Презентация, доклад по истории России Западники (10 класс)

Содержание

К истории вопросаВ напряженном споре конца 30-х — 40-x гг. ХIX века о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской социально-философской мысли.

Слайд 1Основные идеи западников и их представители

Основные идеи западников и их представители

Слайд 2К истории вопроса
В напряженном споре конца 30-х — 40-x гг. ХIX

века о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской социально-философской мысли.
К истории вопросаВ напряженном споре конца 30-х — 40-x гг. ХIX века о месте России в мировой

Слайд 3

Восстание
декабристов
Великая
Французская
революция
Теория
официальной
народности
С.С.Уваров
«Философические
письма»
П.Я.Чаадаева
Общественное
Движение в России
Либеральное
направление
Западники
Славянофилы
Россия должна
следовать опыту
западных стран
Национальная
самобытность
России







Восстание декабристовВеликаяФранцузскаяреволюцияТеория официальнойнародностиС.С.Уваров«Философические письма»П.Я.ЧаадаеваОбщественное Движение в РоссииЛиберальное направлениеЗападникиСлавянофилыРоссия должнаследовать опытузападных странНациональнаясамобытностьРоссии

Слайд 4Причины спора
Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим

образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы и особенность России заключается лишь в ее отсталости, или же у нашей страны особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории.

Причины спораГлавная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России

Слайд 5Западничество

одно из направлений русской общественной мысли, представители которого признавали необходимость

развития России по западно-европейскому пути.

Западничество– 	одно из направлений русской общественной мысли, представители которого признавали необходимость развития России по западно-европейскому пути.

Слайд 6Представители западников:
Т. Н. Грановский
С. М. Соловьев
К. Д. Кавелин
П. В. Анненков
В.

П. Боткин
И. С. Тургенев
В. Г. Белинский
А. И. Герцен
Н. В. Станкевич
М. А. Бакунин
и др.

Представители западников:Т. Н. Грановский С. М. СоловьевК. Д. Кавелин П. В. АнненковВ. П. БоткинИ. С. ТургеневВ. Г. БелинскийА. И. ГерценН. В. Станкевич М.

Слайд 7В. Г. Белинский (1811‑1848)
Основные сочинения:

Взгляд на русскую литературу 1846 года (1847)
Ответ «Москвитянину» (1847)
Письмо

к Гоголю (1847)
В. Г. Белинский  (1811‑1848)Основные сочинения:Взгляд на русскую литературу 1846 года (1847)Ответ «Москвитянину» (1847)Письмо к Гоголю (1847)

Слайд 8
В. Г. Белинский

Гуманистический персонализм
Критика религии и социальной роли церкви
Критика славянофильства

В. Г. БелинскийГуманистический персонализм Критика религии и социальной роли церквиКритика славянофильства

Слайд 9
В. Г. Белинский. Из письма к Н. В. Гоголю.
Россия видит своё спасение…в успехах цивилизации,

просвещения и гуманности. Ей нужны не проповеди, не молитвы, а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собой ужасное зрелище страны, <…> где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей.
В. Г. Белинский. Из письма к Н. В. Гоголю.Россия видит своё спасение…в успехах цивилизации, просвещения и гуманности.

Слайд 10
В. Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу 1846 года.
Положительная сторона их доктрин заключается в

каких-то туманных, мистических предчувствиях победы Востока над Западом, которых несостоятельность обнаруживается фактами действительности, всеми вместе и каждым порознь. Но отрицательная сторона их учения гораздо более заслуживает внимания, не в том, что она говорит против гниющего будто бы Запада (Запада славянофилы решительно не понимают…), но в том, что они говорят против русского европеизма; а об этом они говорят много дельного.
В. Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу 1846 года.Положительная сторона их доктрин заключается в каких-то туманных, мистических

Слайд 11А. И. Герцен (1812‑1870)
Основные сочинения:

Письма об изучении природы (1845‑1846)
С того берега (1850)
О развитии

революционных идей в России (1851)
Русский народ и социализм (1851)
Былое и думы (1852‑1866)
А. И. Герцен  (1812‑1870)Основные сочинения:Письма об изучении природы (1845‑1846)С того берега (1850)О развитии революционных идей в России (1851)Русский

Слайд 12А. И. Герцен (1812‑1870)
Критика славянофильства
Необратимость истории
Реакционность славянофильского идеала
Вред национального обособления
Разочарование

в Западе
Западничество как утопия
Мещанский характер западного общества
Неспособность Запада осуществить собственный социальный идеал
Крестьянский социализм и историческая миссия России

А. И. Герцен  (1812‑1870)Критика славянофильства Необратимость историиРеакционность славянофильского идеала Вред национального обособления Разочарование в Западе Западничество как утопия

Слайд 13Необратимость истории
История не возвращается, жизнь богата тканями, ей никогда не бывают нужны старые платья. Все

восстановления, все реставрации были всегда маскарадами.

А. И. Герцен. «Былое и думы».

Необратимость историиИстория не возвращается, жизнь богата тканями, ей никогда не бывают нужны старые платья. Все восстановления, все

Слайд 14
А. И. Герцен. «О развитии революционных идей в России».
Поклонники исторического принципа, они [славянофилы] постоянно забывали, что

всё, происшедшее после Петра I, – тоже история и что никакая живая сила, не говоря уже о выходцах с того света, не могла ни вычеркнуть совершившиеся факты, ни устранить их последствия.

Необратимость истории

А. И. Герцен. «О развитии революционных идей в России».Поклонники исторического принципа, они [славянофилы] постоянно забывали, что всё,

Слайд 15
А. И. Герцен. «Былое и думы».
Нам, сверх того, не к чему возвращаться. Государственная жизнь допетровской

России была уродлива, бедна, дика –а к ней-то и хотели славяне возвратиться, хотя они и не признаются в этом…

Реакционность славянофильского идеала

А. И. Герцен. «Былое и думы».Нам, сверх того, не к чему возвращаться. Государственная жизнь допетровской России была

Слайд 16Вред национального обособления
А. И. Герцен. «Былое и думы».
Восприимчивый характер славян, их женственность, недостаток самодеятельности и

большая способность усвоения и пластицизма делают их по преимуществу народом, нуждающимся в других народах, они не вполне довлеют себе.
Вред национального обособленияА. И. Герцен. «Былое и думы».Восприимчивый характер славян, их женственность, недостаток самодеятельности и большая способность

Слайд 17Западничество как утопия
А. И. Герцен. «Былое и думы».
Поживши год, другой в Европе, мы

с удивлением видим, что вообще западные люди не соответствуют нашему понятию о них, что они гораздо ниже его.
Западничество как утопияА. И. Герцен. «Былое и думы».Поживши год, другой в Европе, мы с удивлением видим, что

Слайд 18М. А. Бакунин (1814-1876)
Основные сочинения:

Реакция в Германии (1842)
Федерализм, социализм и антитеологизм (1867)
Философские

рассуждения о божественном призраке, о действительном мире и о человеке (1870-1871)
Государственность и анархия (1873)
М. А. Бакунин (1814-1876)Основные сочинения:Реакция в Германии (1842) Федерализм, социализм и антитеологизм (1867)Философские рассуждения о божественном призраке, о

Слайд 19
М. А. Бакунин
Мистика революции
Антитеологизм
Анархизм

М. А. БакунинМистика революции АнтитеологизмАнархизм

Слайд 20Антитеологизм
Существование Бога обязательно предполагает отречение от человеческого разума и человеческой справедливости; оно является отрицанием человеческой свободы

и неизбежно приводит не только к теоретическому, но и к практическому рабству. <…>
Если Бог существует, значит, человек – раб. Человек разумен, справедлив, свободен, – значит, Бога нет.

М. А. Бакунин. «Федерализм, социализм и антитеологизм».

