Слайд 2Повесть временных лет
Наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов
начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве. Охваченный период истории начинается с библейских времён во вводной части и заканчивается 1117 годом.
Слайд 5Страница летописи, написанная рукой Нестора
Слайд 8Жанры «Повести временных лет»
Слайд 104. ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ О ВОСТОЧНЫХ
СЛАВЯНАХ
4.1. Расселение славянских племен
Спустя много времени
сели славяне по Дунаю, где
теперь земли Венгерская и Болгарская. И от тех славян
разошлись по земле и назвались своими именами по тому, где
кто сел на каком месте. Одни, придя, сели на реке именем
Морава и прозвались моравами, а другие назвались чехами. А
это — также славяне: хорваты белые, сербы и хорутане. Волохи
напали на славян дунайских, сели среди них и чинили им
насилие. Одни же славяне, пойдя, сели на Висле и назвались
ляхами (поляками), эти ляхи получили название поляне, другие
ляхи — лютичи, другие — мазовшане, иные — поморяне.
Слайд 11Так же и эте славяне пришли и поселились по Днепру,
назвались полянами,
другие—древлянами, потому что сели в
лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались
дреговичами; иные сели на Двине и назвались полочанами, по
речке, именуемой Полота, от нее и назвались полочанами. Те же
славяне которые сели около озера Ильменя назвались своим
именем – славянами, ипостроили город и назвали его
Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму и по Суле и
назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по
Его имени и грамота назвалась славянской.<…> Повесть временных лет. – Спб.: изд-во «Азбука» 1997 (далее -
Повесть временных лет) //Повесть временных лет., Спб. Перевод Д.С. Лихачева
1996года. – С.7.
Слайд 12Вопросы:
1. Когда с точки зрения автора ПВЛ еще сохранялось славянское единство?
Когда оно нарушилось?
2. Какова причина «исхода» славян с Дуная и их
продвижения на восток с точки зрения автора ПВЛ? Как этот
вопрос рассматривает современная наука?
3. Является ли Подунавье прародиной славян?
Слайд 134. 2. Обычаи и религия славян
Все эти племена имели свои обычаи,
и законы
Своих отцов, и предания, и каждое - свой нрав. Поляне имеют
обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами
своими и сестрами, матерями и родителями; перед свкровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный
обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на
следующий день приносят за нее – что дают. А древляне жили
звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели
все не чистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у
воды.
Слайд 14в лесу, как и все звери, ели все не чистое и
срамословили
при отцах и при снохах, и браков у них небывало, но
устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища,
на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе
жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если
кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали
большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и
сжигали, а после собрав кости, вкладывали их в небольшой
сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще
вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие
язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе
устанавливающие законы. <…>
Повесть временных лет. С.11 - 12.
Слайд 15Вопросы:
Вопросы:
1. Были ли законы и обычаи восточнославянских
племенных союзов одинаковы? Как Вы
думаете, почему?
2. При описании обычаев и нравов полян автор ПВЛ
приводит традиции явно христианские. Как Вы можете это
объяснить?
3. Что общего и каковы различия в обычаях остальных
перечисленных славянских племенных союзов?
4. Какие особенности погребального обряда восточных
славян (в частности вятичей) зафиксированы автором ПВЛ, а какие опущены? Как Вы думаете почему?
Слайд 16Значение «Повести временных лет»