Слайд 1Основные идеи западников и их представители
Слайд 2К истории вопроса
В напряженном споре конца 30-х — 40-x гг. ХIX
века о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской социально-философской мысли.
Слайд 3
Восстание
декабристов
Великая
Французская
революция
Теория
официальной
народности
С.С.Уваров
«Философические
письма»
П.Я.Чаадаева
Общественное
Движение в России
Либеральное
направление
Западники
Славянофилы
Россия должна
следовать опыту
западных стран
Национальная
самобытность
России
Слайд 4Причины спора
Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим
образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы и особенность России заключается лишь в ее отсталости, или же у нашей страны особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории.
Слайд 5Западничество
–
одно из направлений русской общественной мысли, представители которого признавали необходимость
развития России по западно-европейскому пути.
Слайд 6Представители западников:
Т. Н. Грановский
С. М. Соловьев
К. Д. Кавелин
П. В. Анненков
В.
П. Боткин
И. С. Тургенев
В. Г. Белинский
А. И. Герцен
Н. В. Станкевич
М. А. Бакунин
и др.
Слайд 7В. Г. Белинский
(1811‑1848)
Основные сочинения:
Взгляд на русскую литературу 1846 года (1847)
Ответ «Москвитянину» (1847)
Письмо
к Гоголю (1847)
Слайд 8
В. Г. Белинский
Гуманистический персонализм
Критика религии и социальной роли церкви
Критика славянофильства
Слайд 9
В. Г. Белинский.
Из письма
к Н. В. Гоголю.
Россия видит своё спасение…в успехах
цивилизации,
просвещения и гуманности. Ей нужны не проповеди, не молитвы, а пробуждение в народе чувства человеческого
достоинства, столько веков потерянного
в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собой ужасное зрелище страны, <…> где нет не только никаких гарантий для личности, чести
и собственности, но нет даже и полицейского
порядка, а есть только огромные корпорации
разных служебных воров и грабителей.
Слайд 10
В. Г. Белинский.
Взгляд на русскую
литературу
1846 года.
Положительная сторона их доктрин заключается в
каких-то туманных, мистических предчувствиях победы Востока над Западом, которых несостоятельность обнаруживается фактами действительности, всеми вместе и каждым порознь. Но отрицательная сторона их учения гораздо более заслуживает внимания, не в том, что она говорит против гниющего будто бы Запада (Запада славянофилы
решительно не понимают…), но в том, что они говорят против русского европеизма; а об этом они говорят много дельного.
Слайд 11А. И. Герцен
(1812‑1870)
Основные сочинения:
Письма об изучении природы (1845‑1846)
С того берега (1850)
О развитии
революционных идей в России (1851)
Русский народ и социализм (1851)
Былое и думы (1852‑1866)
Слайд 12А. И. Герцен
(1812‑1870)
Критика славянофильства
Необратимость истории
Реакционность славянофильского идеала
Вред национального обособления
Разочарование
в Западе
Западничество как утопия
Мещанский характер западного общества
Неспособность Запада осуществить собственный социальный идеал
Крестьянский социализм и историческая миссия России
Слайд 13Необратимость истории
История не возвращается,
жизнь богата тканями,
ей никогда не бывают
нужны старые платья.
Все
восстановления,
все реставрации
были всегда маскарадами.
А. И. Герцен.
«Былое и думы».
Слайд 14
А. И. Герцен.
«О развитии
революционных
идей в России».
Поклонники исторического принципа,
они [славянофилы] постоянно
забывали, что
всё, происшедшее
после Петра I, – тоже история
и что никакая живая сила,
не говоря уже о выходцах с того света,
не могла ни вычеркнуть
совершившиеся факты,
ни устранить их последствия.
Необратимость истории
Слайд 15
А. И. Герцен.
«Былое и думы».
Нам, сверх того,
не к чему возвращаться.
Государственная жизнь
допетровской
России
была уродлива, бедна, дика –а к ней-то и хотели славяне
возвратиться, хотя они
и не признаются в этом…
Реакционность славянофильского идеала
Слайд 16Вред национального обособления
А. И. Герцен.
«Былое и думы».
Восприимчивый характер славян,
их женственность,
недостаток самодеятельности
и
большая способность
усвоения и пластицизма
делают их по преимуществу народом,
нуждающимся в других народах,
они не вполне довлеют себе.
Слайд 17Западничество как утопия
А. И. Герцен.
«Былое и думы».
Поживши год, другой в Европе,
мы
с удивлением видим, что
вообще западные люди
не соответствуют
нашему понятию о них,
что они гораздо ниже его.
Слайд 18М. А. Бакунин
(1814-1876)
Основные сочинения:
Реакция в Германии (1842)
Федерализм, социализм и антитеологизм (1867)
Философские
рассуждения о божественном призраке, о действительном мире и
о человеке (1870-1871)
Государственность и анархия (1873)
Слайд 19
М. А. Бакунин
Мистика революции
Антитеологизм
Анархизм
Слайд 20Антитеологизм
Существование Бога обязательно
предполагает отречение
от человеческого разума и
человеческой справедливости;
оно является отрицанием человеческой
свободы
и неизбежно приводит
не только к теоретическому,
но и к практическому рабству. <…>
Если Бог существует,
значит, человек – раб.
Человек разумен, справедлив,
свободен, – значит, Бога нет.
М. А. Бакунин.
«Федерализм, социализм
и антитеологизм».
Слайд 21К. Д. Кавелин
(1818-1885)
Основные сочинения:
Взгляд на юридический быт древней России (1847)
Задачи психологии
(1872)
Задачи этики (1884)
Слайд 22
К. Д. Кавелин
Личностное начало как предпосылка культурного прогресса
Неразвитость личностного начала в
России
Слайд 23Неразвитость личностного начала в России
К. Д. Кавелин.
«Взгляд на
юридический быт
древней России».
Само по
себе оно [общинное начало] не имело зачатков жизни и развития. Оно клонилось всё более и более
к упадку, потому что не было
основано на личном начале,
первом необходимом условии
всякой гражданственности.
Слайд 24Т. Н. Грановский
(1813-1855)
Основные сочинения:
Лекции по истории средневековья (1849/50)
О современном состоянии и
значении всеобщей истории (1852)
Слайд 25Н. В. Станкевич
(1813-1840)
Основные сочинения:
Переписка (опубл. 1858)
Слайд 26Органы печати, в которых представители западничества издавали свои статьи
Журналы:
«Отечественные записки»
«Современник»
«Русский вестник»
«Атеней»
Газеты:
«Московские ведомости»
«Санкт-Петербургские ведомости»
Литературные сборники:
«Физиология Петербурга»
«Петербургский сборник»
«Записки охотника»
Статьи, записки, лекции:
Статьи и лекции Т.Н. Грановского
«О крепостном состоянии в России»
(А. П. Заблоцкий-Десятовский)
Слайд 27Теория «Русских европейцев»
критика самодержавно-крепостнической действительности;
развитие капиталистического строя в России;
критика
крепостного права (проекты его отмены);
введение системы наёмного труда;
критика феодально-абсолютистского строя царской России;
демонстрация западноевропейской общественно-политической жизни;
популяризации буржуазной демократии;
установления буржуазно-парламентарного строя в России (воздействуя общественным мнением на царское правительство, распространяя свои взгляды через просвещение и науку)
высокая оценка деятельности Петра I и его усилий по европеизации России;
критика либерально-консервативных позиций славянофилов;
объективное выражение интересов либеральных помещиков и буржуазии
Слайд 28Основные положения теории славянофилов
создание мощного общественного и интеллектуального движения;
обращение к историческим
основам, традициям и идеалам;
пробуждение национального сознания;
собирание и сохранение памятников русской культуры и языка;
научное изучение русского крестьянства, его духовных основ;
развитие общеславянских связей;
славянское единство;
создание славянских комитетов в России;
неприятие единства России с западным миром;
отрицание существовавшей государственной системы
Слайд 30Сходство:
Необходимость изменений в российской действительности
Любовь к России, свободе
Отмена крепостного права
Надежда
на мирный характер преобразований
Вера в возможность движения России к процветанию
Ориентация личности на высокие моральные ценности и нормы ( без какого-либо принуждения)