АнтитеологизмСуществование Бога обязательно предполагает отречение от человеческого разума и человеческой справедливости; оно является отрицанием человеческой свободы и

Слайд 21К. Д. Кавелин (1818-1885)
Основные сочинения:

Взгляд на юридический быт древней России (1847)
Задачи психологии

(1872)
Задачи этики (1884)
К. Д. Кавелин (1818-1885)Основные сочинения:Взгляд на юридический быт древней России (1847)Задачи психологии (1872)Задачи этики (1884)

Слайд 22
К. Д. Кавелин
Личностное начало как предпосылка культурного прогресса
Неразвитость личностного начала в

России

К. Д. КавелинЛичностное начало как предпосылка культурного прогрессаНеразвитость личностного начала в России

Слайд 23Неразвитость личностного начала в России
К. Д. Кавелин. «Взгляд на юридический быт древней России».
Само по

себе оно [общинное начало] не имело зачатков жизни и развития. Оно клонилось всё более и более к упадку, потому что не было основано на личном начале, первом необходимом условии всякой гражданственности.
Неразвитость личностного начала в РоссииК. Д. Кавелин. «Взгляд на юридический быт древней России».Само по себе оно [общинное

Слайд 24Т. Н. Грановский (1813-1855)
Основные сочинения:

Лекции по истории средневековья (1849/50)
О современном состоянии и

значении всеобщей истории (1852)
Т. Н. Грановский  (1813-1855)Основные сочинения:Лекции по истории средневековья (1849/50)О современном состоянии и значении всеобщей истории (1852)

Слайд 25Н. В. Станкевич (1813-1840)
Основные сочинения:

Переписка (опубл. 1858)

Н. В. Станкевич  (1813-1840)Основные сочинения:Переписка (опубл. 1858)

Слайд 26Органы печати, в которых представители западничества издавали свои статьи

Журналы:

«Отечественные записки»



«Современник»

«Русский вестник»

«Атеней»

Газеты:

«Московские ведомости»

«Санкт-Петербургские ведомости»

Литературные сборники:

«Физиология Петербурга»

«Петербургский сборник»

«Записки охотника»

Статьи, записки, лекции:

Статьи и лекции Т.Н. Грановского

«О крепостном состоянии в России»
(А. П. Заблоцкий-Десятовский)





Органы печати, в которых представители западничества издавали свои статьиЖурналы: «Отечественные записки» «Современник» «Русский вестник» «Атеней»  Газеты:«Московские

Слайд 27Теория «Русских европейцев»
критика самодержавно-крепостнической действительности;
развитие капиталистического строя в России;
критика

крепостного права (проекты его отмены);
введение системы наёмного труда;
критика феодально-абсолютистского строя царской России;
демонстрация западноевропейской общественно-политической жизни;
популяризации буржуазной демократии;
установления буржуазно-парламентарного строя в России (воздействуя общественным мнением на царское правительство, распространяя свои взгляды через просвещение и науку)
высокая оценка деятельности Петра I и его усилий по европеизации России;
критика либерально-консервативных позиций славянофилов;
объективное выражение интересов либеральных помещиков и буржуазии

Теория «Русских европейцев»критика самодержавно-крепостнической действительности; развитие капиталистического строя в России; критика крепостного права (проекты его отмены);введение системы

Слайд 28Основные положения теории славянофилов
создание мощного общественного и интеллектуального движения;
обращение к историческим

основам, традициям и идеалам;
пробуждение национального сознания;
собирание и сохранение памятников русской культуры и языка;
научное изучение русского крестьянства, его духовных основ;
развитие общеславянских связей;
славянское единство;
создание славянских комитетов в России;
неприятие единства России с западным миром;
отрицание существовавшей государственной системы

Основные положения теории славянофиловсоздание мощного общественного и интеллектуального движения;обращение к историческим основам, традициям и идеалам; пробуждение национального

Слайд 29Различия:

Различия:

Слайд 30Сходство:
Необходимость изменений в российской действительности
Любовь к России, свободе
Отмена крепостного права
Надежда

на мирный характер преобразований
Вера в возможность движения России к процветанию
Ориентация личности на высокие моральные ценности и нормы ( без какого-либо принуждения)

Сходство:Необходимость изменений в российской действительностиЛюбовь к России, свободеОтмена крепостного права Надежда на мирный характер преобразованийВера в возможность

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть