Презентация, доклад по Истории России по теме Культура начала XX века

Содержание

Духовное состояние обществаДуховная жизньСтандартизация порождает растерянностьПереосмысление проблем человечестваНарушение гармонии между природой и обществомИндустриальная эпоха

Слайд 1Культура России начала ХХ в.

Культура России начала ХХ в.

Слайд 2Духовное состояние общества
Духовная жизнь
Стандартизация порождает растерянность
Переосмысление проблем человечества
Нарушение гармонии между природой

и обществом

Индустриальная
эпоха

Духовное состояние обществаДуховная жизньСтандартизация порождает растерянностьПереосмысление проблем человечестваНарушение гармонии между природой и обществомИндустриальная эпоха

Слайд 3к. XIX – н. XX в. Серебряный век русской культуры
1. Искусство

стремится быть только искусством (Искусство золотого века активно вторгалось в общественную жизнь и политику).

2. Восприятие мира становится более свободным (Личность художника становиться более раскрепощенной, ощущение замкнутости мира начинает ослабевать).

3. Новый тип культуры формируется на основе критицизма: духовная культура строится на фундаменте переосмысленного опыта и новых идей.

4. Характерной чертой новой культуры является космологизм - элемент и новой картины мира, и нового ее осмысления.

5. Пессимистические настроения возникают в переходные периоды, крепнет чувство наступления конца мира.

к. XIX – н. XX в. Серебряный век русской культуры1. Искусство стремится быть только искусством (Искусство золотого

Слайд 4Городская и сельская жизнь.
Автобус на
Сенатской площади. 1912
Конка на Большом Каменном

мосту. 1900-е годы

Изменение облика городов:
Благоустройство городов
(асфальтированные улицы,
электрическое освещение).
Появление доходных домов
(многоквартирных для сдачи жилья в наем).
Каменные здания вытесняют деревянные.
Здания оснащаются водопроводом, канализацией.
Появление общественного транспорта.

Городская и сельская жизнь.Автобус на Сенатской площади. 1912Конка на Большом Каменном мосту. 1900-е годыИзменение облика городов:Благоустройство городов

Слайд 5Изменения в жизни села:
Строительство 2-, 3- комнатных изб.
перестали держать в

доме зимой мелкий домашний скот.
Использование фабричной посуды.
«Железные крыши» вытесняют крыши,
покрытые тесом, дранкой.
Стены украшают семейными фотографиями,
зеркалами.

Изменения в жизни села:Строительство 2-, 3- комнатных изб. перестали держать в доме зимой мелкий домашний скот.Использование фабричной

Слайд 6Первый русский автомобиль

Первый русский автомобиль

Слайд 7Пётр Александрович Фрезе 
 Евгений Александрович 
Яковлев

Пётр Александрович Фрезе  Евгений Александрович Яковлев

Слайд 8Русский автомобиль «Руссо-Балт» с 1908г. Производился в Риге

Русский автомобиль «Руссо-Балт» с 1908г. Производился в Риге

Слайд 9Константин Эдуардович
Циолковский
И.И. Сикорский в 1911 г. разработал и сконструировал

первый в мире вертолет, а в 1913 г. - первый многомоторный самолет «Русский витязь» и самый большой самолёт «Илья Муромец».
Жуковский Н.Е. заложил основы гидро- и аэродинамики, построил аэродинамическую трубу.
Работы К.Э. Циолковского о движении ракет заложили теоретические основы космических полетов.

Игорь Иванович
Сикорский

Николай Егорович Жуковский

Константин ЭдуардовичЦиолковский  И.И. Сикорский в 1911 г. разработал и сконструировал первый в мире вертолет, а в

Слайд 10Нестеров
Петр Николаевич

Попов Александр Степанович

Нестеров Петр Николаевич Попов Александр Степанович

Слайд 11Флорентий Федорович
Павленков
Иван Дмитриевич
Сытин
В 1899 г. Ф.Ф. Павленков выпустил

40 томов «Научно-популярной библиотеки по естествознанию».
Крупнейшим издателем литературы для народа стал И.Д. Сытин.
Суворин А.С. – публицист, издатель, театральный критик в издал «Душевную библиотеку» – сочинения русских и иностранных авторов.

Алексей Сергеевич Суворин

Флорентий ФедоровичПавленковИван ДмитриевичСытин   В 1899 г. Ф.Ф. Павленков выпустил 40 томов «Научно-популярной библиотеки по естествознанию».

Слайд 12Дмитрий Иванович Менделеев
Менделеев Д.И. открыл периодический закон химических элементов.
Бутлеров А.М. -

теорию химического строения вещества.
Сеченов И.М. разрабатывал физиологические основ высшей нервной деятельности

Александр Михайлович
Бутлеров

Иван Михайлович
Сеченов

Дмитрий Иванович МенделеевМенделеев Д.И. открыл периодический закон химических элементов.Бутлеров А.М. - теорию химического строения вещества.Сеченов И.М. разрабатывал

Слайд 13Владимир Иванович
Вернадский
Иван Петрович
Павлов
В.И. Вернадский заложил основы биохимии, биогеохимии и радиогеологии.

В начале ХХ в. два русских ученых были удостоены Нобелевской премии: И.П. Павлов - за изучение высшей нервной деятельности,
И.И. Мечников - за исследования в области иммунологии.

Илья Ильич
Мечников

Владимир ИвановичВернадскийИван ПетровичПавловВ.И. Вернадский заложил основы биохимии, биогеохимии и радиогеологии.  В начале ХХ в. два русских

Слайд 14 П.Н. Лебедев экспериментально доказал возможность измерения давления света.
К. А.Тимирязев

естествоиспытатель, основоположник русской научной школы физиологов растений

Пётр Николаевич Лебедев

Климент Аркадьевич
Тимирязев

П.Н. Лебедев экспериментально доказал возможность измерения давления света. К. А.Тимирязев естествоиспытатель, основоположник русской научной школы физиологов

Слайд 15Дмитрий Павлович Рябушинский
Русский предприниматель,
меценат, учёный
Леденцов Христофор Семенович (1842 - 1907) - предприниматель,

купец первой гильдии меценат.
Дмитрий Павлович РябушинскийРусский предприниматель, меценат, учёныйЛеденцов Христофор Семенович (1842 - 1907) - предприниматель, купец первой гильдии меценат.

Слайд 16Ледокол «Ермак»
В 1899 г. вышел в плавание первый российский

ледокол «Ермак» и в 1913 г. удалось исследовать и нанести на карту
архипелаг Новая Земля.
В 1912 г. Г.Я. Седов предпринял экспедицию к Северному полюсу, но погиб при попытке достичь цели на собачьих упряжках.

Георгий Яковлевич Седов

Ледокол «Ермак»  В 1899 г. вышел в плавание первый российский ледокол «Ермак» и в 1913 г.

Слайд 17П.Н. Милюков
М.Н. Покровский
П.Н. Милюков в «Очерках по истории русской культуры» сформулировал

«теорию контраста» между российским и европейским историческим процессом.
Историк-большевик М.Н. Покровский в своем труде «Русская история», сделал попытку пересмотреть накопленный предшествующей наукой материал с марксистской точки зрения, обосновывая любые исторические явле­ния экономическими причинами.
П.Н. МилюковМ.Н. ПокровскийП.Н. Милюков в «Очерках по истории русской культуры» сформулировал «теорию контраста» между российским и европейским

Слайд 18Лев Николаевич 
Толстой
Карл Маркс.
Фридрих Ницше

Лев Николаевич ТолстойКарл Маркс.Фридрих Ницше

Слайд 19Владимир Соловьев
Плеханов Георгий Валентинович.

Владимир СоловьевПлеханов Георгий Валентинович.

Слайд 20Николай Александрович
 Бердяяев
Сергей Николаевич 
Булгаков
Струве 
Пётр Бернгардович
1909г. - появился сборник «Вехи». «Веховцами» были известные публицисты, религиозные мыслители,

литературоведы, принадлежащие партии кадетов. Главный вопрос об оценке революции и роли интеллигенции в ней.
Критиковали интеллигенцию за антигосударственность, безрелигиозность и винили её за революционные потрясения.
Николай Александрович БердяяевСергей Николаевич БулгаковСтруве Пётр Бернгардович1909г. - появился сборник «Вехи». «Веховцами» были известные публицисты, религиозные мыслители, литературоведы, принадлежащие партии кадетов. Главный вопрос

Слайд 21Иван Алексеевич
Бунин
Александр Иванович
Куприн
В русской литературе на рубеже

XIX-ХХ вв. несколько различных тенденций.
Творчество писателей-реалистов, как и прежде, было направлено на бичевание общественных пороков. Продолжали работать Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко. В 1890-х гг. начался творческий путь А.И. Куприна и И.А. Бунина.
Иван АлексеевичБунинАлександр ИвановичКуприн    В русской литературе на рубеже XIX-ХХ вв. несколько различных тенденций. Творчество

Слайд 22«В русской литературе явился какой-то самовольный писатель, самоучка, не интеллигент, не

земец, даже не разночинец. ...За его рассказами стояла легенда о его жизни... Этот человек с простым лицом рабочего и в простой блузе не напоминал никого из русских писателей», - писал впоследствии литературовед Б.М. Эйхенбаум.

