастерских преимущественно в монастырях.
Но
созданием книги занимался не один мастер, а несколько различных специалистов
Прежде всего писарь-каллиграф переписывал текст специальным книжным шрифтом (в отличие от повседневного, скорописного) , далее за работу принимался рубрикатор — этот мастер специализировался исключительно на инициалах. Если книга иллюминировалась, то этим уже занимался следующий мастер — миниатюрист. Переплет и оклад создавался в других мастерских. С подобным разделением труда процесс создания книги значительно ускорялся, но тем не менее для создания книги требовалось очень много времени (учитывая, что работали в основном в светлое время суток) .
Слайд 27 В 1450 году немец Иоганн Гуттенберг изобрел наборные литеры.
Он стал отливать в металле каждую букву по отдельности. Когда Гуттенберг получил достаточно букв, он мог составить из них сколько угодно слов. Можно было использовать одни и те же металлические буквы - литеры - в разных сочетаниях. И, что самое важное, напечатать десять, сто и более экземпляров одной и той же книги гораздо быстрее, чем если бы ее переписывали от руки.
Слайд 28 Гениальное изобретение Гуттенберга состояло в том, что он изготовлял
из металла «подвижные» выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирал из них строки и с помощью специального пресса оттискивал на бумаге.
Одной из первых он напечатал латинскую грамматику.