Слайд 1Рождение новой европейской науки
Разработали:
. учитель истории
Казаринова Ирина Витальевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 102»
г. Барнаула
Слайд 2Цели и задачи урока:
Вспомнить какие представления существовали у европейцев в
эпоху средневековья.
Познакомиться с наиболее важными достижениями науки того времени и выяснить, как они повлияли на изменение представлений о мире.
Сравнить представления о мире в эпоху Возрождения и в настоящее время.
Слайд 3Работа с понятием
Вид человеческой деятельности, имеющий своей целью
сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение сведений о природе и обществе, позволяющий правильно описывать природные или общественные процессы и прогнозировать их развитие. Те предположения, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов.
вся сложная система знаний, полученных в результате этой деятельности и составляющих научную картину мира.
Наука
Слайд 4Урок-конференция
Это урок, на котором представляются доклады, сообщения, отчеты об экспериментах; выступающие
делятся своими мыслями, взглядами, наблюдениями
Список
«выступающих»:
Н. Коперник
Д. Бруно
Г. Галилей
И. Ньютон
Слайд 5Средневековые представления о мире
____
Религия
_____ К
У
Л
Ь
Т
У
Р
а
А
L A T
Слайд 6
Средневековые представления о мире
Бог !
Слайд 7Продолжите предложения:
В начале нового времени усилился интерес людей к окружающему миру
потому, что…
Произошли ВГО, открыты новые материки
Усилились торговые связи между странами
На развитие новых представлений о мире и месте в нем человека повлияли…
Практическое подтверждение шарообразности Земли
Идеи писателей – гуманистов (Возрождение)
На распространение новых взглядов на мир повлияло изобретение…
книгопечатания
Слайд 8Христофор КОЛУМБ
Открытие Америки 1492 г.
Слайд 9Васко да ГАМА
Морской путь в Индию. 1498 г.
Слайд 10Фернан МАГЕЛЛАН
Кругосветное путешествие.
1519 – 1521 гг.
Слайд 11гуманисты
Франсуа РАБЛЕ
Леонардо да ВИНЧИ
Слайд 13Задание
Слушая, доклады, кратко заполните предлагаемую таблицу:
Слайд 14Николай Коперник
Родился в 1473 г. в польском городе Торунь. Рано лишился
родителей, воспитывался дядей.
Образование получил в Кракове, а затем в Италии. Изучал астрономию, право, медицину, философию.
Идеи о строении Вселенной изложил в книге «О вращении небесных тел». На создание своего учения потратил 30 лет упорного труда.
Слайд 15Гелиоцентрическая система мира
Солнце является неподвижным центром, вокруг которого по круговым
орбитам вращаются планеты, Земля - одна из этих планет.
Период обращения нашей планеты вокруг Солнца равен году, кроме того, она вращается вокруг собственной оси и совершает полный оборот за сутки.
Луна - это не одна из планет, а спутник Земли.
Меркурий - самая ближняя от Солнца планета, а Сатурн самая дальняя.
Скорости движения планет постоянны.
по Копернику
Слайд 16Джордано Бруно
Родился на Юге Италии в 1548 г.
Был католическим монахом,
а затем – священником. При возведении в сан и получил имя Джордано (с рождения - Филиппо).
Посвятил свою жизнь распространению и развитию учения Н.Коперника.
Считал себя гражданином мира, сыном Солнца и Земли, академиком без академии.
Слайд 17Высказал догадки:
Звёзды — это далёкие солнца, они окружены свитой планет и эти
миры непрерывно рождаются, развиваются и умирают.
Не только Земля, но и никакое другое тело не может быть общим центром мира, так как Вселенная бесконечна и «центров» в ней бесконечное число.
В пределах нашей Солнечной системы существуют и другие планеты.
Земля и Небо – не противоположности, одни и те же законы действуют во всех уголках Вселенной.
Другие миры могут быть обитаемы.
Слайд 18Галилео Галилей
Родился в итальянском городе Пиза в 1564 г.
Изучал медицину, математику.
Сделал много научных открытий.
В 1632 г. издал книгу «Диалог о двух главнейших системах мира».
Дважды привлекался к суду инквизиции, вынудившей его публично отречься от своих идей.
Последние годы жизни провел под домашним арестом и надзором инквизиции.
Слайд 19Установил существование множества звезд, невидимых невооруженным глазом и описал их в
«Звездном вестнике»
Для наблюдения за небом мог использовать техническое новшество – усовершенствованную зрительную трубу, изобретенную в Голландии примерно в 1600 г.
Слайд 20Наблюдая за небом через телескоп, выяснил, что:
Сатурн выглядит не как единое
небесное тело, а как три тела, почти касающихся друг друга, и высказал предположение, что это два крупных «компаньона» (спутника) Сатурна. Два года спустя повторил наблюдения и, к своему изумлению, не обнаружил спутников.
В 1659 году Гюйгенс, с помощью более мощного телескопа, выяснил, что «компаньоны» — это на самом деле тонкое плоское кольцо, опоясывающее планету и не касающееся её.
Вид Сатурна в современный телескоп (слева) и в телескоп времён Галилея (справа)
Слайд 21Наблюдая за небом через телескоп, выяснил, что:
На Солнце есть пятна
На Луне
есть «моря»
Слайд 22Наблюдая за небом через телескоп, выяснил, что:
У Юпитера есть
четыре крупных спутника — Ио, Европа, Ганимед и Каллисто.
Использовал свои открытия для подтверждения
гелиоцентрической системы Н. Коперника
Слайд 23Исаак Ньютон
Родился в Англии в 1643 г.
Был слабым мальчиком, над которым
издевались. Но упорной работой добился того, что занял первое место в классе.
Учился в Кембридже. Занимался математикой, механикой, астрономией и физикой.
Стал академиком, не достигнув 30 лет.
Был членом парламента.
С 1703 г. – президент Лондонского королевского общества.
В 1705 г. возведен в рыцарское достоинство.
Слайд 24Свои идеи изложил в трудах: «Оптика», «Математические начала натуральной философии», «Движение
тел по орбите» и других, а также написал
серьёзные работы, отстаивающие гипотезу сотворения мира Богом . Верил в то, что механическая Вселенная, являющаяся, по его выражению, "безостановочно работающими гигантскими часами", может быть лишь произведением Творца, обладающего Безграничным Знанием и Могуществом.
Слайд 25Открытия в оптике
Рисунок Исаака Ньютона, изображающий прохождение света, проникающего через маленькую
щель, сначала через линзу, а затем через две призмы, разлагающие свет на составляющие его цвета.
Построил первый зеркальный телескоп, детально исследовал дисперсию света, показал, что белый свет раскладывается на цвета радуги при прохождении через призму.
Когда однажды, в думу
погружен,
Увидел Ньютон
яблока паденье,
Он вывел Притяжения закон
Из этого простого наблюденья.
Слайд 27Закон
ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ
Закону ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ подчиняются все тела, имеющие массу. Все
тела притягивают друг друга с силой, которая зависит от их масс и расстояния между ними. Закон действует и на Земле, и в космосе.
Слайд 28С помощью закона всемирного тяготения:
Показал, что все планеты, находящиеся друг от
друга на колоссальных расстояниях, оказываются связанными в одну систему.
Рассчитал орбиты, по которым движутся спутники Юпитера и Сатурна, а пользуясь этими данными, определил, с какой силой Земля притягивает Луну.
Определил массу и плотность планет и самого Солнца. Установил, что наиболее близкие к Солнцу планеты отличаются наибольшею плотностью.
Вычислил фигуру земного шара. Показал, что Земля расширена у экватора и сплющена у полюсов.
Доказал зависимость приливов и отливов от совместного действия Луны и Солнца.
Заложил начало новой отрасли астрономии — небесной механики.
Слайд 29Проблемные задания
Как вы оцениваете идеи ученых о новом строении мира с
точки зрения людей того времени?
Многие ученые Нового времени были людьми, искренне верующими в существование «Вечносущего» Бога. Противоречили ли друг другу новая наука и религия?
Слайд 30Послесловие
Скончался 24 мая 1543 года в возрасте 70
лет от инсульта. Некоторые биографы утверждают, что автор незадолго до смерти успел увидеть свой труд напечатанным. Другие, что Коперник находился в тяжёлой коме.
Книга Коперника осталась как выдающийся памятник человеческой мысли. С момента ее выпуска датируется начало первой научной революции.
Местонахождение могилы Коперника длительное время оставалось неизвестным, однако во время раскопок в кафедральном соборе Фромборка в 2005 году были обнаружены череп и кости ног. Сравнительный ДНК-анализ этих останков и двух волос Коперника, обнаруженных в одной из его книг, подтвердил, что найдены именно его останки. 20 мая 2010 года состоялась церемония перезахоронения останков Николая Коперника.
Николай
Коперник
Слайд 31В Римских тюрьмах он провёл семь лет, не соглашаясь признать свои
научные убеждения ошибкой. Инквизиционный трибунал признал его «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Бруно был отлучён от церкви. 17 февраля 1600 года был подвергнут «самому милосердному наказанию и без пролития крови» - сожжению на костре в Риме на площади Цветов.
Все произведения Джордано Бруно были занесены в Индекс запрещенных книг и были в нём до его последнего издания1948 года.
9 июня 1889 года в был торжественно открыт памятник на той самой площади Цветов, на которой инквизиция около 300 лет тому назад предала его казни.
Даже на 400-летие смерти Бруно Глава Римско-католической церкви отказался рассмотреть вопрос о его реабилитации, считая действия инквизиторов оправданными.
Джордано
Бруно
Слайд 32Похоронен в 1642 году в Арчетри без почестей и надгробия.
Только
в 1737 году была исполнена его последняя воля — его прах был перенесён в монашеский придел собора Санта Кроче во Флоренции, где покоились его предки. Галилей был торжественно погребён рядом с Микеланджело.
31 октября 1992 года Папа Иоанн-Павел II официально признал, что инквизиция в 1633 году совершила ошибку, силой вынудив учёного отречься от теории Коперника
Галилео Галилей
Слайд 33
Исаак Ньютон
Был торжественно похоронен в Вестминстерском аббатстве в
1727 г. На
его памятнике написано:
«Здесь покоится сэр Исаак Ньютон. Пусть смертные радуются,
что существует такое украшение рода человеческого». На несколько веков вперед его открытия определили развитие физики, их значение не исчерпано и поныне.
.
Слайд 34Эта яблоня была единственной в садике Ньютона. Легендарное дерево пережило Ньютона
почти на сто лет и погибло в 1820 г. во время сильной грозы.
Кресло, сделанное из него, хранится в Англии, в частной коллекции.
Однако путем черенкования от той яблони произведено уже не одно поколение новых деревьев.
Родовое поместье Ньютона в Вулсторпе (графство Линкольншир, Англия)
Слайд 35Вопросы
Какие из сформировавшихся к XVIII в. представлений о мире сохранились
до наших дней?
Как вы оцениваете деятельность этих людей с позиций сегодняшнего времени?
Д/з: § 10
Слайд 36Ученый,
создавший небесную механику.
2. Планета, «теряющая» свои
спутники.
3. По мнению
Коперника, она –
спутник Земли.
4. Плод, помогший
Ньютону открыть закон
всемирного тяготения.
5. Ученый, который обнаружил в космосе Европу.