Максим Горький

«В русской литературе явился какой-то самовольный писатель, самоучка, не интеллигент, не земец, даже не разночинец. ...За его

Слайд 23Серебряный век в литературе
Литературные течения
серебряного века
символизм
имажинизм
акмеизм
футуризм

Серебряный век в литературеЛитературные течения серебряного векасимволизмимажинизмакмеизмфутуризм

Слайд 24Константин Дмитриевич
Бальмонт
На рубеже XIX и ХХ вв. безоговорочное прежде господство реализма

в русской литературе и искусстве сменилось сочетанием множества новых стилей.
Эту эпоху Н.А. Бердяев назвал Серебряным веком русской культуры. Одним из ведущих художественных направлений стал символизм.

Зинаида Гиппиус

Константин ДмитриевичБальмонтНа рубеже XIX и ХХ вв. безоговорочное прежде господство реализма в русской литературе и искусстве сменилось

Слайд 25Символисты (французское symbolisme от греческого symbolon — знак, символ).
З. Н. Гиппиус,
В.

Я. Брюсов,
К. Д. Бальмонт,
Ф. К. Сологуб,
А. А. Блок,
С..Соловьёв,
К.Бальмонт,
В.Иванов,
И.Ф.Анненский


 

Александр
Блок

Андрей
Белый

Константин
Бальмонт

Символисты (французское symbolisme от греческого symbolon — знак, символ). З. Н. Гиппиус,В. Я. Брюсов,К. Д. Бальмонт,Ф. К.

Слайд 26   Акмеисты (от греческого akme` — остриё, высшая степень чего-либо, цветущая

сила).

Н. С. Гумилёв (1886 – 1921)
А. А. Ахматова (18889 – 1966)
О. Э. Мандельштам (1891 – 1938)
Г. В. Иванов (1894 – 1958)
В. И. Нарбут (1888 – 1938)

Осип Мандельштам

Анна Ахматова

   Акмеисты (от греческого akme` — остриё, высшая степень чего-либо, цветущая сила).Н. С. Гумилёв (1886 – 1921)А.

Слайд 27Владимир Владимирович
Маяковский
Велимир
Хлебников
Примерно в это же время заявило о

себе другое поэтическое направление - футуризм.
Его приверженцы- Д.Д. Бурлюк, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, В.В. Хлебников - выступали за создание абсолютно нового «искусства будущего», отвергали культурное наследие прошлого, требовали «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности».
Владимир ВладимировичМаяковскийВелимирХлебников   Примерно в это же время заявило о себе другое поэтическое направление - футуризм.

Слайд 28   Футуристы (От латинского futurum — будущее).
В.  Хлебников
В. В. Маяковский
Д. Д.

Бурлюк
И. Северянин

В первом манифесте «Пощечина общественному вкусу» прозвучал призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности».

   Футуристы (От латинского futurum — будущее). В.  ХлебниковВ. В. МаяковскийД. Д. БурлюкИ. СеверянинВ первом манифесте «Пощечина

Слайд 29Имажинисты [от французского image — образ]

С. А. Есенин
А. Б. Мариенгоф
В. Г.

Шершеневич

«Изба старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины»
(С. Есенин)

«Черпаками строк не выкачать Выгребную яму моей души»
(Шершеневич).

Имажинисты [от французского image — образ]С. А. ЕсенинА. Б. МариенгофВ. Г. Шершеневич«Изба старуха челюстью порога Жует пахучий

Слайд 30 Илья Ефимович
Репин

 Илья ЕфимовичРепин

Слайд 31Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 г

Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 г

Слайд 32Портрет С.Ю.Витте

Портрет С.Ю.Витте

Слайд 33Суриков Василий Иванович

Суриков Василий Иванович

Слайд 34Боярыня Морозова

Боярыня Морозова

Слайд 35Утро стрелецкой казни 

Утро стрелецкой казни 

Слайд 36Покорение Сибири Ермаком

Покорение Сибири Ермаком

Слайд 37Взятие снежного городка

Взятие снежного городка

Слайд 38Нестеров 
Михаил Васильевич

Нестеров Михаил Васильевич

Слайд 39"Сёстры"


Слайд 40Видение отроку Варфоломею
1889–1890

Видение отроку Варфоломею1889–1890

Слайд 41Христиане. На Руси. Душа народа

Христиане. На Руси. Душа народа

Слайд 42Царевич Дмитрий

Царевич Дмитрий

Слайд 43«Мир искусства» - художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х.


Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 г. членами группы. Основателями «Мира искусств» стали художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев.

Живопись. Архитектура

«Мир искусства» - художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х. Под тем же названием выходил журнал,

Слайд 44Бенуа 
Александр Николаевич
Сергей Павлович
Дягилев

Бенуа Александр НиколаевичСергей ПавловичДягилев

Слайд 45Лев Самуилович Бакст

Лев Самуилович Бакст

Слайд 46«Древний ужас»

«Древний ужас»

Слайд 47Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней. 1906. 

Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней. 1906. 

Слайд 48Элизиум.
Декоративное панно. 1906.

Элизиум. Декоративное панно. 1906.

Слайд 49Эскиз костюма Клеопатры

Эскиз костюма Клеопатры

Слайд 50Эскиз балетного костюма
к балету «Жар Птица»

Эскиз балетного костюма к балету «Жар Птица»

Слайд 51Лансере Евгений Евгеньевич

Лансере Евгений Евгеньевич

Слайд 52Корабли времен Петра I.

Корабли времен Петра I.

Слайд 53Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе.

Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе.

Слайд 54Бенуа Альберт Николаевич

Бенуа Альберт Николаевич

Слайд 55Роща

Роща

Слайд 57Вечер

Вечер

Слайд 58Парад при Павле I, 1907 г.

Парад при Павле I, 1907 г.

Слайд 59ВРУБЕЛЬ 
Михаил Александрович

ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович

Слайд 60Море

Море

Слайд 61Демон сидящий

Демон сидящий

Слайд 62Демон поверженный

Демон поверженный

Слайд 64Жемчужине

Жемчужине

Слайд 65«Бубновый валет» -
Художники «Бубнового валета» отрицали традиции как академизма, так и

реализма XIX века.
Для их творчества характерны живописно-пластические решения в стиле П.Сезанна, а также возврат к приёмам русского лубка и народной игрушки

первоначально такое название получила выставка художников (декабрь 1910 — январь 1911), впоследствии вошедших в одноимённое творческое объединение.

«Бубновый валет» -Художники «Бубнового валета» отрицали традиции как академизма, так и реализма XIX века. Для их творчества

Слайд 66Кончаловский Петр Петрович

Кончаловский Петр Петрович

Слайд 67Сухие краски

Сухие краски

Слайд 68Сирень

Сирень

Слайд 69Аристарх
Лентулов

Аристарх Лентулов

Слайд 70 Ворота с башней.

 Ворота с башней.

Слайд 71Женщина с гитарой

Женщина с гитарой

Слайд 72Сельский домик

Сельский домик

Слайд 73Кузьма
Петров-Водкин
принципы классицизма и древнерусской живописи

Кузьма Петров-Водкинпринципы классицизма и древнерусской живописи

Слайд 74Купание красного коня

Купание красного коня

Слайд 75Серов
Валентин Александрович 
Импрессионизм (импрессио – впечатление) 

Серов Валентин Александрович Импрессионизм (импрессио – впечатление) 

Слайд 76Девочка с персиками

Девочка с персиками

Слайд 77Портрет Николая II

Портрет Николая II

Слайд 78Портрет Саввы Морозова

Портрет Саввы Морозова

Слайд 79Портрет Фёдора Шаляпина

Портрет Фёдора Шаляпина

Слайд 80Константин
Алексеевича 
Коровина.

КонстантинАлексеевича Коровина.

Слайд 81Париж. 1907г.

Париж. 1907г.

Слайд 82Пруд. 1910-е

Пруд. 1910-е

Слайд 83Б. Кустодиев
модерн

Б. Кустодиевмодерн

Слайд 85Масленица

Масленица

Слайд 86Чаепитие

Чаепитие

Слайд 87Казимир
Малевич
Супрематизм

Казимир МалевичСупрематизм

Слайд 88Утро после грозы

Утро после грозы

Слайд 90Василий Васильевич Кандинский
- снователь абстракционизма

Василий Васильевич Кандинский- снователь абстракционизма

Слайд 91Композиция V

Композиция V

Слайд 92Композиция VI

Композиция VI

Слайд 93Композиция VII

Композиция VII

Слайд 94Анна Голубкина

Анна Голубкина

Слайд 95Старость
Идущий человек.

СтаростьИдущий человек.

Слайд 96Спящие

Спящие

Слайд 97Паоло (Павел)
 Трубецкой

Паоло (Павел) Трубецкой

Слайд 98Лев Толстой

Лев Толстой

Слайд 99Бронзовая фигура графа Сергея Юльевича Витте

Бронзовая фигура графа Сергея Юльевича Витте

Слайд 100Портрет Шаляпина

Портрет Шаляпина

Слайд 101памятника Александру III

памятника Александру III

Слайд 102Начало XX века характеризуется творческим оживлением в архитектуре, появляются различные течения,

активизируется творческая борьба между ними.
В противовес безжизненному академическому псевдорусскому эклектизму возникла живая струя романтизма XX века.

В начале XX века в русскую архитектуру проникает с Запада влияние стиля модерн (графичность, декоративность, погоня за асимметрией).
В своем чистом виде этот стиль выражает новаторские тенденции западной архитектуры, вызванные появлением новых материалов, новой техники железобетона.

Архитектура

Начало XX века характеризуется творческим оживлением в архитектуре, появляются различные течения, активизируется творческая борьба между ними. В

Слайд 103Федор Осипович
Шехтель.

Федор ОсиповичШехтель.

Слайд 104Ярославский вокзал.

Ярославский вокзал.

Слайд 105Особняк З. Г. Морозовой (1898)

Особняк З. Г. Морозовой (1898)

Слайд 106Особняк Рябушинского

Особняк Рябушинского

Слайд 107Типография газеты «Утро России»

Типография газеты «Утро России»

Слайд 108Алексей Викторович 
Щусев 
(1873—1949).

Алексей Викторович Щусев (1873—1949).

Слайд 109Здание Казанского вокзала в Москве

Здание Казанского вокзала в Москве

Слайд 110Вильям Валькотт.
Гостиница "Метрополь"

Вильям Валькотт.Гостиница

Слайд 111Первые киносъемки и киносеансы в России прошли уже в 1896 г.


Кино развивается первые годы как документальное и постановочное, с игровыми моментами - от видовых сюжетов, феерий до примитивных комедий.

Киноискусство

Кадр из фильма
«Стенька Разин и княжна»

Первые киносъемки и киносеансы в России прошли уже в 1896 г. Кино развивается первые годы как документальное

Слайд 112Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических произведений русской

литературы («Песнь про купца Калашникова», «Бахчисарайский фонтан»), народных песен («Ухарь-купец») или иллюстрировали эпизоды из отечественной истории («Смерть Иоанна Грозного»).

Киноискусство

Актриса немого кино Вера Холодная.

Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических произведений русской литературы («Песнь про купца Калашникова», «Бахчисарайский

Слайд 113Иван Мозжухин
Алиса Коонен
Вера Холодная

Иван МозжухинАлиса КооненВера Холодная

Слайд 114Александр Ханжонков

Александр Ханжонков

Слайд 115Антон Павлович Чехов читает «Чайку» артистам театра. 1899 г.
Театр

Антон Павлович Чехов читает «Чайку» артистам театра. 1899 г.Театр

Слайд 116Константин Сергеевич
Станиславский
Владимир Иванович
Немирович-Данченко.

Константин СергеевичСтаниславскийВладимир ИвановичНемирович-Данченко.

Слайд 117Здание Московского Художественного театра
в Камергерском переулке, 1900 г.

Здание Московского Художественного театра в Камергерском переулке, 1900 г.

Слайд 118Всеволод Мейерхольд.
Евгений Вахтангов

Всеволод Мейерхольд.Евгений Вахтангов

Слайд 119А.Чудинова в роли Екатерины I
Мария Ермолова
Портрет В.Серова

А.Чудинова в роли Екатерины IМария ЕрмоловаПортрет В.Серова

Слайд 120Портрет Дягилева работы
Валентина Серова
Матильда Адамовна
Кшесинская
К началу XX в.

занял ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве.
Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой сценические постановки выдающегося балетмейстера Мариус Петипа.

Русский балет

Мариус Петипа

Портрет Дягилева работы Валентина Серова Матильда Адамовна КшесинскаяК началу XX в. занял ведущие позиции в мировом хореографическом

Слайд 121Игорь Стравинский
"Петрушка"
А.Павлова.
Умирающий лебедь
В то же время русский балет не избежал

и новых веяний. Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес эстетике академизма выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник.
Игорь Стравинский

Слайд 122Сергей Прокофьев
Сергей Рахманинов
Александр Скрябин.

Сергей ПрокофьевСергей РахманиновАлександр Скрябин.

Слайд 123Антонина Нежданова
Леонид Собинов
Фёдор Шаляпин

Антонина НеждановаЛеонид СобиновФёдор Шаляпин

Слайд 124Могучая Кучка

Могучая Кучка

Слайд 125Римский-Корсаков 
Николай Андреевич

Римский-Корсаков Николай Андреевич

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть