Слайд 2Цели урока
- обобщить знания о личности Петра I и его реформах;
-
осмыслить значение петровских реформ; дать оценку деятельности Петра.
Слайд 3Споры вокруг личности Петра I
Слайд 4Вспомните, какие ключевые проблемы стояли перед Россией в конце XVII
века.
1. Укрепление обороноспособности страны.
2. Преодоление экономической отсталости
3. Создание предпосылок для развития торговли и связей с другими странами.
4. Развитие просвещения
5. Изменение положения классов
Слайд 5 Проблемное задание
Определите значение петровских реформ для
России и роль Петра I в истории нашей страны.
Слайд 6 Разминка
1. Назовите годы царствования Петра I.
2. Кто были родители
Петра I?
3. Кто был первым учителем Петра I?
4. Кто являлся соправителем Петра I?
5. С какого года Петр правил единолично?
6. Под каким именем Петр I отправился за границу?
7.Каковы первые шаги Петра во внешней политике?
8. В каких областях были проведены реформы?
9. В чем заключалась военная реформа?
10. Назовите реформы в управлении.
Слайд 7 Птенцы гнезда Петрова
Сын конюха, торговец пирожками, в 1686 г.
был денщиком у Петра I, затем стал бомбардиром Преображенского полка. Участвовал в Азовских походах, в Великом посольстве, в Северной войне. Одержал ряд побед: при Калише, при Лесной. С 1717 г. – сенатор, с 1718 г. – президент Военной коллегии, с 1721 г. – вице-адмирал. Располагал неограниченным доверием Петра, приобрел огромное влияние на государственные дела.
А.Д. Меньшиков
Б.П.Шереметьев
Лефорт
Ягужинский
Слайд 8 Птенцы гнезда Петрова
А.Д. Меньшиков
Б.П.Шереметьев
Лефорт
Ягужинский
Родился в Польше. С малых лет
оказался пажом у начальника артиллерии Головина, затем перешел к царскому двору. С 1701 г. состоял денщиком при Петре. Во время Прутского похода был возведен в генерал-адъютанты. В 1722 году был назначен генерал-прокурором Сената. Получил прозвище «око государево».
Слайд 9 Птенцы гнезда Петрова
А.Д. Меньшиков
Б.П.Шереметьев
Лефорт
Ягужинский
Был родом из боярской
семьи, начал свою военную карьеру еще при Алексее Михайловиче. Был отправлен за границу, где быстро усвоил западные обычаи. Участвовал в Северной войне, потерпел сокрушительное поражение под Нарвой. Однако Петр прислал одобрительное письмо и пожаловал чин генерал-фельдмаршала. После этого одержал ряд блестящих побед. В 1705 году послан усмирять бунт в Астрахани. Участвовал в Полтавской битве, возглавлял главные силы русской армии во время русского Прутского похода, после которого был послан в Константинополь для заключения мира.
Слайд 10 Историко-географический
Чем
знамениты следующие населенные пункты?
Нарва Полтава
Нотебург Гангут
Лесная Ништадт
Слайд 11 Объясни понятие
протекционизм
мануфактура
приписные крестьяне
абсолютизм
подушная
подать
регулярная армия
Слайд 12 Бунтарский
Перед вами народные выступления.
Определить, какое восстание
здесь лишнее
и почему
1.Астраханское восстание
2. Восстание Кондратия Булавина
3.Башкирское восстание
4. Восстание Степана Разина
5. Выступление «работных людей»
Слайд 13 Я - умник
Самый тяжелый орден из чугуна, весивший
около 4 кг, был изготовлен по личному указу Петра I в единственном экземпляре. На нем был изображен Иуда, повешенный на осине. Кто стал единственным его кавалером, так и не получив его до самой смерти?
Слайд 14 Я - умник
Обычай перевязывать младенцев лентами голубого цвета
(мальчиков) и розового ( девочек) укоренился со времен Петра I. Почему?
Слайд 15 Я - умник
Солдаты каких полков могли носить красные
чулки и почему?
Слайд 16 Работа
с документом
... Во второй половине XVII века русский народ
явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры". (С.М. Соловьев)
Задание: На основе текста документа изложи отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.
Слайд 17 Работа
с документом
"Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и
внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено". (И.С. Аксаков)
Вопрос: В чем суть позиции И.С. Аксакова?
Слайд 18 Работа с
документом
"Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к
просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"". (В.О. Ключевский)
Вопрос:Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?
Слайд 19 Черное - белое
Сейчас вы вспомните все, о чем мы говорили
сегодня и на предыдущих уроках и попробуете выделить положительные и отрицательные результаты деятельности Петра I.
Слайд 20 Проблемное задание
Определите значение петровских реформ для
России и роль Петра I в истории нашей страны.
Слайд 21«Прошлое не безупречно,
но упрекать его бессмысленно,
а вот изучать необходимо».
А.М.Горький