Презентация, доклад по истории Слово о полку Игореве

Содержание

Ходит горе по всей Руси,По всей Руси стоит зарево.Стоит зарево-пожарище. «Слово о полку Игореве»

Слайд 1(История открытия и изучения памятника. Историко-культурный контекст времени создания произведения.)
«Слово

о полку Игореве»
(История открытия и изучения памятника. Историко-культурный контекст времени создания произведения.) «Слово о полку Игореве»

Слайд 3Ходит горе по всей Руси,
По всей Руси стоит зарево.
Стоит зарево-пожарище.



«Слово о полку Игореве»

Ходит горе по всей Руси,По всей Руси стоит зарево.Стоит зарево-пожарище.

Слайд 4«Слово о полку Игореве» — известнейший памятник древней русской литературы —

описывает неудачный поход на половцев Новгород северского князя Игоря Святославича в союзе с Всеволодом, Владимиром и Святославом Ольговичем (1185 г.).
По времени написания «Слово» относят к 1187-1188 го­ду.

«Слово о полку Игореве» — известнейший памятник древней русской литературы — описывает неудачный поход на половцев Новгород

Слайд 5Художественное произведение, хотя и близко к летописи;
Тема: неудачный поход на половцев

северского князя Игоря в конце апреля – начале мая 1185 года;
Время написания: вскоре после похода;
Другие источники, повествующие об этом походе: Лаврентьевская летопись, Ипатьевская летопись.

«Слово о полку Игореве»

Художественное произведение, хотя и близко к летописи;Тема: неудачный поход на половцев северского князя Игоря в конце апреля

Слайд 7Историческая основа «Слова…»
В 1185 году Новгород-Северский князь Игорь Святославович, не предупредив

Киевского князя Святослава и других князей, отправляется в поход на половцев в половецкие степи.
Историческая основа «Слова…»В 1185 году Новгород-Северский князь Игорь Святославович, не предупредив Киевского князя Святослава и других князей,

Слайд 8 Половцы
О половцах русские летописи впервые упоминают в 1054 г.
Европейские

хронисты называют их куманами, восточные — кипчаками.
Русские же именуют их половцами, от слова «полова» - солома, так как волосы у кочевников были соломенного цвета.
Половцы О половцах русские летописи впервые упоминают в 1054 г. Европейские хронисты называют их куманами, восточные

Слайд 9В XII веке половецкая земля получила название Дешт -и- Кыпчак.
Она

простиралась от правого берега Днепра до заволжских степей, охватывала Северный Кавказ.
Из летописных источников известно, что и на Северском
Донце было несколько половецких городов – Шарукань, Сугров и Балин.
В XII веке половецкая земля получила название Дешт -и- Кыпчак. Она простиралась от правого берега Днепра до

Слайд 10
Поскольку почитание предков занимало центральное место в их обрядах, у половцев

издавна сложился обычай устанавливать на курганах и высоких местах каменные изображения умерших – каменные изображения умерших предков – бабы.
Название скульптур произошло от тюркских слов «балбал» или«бабай», что означало сильный, уважаемый.
Поскольку почитание предков занимало центральное место в их обрядах, у половцев издавна сложился обычай устанавливать на

Слайд 11Крупными центрами половцев в нашем крае были укрепленные городища
на Северском Донце

у сел Богородичное, Сидорово и Маяки в Славянском
районе, открытые в 20-е годы Н. В. Сибилевым.
Крупными центрами половцев в нашем крае были укрепленные городищана Северском Донце у сел Богородичное, Сидорово и Маяки

Слайд 12 Походы против половцев
Летописи упоминают около 40 удачных и неудачных набегов

(нападений) степняков, первый из которых в 1068 г. отмечен в самой ранней, дошедшей до
нас летописи - «Повести временных лет»: «Ко святой Руси Шарк-великан
(Шарукан) широку дорожку прокладывает, жгучим огнем уравнивает, людом
христианским речки-озера запруживает…»
Походы против половцевЛетописи упоминают около 40 удачных и неудачных набегов (нападений) степняков, первый из которых в

Слайд 13
Борьба против кочевников особенно активизировалась в период княжения великого князя Владимира

Мономаха (1113-1125).
В начале XII века князь несколько раз ходил на половцев в 1103, 1109, 1111 и 1116 году и наносил им большой урон.
Наиболее удачным был поход, датированный 1111 годом.
Борьба против кочевников особенно активизировалась в период княжения великого князя Владимира Мономаха (1113-1125). В начале XII

Слайд 14Донецкий край в знаменитом памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»
В наших

местах (в районе современного Славянска) произошло столкновение русских князей и половцев, дошедшее до сегодняшнего дня в описании знаменитого памятника древнеславянской письменности - «Слово о полку Игореве».
Донецкий край в знаменитом памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»В наших местах (в районе современного Славянска)

Слайд 1510 мая 1185 года русские полки переправились через Северский Донец и

направились в сторону современного Славянска, где встретились с первым половецким отрядом и успешно разбили его. Русскими дружинами была захвачена богатая добыча: золото, дорогое оружие, «аксамиты», «узорочье половецкое», «красные девы половецкие»

Ночью праздновали победу, а наутро обнаружили, что окружены вражескими полками - в степь вернулся хан Кончак с огромным войском. Воины князя Игоря,отбиваясь от врага, непрерывно продвигались к Северскому Донцу и
12 мая 1185года на реке Каяле вступили в неравный бой.
Мужественно бились они с кочевниками; три дня продолжалась кровавая схватка. Почти всё русское войско было уничтожено. Тяжелораненого Игоря с сыном половцы взяли в плен, надеясь получить большой выкуп.

10 мая 1185 года русские полки переправились через Северский Донец и направились в сторону современного Славянска, где

Слайд 16В 1186 году князь Игорь бежал из половецкого плена. Ему помог

половец Лавор, который достал лошадей, лодку и бежал вместе с князем. Одиннадцать дней Игорь и его помощник пробирались по речным камышам и благополучно пришли на русскую землю.
В 1186 году князь Игорь бежал из половецкого плена. Ему помог половец Лавор, который достал лошадей, лодку

Слайд 17Граф Алексей Михайлович Мусин-Пушкин,
член Российской академии наук, позже ставший президентом

академии художеств
Граф Алексей Михайлович Мусин-Пушкин, член Российской академии наук, позже ставший президентом академии художеств

Слайд 19«Слово о полку Игореве» имеет предположительно южнорусское происхождение, возможно даже киевское.

Подобные предположения вытекают из заключения «Слова», из восторженного отношения автора к великому князю киевскому Святославу, из любви к Киеву, к его горам.
«Слово о полку Игореве» имеет предположительно южнорусское происхождение, возможно даже киевское. Подобные предположения вытекают из заключения «Слова»,

Слайд 20В 1185г., не предупредив никого, отправился в половецкую степь князь Новгород-Северский

Игорь Святославович, вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля.

1 мая в пути их застало солнечное затмение. Но, несмотря на грозное знамение, Игорь не повернул назад свое войско.

В 1185г., не предупредив никого, отправился в половецкую степь князь Новгород-Северский Игорь Святославович, вместе со своим сыном,

Слайд 21Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы узнаем об этом из

двух древних летописей - Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеенным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем.
В «Летописной повести», которая читается в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и искренним раскаянием в том, что причинил много страданий русской земле.
Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы узнаем об этом из двух древних летописей - Лаврентьевской и

Слайд 22Сравнение текста Ипатьевской летописи и «Слова о полку Игореве»

Сравнение текста Ипатьевской летописи и «Слова о полку Игореве»

Слайд 23Авторство «Слова о полку Игореве…»
На протяжении всех двух веков со времени

публикации «Слова» выдвигаются гипотезы разной степени доказательности о том, кто (конкретное лицо или круг лиц) мог бы быть его автором Одни исследователи считали, что тон обращений автора к князьям указывают на то, что он сам был князем или членом княжеской фамилии (в частности, назывались имена самого Игоря, Ярославны, Владимира Игоревича и ряда других князей, включая крайне малоизвестных); другие, напротив, утверждали, что князь не мог называть князя «господином».
Авторство «Слова о полку Игореве…»На протяжении всех двух веков со времени публикации «Слова» выдвигаются гипотезы разной степени

Слайд 25 «Игорь Святославович – сын своей эпохи. Это «средний» князь

своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины».
Д.С.Лихачев
«Игорь Святославович – сын своей эпохи. Это «средний» князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной

Слайд 26 Автор любуется, как самоотверженно, забывая обо всем- о ранах,

об отчем золотом столе, о прекрасной жене, бьется Всеволод. Сила его гиперболизирована, он похож на богатыря из русской былины: куда поскачет Всеволод, «своим золотым шлемом посвечивая, - там лежа поганые головы половецкие».
Автор любуется, как самоотверженно, забывая обо всем- о ранах, об отчем золотом столе, о прекрасной

Слайд 27Святослав – государственный деятель, пытающийся объединить военные силы, сохранить и умножить

мощь русского государства.

Святослав – государственный деятель, пытающийся объединить военные силы, сохранить и умножить мощь русского государства.

Слайд 28 Ярославна – женщина, жена воина, ушедшего в поход и

не подающего о себе вестей. Ее страдания, ее тоска понятны людям любой эпохи.

Ярославна – женщина, жена воина, ушедшего в поход и не подающего о себе вестей. Ее

Слайд 29Храбрая дружина сражается с половцами до последнего человека. Лишь тогда прекратился

бой, когда «кровавого вина не доста». Автор укоряет Игоря за то, что он «погубил богатство» и оставил «русское золото» (то есть дружину) на дне Каялы, реки половецкой
Храбрая дружина сражается с половцами до последнего человека. Лишь тогда прекратился бой, когда «кровавого вина не доста».

Слайд 30Автор превращает природу в живое, мыслящее существо, которое страдает или радуется

вместе с героями, осуждает или одобряет их поступки. Картины природы проникнуты любовью автора к родине.

Автор превращает природу в живое, мыслящее существо, которое страдает или радуется вместе с героями, осуждает или одобряет

Слайд 31Идея необходимости объединения удельных княжеств вокруг Киева перед угрозой нашествия степняков

на «землю Русскую». Этой идее подчинено не только «Золотое слово» Святослава, но и исторические отступления автора, из которых ясно видно: были едины – одерживали победы; вступили в распри – принесли лишь горе и страдание Русской земле.
Идея необходимости объединения удельных княжеств вокруг Киева перед угрозой нашествия степняков на «землю Русскую». Этой идее подчинено

Слайд 32Существует несколько сотен переводов «Слова о полку Игореве» на различные языки

(многие представлены на сайте «Параллельный корпус переводов „Слова о полку Игореве“»).
В русской культуре сложилась особая традиция перевода «Слова». В числе переводчиков «Слова» на современный русский язык ряд крупных русских поэтов  — В. А. Жуковский, А. Н. Майков, К. Д. Бальмонт, Н. А. Заболоцкий, Е. А. Евтушенко. В. В. Набоков перевёл «Слово» на английский язык.
Крупные деятели национальных литератур есть также и среди переводчиков «Слова» на другие языки: на украинский — Иван Франко, на белорусский — Янка Купала, на польский — Юлиан Тувим, на французский — Филипп Супо, на монгольский — Цэндийн Дамдинсурэн, на немецкий — Райнер Мария Рильке, на иврит — Арье Став и др.
Известные переводы «Слова» на русский язык принадлежат таким крупным филологам-исследователям памятника, как Р. О. Якобсон, Д. С. Лихачёв, О. В. Творогов.

Существует несколько сотен переводов «Слова о полку Игореве» на различные языки (многие представлены на сайте «Параллельный корпус

Слайд 33Образы поэмы нашли зримое воплощение в картинах и иллюстрациях русских художников:

В.Васнецова, В.Серова, Н.Рериха, В.Фаворского.

Слово в русской живописи

Н.Рерих Поход князя Игоря»

В.М.Васнецов «После побоища
князя Игоря с половцами»

Образы поэмы нашли зримое воплощение в картинах и иллюстрациях русских художников: В.Васнецова, В.Серова, Н.Рериха, В.Фаворского.Слово в русской

Слайд 35Опера «Князь Игорь» — образец национального героического эпоса в музыке.

Опера «Князь Игорь» — образец национального героического эпоса в музыке.

Слайд 36Композиция «Слова о полку Игореве»: Зачин – воспоминание о Бояне. Завязка –

Игорь выступает в поход. Развитие действия – бои с половцами. Кульминация – «Золотое слово» Святослава. Развязка – плач Ярославны. Заключение – величие князей.
Композиция  «Слова о полку Игореве»: Зачин – воспоминание о Бояне.  Завязка – Игорь выступает в

Слайд 37Словарь исторических и мифологических имён

Боян – древнерусский княжеский певец.
Велес (Волос)

– славянский языческий бог, покровитель домашних животных и поэзии.
Всеволод Святославич – князь Курский и Трубчевский, родной брат Игоря Святославича. Умер в 1196 году.
Гзак,Кобяк, Кончак, Шарукан – половецкие ханы.
Даждь-Бог – языческий бог солнца у восточных славян.
Жля, карна – поэтическое олицетворение скорби и печали.
Игорь Святославич – внук Олега Святославича, сын Святослава Ольговича Черниговского, с 1179 г. князь Новгород-Северский, с 1198 г. князь Черниговский. Умер в 1202 г.
Овлур – половец, бежавший на Русь с Игорем.
Святослав Всеволодович – двоюродный брат Игоря и Всеволода. Великий князь Киевский.
Ярославна – Ефросиния Ярославна, дочь Ярослава Владимировича Галицкого, вторая жена Игоря Святославича.

Словарь исторических и мифологических имёнБоян – древнерусский княжеский певец. Велес (Волос) – славянский языческий бог, покровитель домашних

Слайд 38Географический и этнографический указатель

Авары (овары) – племена, появившиеся в Северном Причерноморье

в V в.
Готы – племена, поселения которых находились в Крыму и частично около Тмутороканя.
Деремела – литовские племена.
Могуты – народы тюркского происхождения.
Новгород-Северский – город на реке Десне, входил в состав Черниговского княжества. Северским назывался потому, что располагался на месте поселения славянского племени северян.
Полоцк – город на Западной Двине.
Путивль – небольшой город в нижнем течении реки Сейм, входил в состав Новгород-Северского княжества.
Тмуторокань – город на Таманском полуострове. В конце XI в. Тмуторокань захватили половцы.
Угры – венгры, мадьяры.
Географический и этнографический указательАвары (овары) – племена, появившиеся в Северном Причерноморье в V в. Готы – племена,

Слайд 39Литература:
АКАДЕМИЯ ТРИНИТАРИЗМА – Магнитова В.Г. «Слово о полку Игореве» как выражение

русской идеи (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120046.htm);
А.Н. Ужанков «В свете затмения. Христианская основа «Слова о полку Игореве» (http://www.km.ru/education/ref_show.asp?id=451BBA1DBDCE4FAAB51A890A94AD75EF);
Александр Порфирьевич Бородин (http://classics.fatal.ru/composers/?uw=%C0&un=0000050, http://scit.boom.ru/music/music_Russian_XIX_veka6.htm);
Александр Солженицын. В круге первом, т.2 (http://orel.rsl.ru/nettext/russian/solzhenizin/v_kruge_pervom_tom2.htm);
Валерий Рыжов «Князь Игорь и Кончак» (http://www.hrono.ru/statii/2002/slovo_ryzhov.html);
Князь Игорь. Полная биография (http://school93.tgl.ru/%7Estud/kiev/_page/ig.htm);
Н.К. Гудзий «Слово о полку Игореве» и древнерусская литературная традиция» (http://www.philology.ru/literature2/gudziy-89.htm);
Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. – М., Наука, 1971
Лихачев Д.С. Великое наследие. Глава «Первые семьсот лет русской литературы» (http://ppf.asf.ru/drl/great2.html);




Литература:АКАДЕМИЯ ТРИНИТАРИЗМА – Магнитова В.Г. «Слово о полку Игореве» как выражение русской идеи (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120046.htm);А.Н. Ужанков «В свете

Слайд 40Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть