Презентация, доклад по истории России Русская культура 16 века (? класс)

Содержание

I.Письменность и книжность

Слайд 1Русская культура в
ХvI веке

Русская культура в ХvI веке

Слайд 2I.
Письменность и книжность

I.Письменность и книжность

Слайд 3КНИГОПЕЧАТАНИЕ –
ВАЖНЕЙШЕЕ ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ XVI В.
«АПОСТОЛ» 1564 год
В 1564 Г.

ДЬЯКОНОМ ОДНОЙ ИЗ
МОСКОВСКИХ ЦЕРКВЕЙ
ИВАНОМ ФЁДОРОВЫМ И ЕГО ПОМОЩНИКОМ ПЕТРОМ МСТИСЛАВЦЕМ БЫЛ НАПЕЧАТАН «АПОСТОЛ» - ПЕРВАЯ РУССКАЯ КНИГА С ВЫХОДНЫМИ ДАННЫМИ.
КНИГОПЕЧАТАНИЕ –ВАЖНЕЙШЕЕ ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ XVI В.«АПОСТОЛ» 1564 годВ 1564 Г. ДЬЯКОНОМ ОДНОЙ ИЗ МОСКОВСКИХ ЦЕРКВЕЙ ИВАНОМ

Слайд 4 ШРИФТ И ЗАСТАВКИ «АПОСТОЛА» НЕ УСТУПАЛИ ЗАПАДНЫМ ОБРАЗЦАМ.

КАК И ВСЯКОЕ НОВШЕСТВО, КНИГОПЕЧАТАНИЕ БЫЛО ВСТРЕЧЕНО В МОСКВЕ С ИСПУГОМ И НЕПОНИМАНИЕМ.
КНИГОПЕЧАТНИКОВ СТАЛИ ОБВИНЯТЬ В КОЛДОВСТВЕ.
ФЁДОРОВ И МСТИСЛАВЕЦ УШЛИ В РЕЧЬ ПОСПОЛИТУЮ,
ГДЕ ВО ЛЬВОВЕ ПРОДОЛЖАЛИ ПЕЧАТАНИЕ РУССКИХ КНИГ.
ЗДЕСЬ БЫЛ ВЫПУЩЕН ПЕРВЫЙ РУССКИЙ БУКВАРЬ С ГРАММАТИКОЙ.

НЕ ЗАМЕРЛО ПЕЧАТНОЕ ДЕЛО
И В МОСКВЕ.
НА ПЕЧАТНОМ ДВОРЕ ТРУДИЛИСЬ
НИКИФОР ТАРАСИЕВ,
АНДРОНИК ТИМОФЕЕВ-НЕВЕЖА
И ДРУГИЕ.

ПАМЯТНИК
ИВАНУ ФЁДОРОВУ В МОСКВЕ

ШРИФТ И ЗАСТАВКИ «АПОСТОЛА» НЕ УСТУПАЛИ ЗАПАДНЫМ ОБРАЗЦАМ.   КАК И ВСЯКОЕ НОВШЕСТВО, КНИГОПЕЧАТАНИЕ

Слайд 5II.
Литература

II.Литература

Слайд 6«Лицевой летописный свод» - рассказ о русской истории со времен первых

князей до царствования Ивана Грозного. Его называют «Лицевым» потому что в нем более 16 тысяч иллюстраций.
«Лицевой летописный свод» - рассказ о русской истории со времен первых князей до царствования Ивана Грозного. Его

Слайд 7XVI ВЕК ДАЛ ЯРКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ
МЫСЛИ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗВИТИЕМ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО

ГОСУДАРСТВА, УКРЕПЛЕНИЕМ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ, СТАНОВЛЕНИЕМ НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО СЛОЯ – ДВОРЯНСТВА.

В КОНЦЕ 1540 – НАЧАЛЕ 1550-Х ГОДОВ ПИШЕТ СВОИ ЧЕЛОБИТНЫЕ ЦАРЮ ИВАНУ ГРОЗНОМУ ИВАН ПЕРЕСВЕТОВ.
ОН РАЗВИВАЕТ В НИХ ИДЕЮ СИЛЬНОЙ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА ПРОТИВОСТОЯТЬ «ЛЕНИВЫМ И НЕРАДИВЫМ» БОЯРАМ, ОПИРАЯСЬ НА НАДЁЖНЫХ «ВОИННИКОВ» - ДВОРЯН.

С ЛИЧНОСТЬЮ ИВАНА ПЕРЕСВЕТОВА НЕ ВСЁ ЯСНО.
В СВОЁ ВРЕМЯ БЫЛО ДАЖЕ ВЫДВИНУТО
ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ЧТО ЗА ЭТИМ ИМЕНЕМ СТОЯЛ САМ
ИВАН ГРОЗНЫЙ. УЖ ОЧЕНЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЭТОГО
ПУБЛИЦИСТА ПЕРЕКЛИКАЮТСЯ С ИДЕЯМИ ЦАРЯ.

XVI ВЕК ДАЛ ЯРКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗВИТИЕМ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА, УКРЕПЛЕНИЕМ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ, СТАНОВЛЕНИЕМ НОВОГО

Слайд 8В 1560-Х ГОДАХ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РУСИ ОКАЗЫВАЮТСЯ
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ИВАНА

ГРОЗНОГО И БЕЖАВШЕГО В ЛИТВУ АНДРЕЯ КУРБСКОГО. В СВОЕЙ ПЕРЕПИСКЕ ОНИ ВЫДВИГАЮТ 2 ВАРИАНТА УСТРОЙСТВА:

ПЕРЕПИСКА
ИВАНА ГРОЗНОГО И АНДРЕЯ КУРБСКОГО

В 1560-Х ГОДАХ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РУСИ ОКАЗЫВАЮТСЯВ ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО И БЕЖАВШЕГО В ЛИТВУ АНДРЕЯ

Слайд 9«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ»
«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ» БЫЛИ СОСТАВЛЕНЫ
ПОД РУКОВОДСТВОМ МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ.
В НИХ ВОШЛИ ЖИТИЯ

СВЯТЫХ,
РАСПОЛАГАВШИЕСЯ ПО МЕСЯЦАМ
В СООТВЕТСТВИИ С ДНЁМ ПАМЯТИ КАЖДОГО СВЯТОГО, А ТАКЖЕ МНОЖЕСТВО ИЗВЕСТНЫХ «ДУШЕПОЛЕЗНЫХ» ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПЕРЕРАБОТАННЫХ В ДУХЕ ПРОСЛАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ РУСИ КАК ГЛАВНОГО ЦЕНТРА ПРАВОСЛАВИЯ.

ДВЕНАДЦАТИТОМНЫЕ
«ЧЕТЬИ-МИНЕИ» ЯВЛЯЛИСЬ
СВОЕОБРАЗНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ
ЦЕРКОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVI ВЕКА.

«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ»«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ» БЫЛИ СОСТАВЛЕНЫПОД РУКОВОДСТВОМ МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ.В НИХ ВОШЛИ ЖИТИЯ СВЯТЫХ, РАСПОЛАГАВШИЕСЯ ПО МЕСЯЦАМ В СООТВЕТСТВИИ

Слайд 10« ДОМОСТРОЙ»
ЯРКИМ И СВОЕОБРАЗНЫМ ПАМЯТНИКОМ ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ
«ДОМОСТОРЙ», НАПИСАННЫЙ ЧЛЕНОМ ИЗБРАННОЙ

РАДЫ СИЛЬВЕСТРОМ
ЭТА КНИГА, ПОСВЯЩЕННАЯ ИСКУССТВУ «ВЕСТИ ДОМ», ПОМИМО БОГАТЕЙШЕГО БЫТОВОГО МАТЕРИАЛА, ИНТЕРЕСНА И СВОЕЙ ОСНОВНОЙ МЫСЛЬЮ: ПОРЯДОК В ДОМЕ, ПО СИЛЬВЕСТРУ, ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО ПРИ АБСОЛЮТНОЙ ВЛАСТИ ГЛАВЫ СЕМЬИ, КОТОРЫЙ ДЕРЖИТ ПРОЧИХ ДОМОЧАДЦЕВ В СТРАХЕ И ТРЕПЕТЕ.

«ДА УБОИТСЯ ЖЕНА
МУЖА СВОЕГО…»

«НЕПОРОТОЕ ДИТЯ –
ПЛОХО ВОСПИТАННОЕ
ДИТЯ…»

«КАК СОХРАНИТЬ МЕХА…»

«КАК КОПТИТЬ ОСЕТРОВ…»

«ПЛЁТКА НЕ МУЧИТ, А УЧИТ…»

« ДОМОСТРОЙ»ЯРКИМ И СВОЕОБРАЗНЫМ ПАМЯТНИКОМ ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ «ДОМОСТОРЙ», НАПИСАННЫЙ ЧЛЕНОМ ИЗБРАННОЙ РАДЫ СИЛЬВЕСТРОМЭТА КНИГА, ПОСВЯЩЕННАЯ ИСКУССТВУ «ВЕСТИ

Слайд 11ЧИТАЛИ «ЧЕТЬИ-МИНЕИ» И «ДОМОСТОРЙ» В ОСНОВНОМ ЗАЖИТОЧНЫЕ ПОСАДСКИЕ И СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ.


БОЯРЕ И ОБРАЗОВАННЫЕ ДЕТИ БОЯРСКИЕ, ДЬЯКИ УВЛЕКАЛИСЬ ГРЕЧЕСКИМИ, ВИЗАНТИЙСКИМИ И ПРОЧИМИ ПЕРЕВОДНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ, ТРУДАМИ МАКСИМА ГРЕКА И ДРУГИХ АВТОРОВ.

МАКСИМ ГРЕК

ЧИТАЛИ «ЧЕТЬИ-МИНЕИ» И «ДОМОСТОРЙ» В ОСНОВНОМ ЗАЖИТОЧНЫЕ ПОСАДСКИЕ И СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ. БОЯРЕ И ОБРАЗОВАННЫЕ ДЕТИ БОЯРСКИЕ, ДЬЯКИ

Слайд 12III.
Живопись и
архитектура

III.Живопись и архитектура

Слайд 13В начале XVI века традиции живописной школы Дионисия продолжили его сыновья

Феодосий и Василий. Они создали росписи стен Благовещенского собора в Московском кремле.

Начиная с XVI века , иконописцы стали создавать многофигурные иконы с обилием деталей.

Иконопись

В начале XVI века традиции живописной школы Дионисия продолжили его сыновья Феодосий и Василий. Они создали росписи

Слайд 14ИКОНОПИСЬ В XVI ВЕКЕ ИСПЫТЫВАЕТ ВСЁ БОЛЬШИЕ ТРУДНОСТИ.
ЕЁ СКОВЫВАЕТ ЖЁСТКИЙ

КАНОН – ОБРАЗЕЦ, ЗА РАМКИ КОТОРОГО ИКОНОПИСЦУ ВЫХОДИТЬ ЗАПРЕЩАЛОСЬ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ СВОЕОБРАЗНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ,
В КОТОРОМ ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ВНУТРЕННИЙ МИР ИЗОБРАЖАЕМЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ УХОДЯТ НА ЗАДНИЙ ПЛАН. ПОЯВЛЯЕТСЯ БОЛЕЕ СУХАЯ МАНЕРА ПИСЬМА, УСИЛИВАЕТСЯ СИМВОЛИЗМ ОБРАЗОВ, РАСТЁТ ТЕХНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО, ПОЯВЛЯЕТСЯ ПОДЧЁРКНУТАЯ ДЕКОРАТИВНОСТЬ.
ИКОНОПИСЬ В XVI ВЕКЕ ИСПЫТЫВАЕТ ВСЁ БОЛЬШИЕ ТРУДНОСТИ. ЕЁ СКОВЫВАЕТ ЖЁСТКИЙ КАНОН – ОБРАЗЕЦ, ЗА РАМКИ КОТОРОГО

Слайд 15Архитектура
В XVI веке продолжает формироваться облик Московского кремля

Архитектура В XVI веке продолжает формироваться облик Московского кремля

Слайд 16Итальянский архитектор Алевиз Новый, строит новый Архангельский собор, усыпальница русских великих

князей и русских царей.

При Василии III строится колокольня Ивана Великого, через 100 лет была надстроена до современной высоты в 81 метр.

Итальянский архитектор Алевиз Новый, строит новый Архангельский собор, усыпальница русских великих князей и русских царей.При Василии III

Слайд 17В XVI ВЕКЕ ВЕДЁТСЯ ГРАНДИОЗНОЕ КРЕПОСТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО.
В 1530-Х ГОДАХ У

МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ АРХИТЕКТОРОМ ПЕТРОК МАЛЫЙ (ПЕТРОК МАЛОЙ ФРЯЗИН) ПРИСТРОИЛ ПОЛУКОЛЬЦО УКРЕПЛЕНИЙ КИТАЙ-ГОРОДА, ЗАЩИЩАВШЕГО ЦЕНТРАЛЬНУЮ ЧАСТЬ ПОСАДА.

Строительство
крепостей

В XVI ВЕКЕ ВЕДЁТСЯ ГРАНДИОЗНОЕ КРЕПОСТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. В 1530-Х ГОДАХ У МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ  АРХИТЕКТОРОМ ПЕТРОК МАЛЫЙ

Слайд 18
В КОНЦЕ XVI ВЕКА ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ «ГОРОДОВЫХ ДЕЛ МАСТЕР»
ФЁДОР КОНЬ

ВОЗВЁЛ КОЛЬЦО УКРЕПЛЕНИЙ БЕЛОГО ГОРОДА, ЗАКЛЮЧИВШЕЕ В СЕБЯ ПОЧТИ ВСЮ ТОГДАШНЮЮ МОСКВУ. ПОСТРОИВШИЙ В КОНЦЕ ВЕКА ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ СМОЛЕНСКУЮ КРЕПОСТЬ.

ФЁДОР КОНЬ

В КОНЦЕ XVI ВЕКА ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ «ГОРОДОВЫХ ДЕЛ МАСТЕР» ФЁДОР КОНЬ ВОЗВЁЛ КОЛЬЦО УКРЕПЛЕНИЙ  БЕЛОГО ГОРОДА,

Слайд 19Строятся мощнейшие крепости Соловецкого монастыря на Белом море..
..и Крилло-Белозерского монастыря на

Белом озере
Строятся мощнейшие крепости Соловецкого монастыря на Белом море....и Крилло-Белозерского монастыря на Белом озере

Слайд 20ШЕДЕВРОМ И САМЫМ РАННИМ ОБРАЗЦОМ
ШАТРОВОГО СТИЛЯ СТАЛА ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ
В

СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОМ ПОД МОСКВОЙ, ПОСТРОЕННА В ЧЕСТЬ РОЖДЕНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО.

Храмовая
архитектура

ШЕДЕВРОМ И САМЫМ РАННИМ ОБРАЗЦОМ ШАТРОВОГО СТИЛЯ СТАЛА ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОМ ПОД МОСКВОЙ, ПОСТРОЕННА В

Слайд 21ВЕРШИНОЙ РУССКОГО ЗОДЧЕСТВА XVI В. ЯВЛЯЕТСЯ
СОБОР ПОКРОВА НА РВУ, ПОСВЯЩЁННЫЙ

ВЗЯТИЮ КАЗАНИ (БОЛЕЕ ИЗВЕСТЕН КАК ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО – В ЧЕСТЬ ЗНАМЕНИТОГО МОСКОВСКОГО ЮРОДИВОГО, ВСЕГДА НОЧЕВАВШЕГО В ОДНОМ ИЗ ЕГО ПРИДЕЛОВ). ПОСТРОЕННЫЙ РУССКИМИ МАСТЕРАМИ БАРМОЙ И ПОСТНИКОМ ЯКОВЛЕВЫМ, СОБОР СОСТОИТ ИЗ 8 НЕСИММЕТРИЧНЫХ РАЗНОВЕЛИКИХ СТОЛПООБРАЗНЫХ ХРАМОВ, ОКРУЖАЮЩИХ НАХОДЯЩУЮСЯ
В ЦЕНТРЕ ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ С ВЫСОКИМ ШАТРОМ, УВЕНЧАННЫМ МАЛЕНЬКОЙ МАКОВКОЙ.
В ЕГО КОМПОЗИЦИИ ЗАКЛЮЧЕНА ВАЖНАЯ ИДЕЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ВОКРУГ МОСКВЫ РАЗНЫХ ЗЕМЕЛЬ..
ВЕРШИНОЙ РУССКОГО ЗОДЧЕСТВА XVI В. ЯВЛЯЕТСЯ СОБОР ПОКРОВА НА РВУ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ВЗЯТИЮ КАЗАНИ (БОЛЕЕ ИЗВЕСТЕН КАК ХРАМ

Слайд 22IV.
Наука и техника

IV.Наука и техника

Слайд 23Развитие научной и технической мысли способствовало развитие и открытие школ в

городах страны.

Школа при Печатном дворе в Москве

Развитие научной и технической мысли способствовало развитие и открытие школ в городах страны.Школа при Печатном дворе в

Слайд 24К XV – XVI ВЕКАМ В РОССИИ ЗАМЕТНО ВЫРОС УРОВЕНЬ
ТЕХНИЧЕСКИХ

ЗНАНИЙ.РУССКИЕ МАСТЕРА ЛИЛИ
МЕДНЫЕ И БРОНЗОВЫЕ ПУШКИ, ЖЕЛЕЗНЫЕ ОРУДИЯ.
МАСТЕР АНДРЕЙ ЧОХОВ (ЧЕХОВ) С 1568 ПО 1632 ГОДЫ ИЗГОТОВИЛ МНОЖЕСТВО ПУШЕК КАЛИБРОМ ОТ 92 ДО 470 ММ, ДЛИНОЙ ДО 6 М, ВЕСОМ ОТ 1,2 ДО 7,2 Т.
В 1586 Г. ОН ОТЛИЛ ЦАРЬ-ПУШКУ ДЛЯ КРЕМЛЯ.ЕЁ ДЛИНА 5,34 М, КАЛИБР 890 ММ, МАССА СТВОЛА 40 Т. ПРАВДА, ЭТА ПУШКА НИ РАЗУ НЕ СТРЕЛЯЛА.
С 1590 ГОДА РУССКИЕ МАСТЕРА СТАЛИ ДЕЛАТЬ ПУШКИ НА ЛАФЕТАХ,ЧТО УВЕЛИЧИЛО ИХ ПОДВИЖНОСТЬ.
К XV – XVI ВЕКАМ В РОССИИ ЗАМЕТНО ВЫРОС УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.РУССКИЕ МАСТЕРА ЛИЛИ МЕДНЫЕ И БРОНЗОВЫЕ

Слайд 25Великий и кровавый век
подошел к концу, но
впереди были новые
испытания…

Великий и кровавый векподошел к концу, но впереди были новыеиспытания…

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть