Слайд 1Если мы не можем изменить
обстоятельства, то изменим свое отношение к ним,
изменим себя, поработаем над собой
Слайд 2
ТЕМА:«Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации
ФГОС ООО»
Слайд 3Современный урок
Этапы
Технологии обучения: приемы, методы, формы работы
Современные образовательные результаты
Слайд 4
Метод обучения в сотрудничестве
«Если хочешь чему-нибудь научиться сам, возьми себе ученика»
Слайд 5Целями организации обучения в сотрудничестве являются:
Оказание эмоциональной и содержательной поддержки каждому
ученику, обеспечение возможности активно включиться в общую работу класса робким и слабо подготовленным детям, коррекция учебной тревожности и лидерских качеств.
Обеспечение каждому ребенку возможности утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.
Формирование опыта выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: целеполагания и планирования, контроля ,оценки, коррекции.
Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь учеников в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке ''обучение'' и ''воспитание'', построение человеческих и деловых отношений между учениками.
Слайд 6Общие принципы групповой работы
Внедрение групповых форм работы на уроке должно быть
системным, т.е. групповые формы должны применяться не от случая к случаю, а периодически, причём именно тогда, когда они могут дать максимальный эффект.
Необходимо учитывать уровень образовательных возможностей членов группы, особенности ее состава.
Задания для групп должны быть рассчитаны на совместный поиск решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.
Между участниками группы необходимо распределить роли с помощью учителя или самостоятельно.
Необходимо создать условия для возникновения коммуникации в группе и между группами.
Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.
Слайд 7Учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе
Как этого добиться?
Зависимость
обучающихся от единой цели, единой задачи, которую они могут достичь только совместными усилиями.
Зависимость от источников информации, когда каждый член группы владеет только частью общей информации, необходимой для решения поставленной общей задачи.
Зависимость от единого для всех учебного материала (упражнение, серия задач, один текст, один эксперимент или лабораторная работа).
Зависимость от одного на всех комплекта оборудования, необходимого для выполнения общего задания (напр. одни ножницы, один лист бумаги, одни краски).
Зависимость от единого для всей группы поощрения, общая оценка работы группы, которая складывается из оценки формы общения учеников в группе наряду с академическими результатами работы.
Слайд 8Как добиться индивидуальной ответственности за общий результат?
выделение одного из учащихся
группы, который должен рассказать об общем замысле решения задания;
распределение учебного материала и видов деятельности между учениками по типу «пила»;
оценка, которую получает группа, является как бы исходной; ее можно улучшить, если каждый ученик группы сможет что-то добавить к сказанному, сделанному, каждый ученик может быть оценен дополнительно, за особо активное участие в работе;
выбор учителем по одному ученику из каждой группы для выполнения проверочной работы, теста; отметка идет в зачет всей группе.
Слайд 9Как формировать группы?
По желанию.
Случайным образом: жребий, объединение с помощью «фантов»,
цветов.
По определенному признаку. По первой букве имени, по временам года рождения, по цвету глаз.
Подбор группы под лидера.
В зависимости от дидактических целей по выбору педагога.
Слайд 10Как распределить роли?
На начальных этапах роли распределяет учитель, постепенно переходя к
самостоятельному распределению ролей
Капитан - отвечает за работу группы в целом.
Докладчик - выступает по итогам работы перед классом.
Критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения.
Секретарь - записывает высказанные идеи.
Контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.
Или:
Писарь – записывает решение;
Спикер – защита решения, ответ от имени группы;
Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.
Слайд 11Инструктаж
Четко сообщайте перед началом работы в группах цели и задачи,
причем не только познавательные, но и социальные.
Необходимо четко оговорить роли участников группы, условия оценивания, время на выполнение задания. Для того чтобы обучающиеся понимали, какие социально-психологические факторы общения будут отслеживаться преподавателем ,можно их четко прописать на доске. Например, я буду наблюдать за тем:
Как вы слушаете друг друга.
Помогаете друг другу.
Вместе решаете возникшую проблему.
Слайд 12Принципы выбора заданий для групповой работы.
Задания должны быть такими, чтобы дружная
и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один. Целесообразно использовать:
задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
Содержание работы должно быть интересно детям.
Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
Слайд 13Обучение в сотрудничестве позволяет:
повысить учебную активность учеников;
более качественно усваивать учебный материал,
т.к. усвоение организованно через активную деятельность каждого;
почувствовать слабым ученикам уверенность в собственных силах;
отличникам, помогающим своим товарищам, лучше понять новый материал;
почувствовать ответственность за собственную учебную деятельность и деятельность своих товарищей;
учиться самостоятельно решать, пусть небольшие, но все же проблемы, доказательно аргументировать свои решения.
сплотить классный коллектив, формировать такие качества личности, как умение договариваться, аргументировать свою позицию, приходить на помощь другому
Слайд 14Какой он,
современный урок?
Это мотивация, интерес, познание, взаимодействие, открытие, деятельность,
противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание,, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность