Презентация, доклад по истории России Начало царствования Александра 1

Содержание

Россия-Многоконфессиональное государство! Религии:1. Православие ( большинство населения);2. Старообрядчество;3. Католицизм (западные губернии);4. Протестантизм (Прибалтика);4. Ислам (татары, башкиры);5. Буддизм (калмыки, буряты, Забайкалье)

Слайд 1Россия в начале XIX века
В начале XIX века в России

проживало почти 44 млн человек
Россия в начале XIX века В начале XIX века в России проживало почти 44 млн человек

Слайд 2Россия-Многоконфессиональное государство!
Религии:
1. Православие ( большинство населения);
2. Старообрядчество;
3. Католицизм (западные губернии);
4. Протестантизм

(Прибалтика);
4. Ислам (татары, башкиры);
5. Буддизм (калмыки, буряты, Забайкалье)

Россия-Многоконфессиональное государство! Религии:1. Православие ( большинство населения);2. Старообрядчество;3. Католицизм (западные губернии);4. Протестантизм (Прибалтика);4. Ислам (татары, башкиры);5. Буддизм

Слайд 3Сословия и классы:
Дворянство;
Купечество;
Духовенство;
Мещанство (ремесленники, мелкие торговцы, наемные работники);
Крестьянство

Сословия и классы:Дворянство;Купечество;Духовенство;Мещанство (ремесленники, мелкие торговцы, наемные работники);Крестьянство

Слайд 4Жизнь народа
Вся экономика страны базировалась на подневольном труде
Жизнь крестьян регулировалась обычаями

,крестьянской общиной.
Крепостное право;
Вхождение в состав новых территорий отбрасывало Россию в развитии назад.
Большинство городов относились к разряду малых.

Жизнь народаВся экономика страны базировалась на подневольном трудеЖизнь крестьян регулировалась обычаями ,крестьянской общиной.Крепостное право;Вхождение в состав новых

Слайд 5Начертите схему государственного управления.
Император
носитель верховной власти,
исполнительной, законодательной,
судебной.
Коллегии
исполнительные
учреждения
Святейший Синод
высшее духовное
учреждение
Правительствующий
Сенат
высший судебный

орган
Начертите схему государственного управления.Императорноситель верховной власти,исполнительной, законодательной,судебной.Коллегииисполнительныеучреждения Святейший Синодвысшее духовноеучреждениеПравительствующийСенатвысший судебный орган

Слайд 6Внутренняя политика Павла I
Выберите правильные ответы
А) ликвидация Тайной канцелярии
Б) создание первых

в истории России министерств
В) мелочная регламентация бытовых норм русского дворянства
Г) издание «Манифеста о вольности дворянства»
Д) принятие на себя звания гроссмейстера Мальтийского ордена
Е) издание манифеста, устанавливавшего передачу престола по мужской линии
Ж) издание указа о секуляризации церковных земель
З)попытка ограничения барщины тремя днями в неделю
И) проведение финансовой реформы
К) применение телесных наказаний для дворян
Л) массовые раздачи государственных крестьян в частные руки
М) губернская реформа
Н) запрет продажи дворцовых и безземельных крестьян на аукционах
О) отмена запрета покупать крестьян для работы на заводах

Внутренняя политика Павла IВыберите правильные ответыА) ликвидация Тайной канцелярииБ) создание первых в истории России министерствВ) мелочная регламентация

Слайд 7Дворцовый переворот 11 марта 1801 года
Пален Петр-Людвиг
(Петр Алексеевич)

Дворцовый переворот 11 марта 1801 годаПален Петр-Людвиг (Петр Алексеевич)

Слайд 8Отметьте причины дворцового переворота 11.03.1801г.
Выберите правильные ответы

А) мелочная регламентация повседневной

жизни русского дворянства
Б) выход России из Семилетней войны
В) применение телесных наказаний к дворянам
Г) настойчивое желание Александра занять престол
Д) репрессии против многих дворян
Е) стремление императора восстановить обязанность дворян служить
Ж) разрыв союза с Англией и заключение союза с Наполеоном
З) российская интервенция против революционной Франции
И) слухи о готовящемся отрешении от наследования престола Александра
К) желание дворян реализовать публично объявленное Завещание Екатерины II, передающее престол Александру

Император Павел I.
Гравюра. 1818 года.

Отметьте причины дворцового переворота 11.03.1801г.Выберите правильные ответы А) мелочная регламентация повседневной жизни русского дворянстваБ) выход России из

Слайд 9Начало царствования Александра I.

Начало царствования Александра I.

Слайд 10Начало царствования Александра I (1801-1825гг.)
Старший сын Павла I
Воспитанием Александра I руководила

Екатерина II. Наибольшее влияние на юношу оказал швейцарец Ф. Лагарп, просветитель и умеренный республиканец.
Aлександр I не получил серьезного образования из-за лености и нелюбви к учению
в 1793г. женился на баденской принцессе Луизе (в православии Елизавета Алексеевна)
Необходимость лавировать между ненавидящими друг друга отцом и бабкой приучила Александра I "жить на два ума, держать две парадные физиономий" (Ключевский)
Страх перед жестким и требовательным отцом завершил формирование черт его характера: "сущий прельститель" (М.М. Сперанский), "властитель слабый и лукавый" (А.С. Пушкин), "сфинкс, не разгаданный до гроба" (П.А. Вяземский), "это истинный византиец... тонкий, притворный, хитрый" (Наполеон), "коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца" (А.И.Герцен).

Император Александр I. Портрет работы В.Л. Боровиковского
с оригинала Э.Виже-Лебрён. 1802.

Начало царствования Александра I (1801-1825гг.)Старший сын Павла IВоспитанием Александра I руководила Екатерина II. Наибольшее влияние на юношу

Слайд 11 Воспитание и образование
Александра воспитывала бабушка императрица Екатерина II. Благодаря ей,

он получил хорошее образование и воспитание в европейских традициях . Александр много читал, знал немецкий, французский и английский языки. Он был красив и умен. Умел беседовать с людьми и нравиться окружающим.
Воспитание и образование Александра воспитывала бабушка императрица Екатерина II. Благодаря ей, он получил хорошее образование

Слайд 12 Реформаторская деятельность
Александр I хотел изменить жизнь российского общества, для чего начал

проводить реформы.
Вокруг императора сплотилась группа молодых людей
(П. А. Строганов, B.П. Кочубей, А. А. Чарторыйский,
Н. Н. Новосильцев), которые помогали ему управлять страной. Эта группа получила название «Негласный комитет».
Реформаторская деятельность Александр I хотел изменить жизнь российского общества, для чего начал проводить реформы.Вокруг императора сплотилась

Слайд 13«Негласный комитет»

«Негласный комитет»

Слайд 14«Дней Александровых прекрасное начало…» А.С. Пушкин
Первые мероприятия Александра I:
манифест с заявлением, что

Александр I будет «управлять по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей Государыни Императрицы Екатерины Великой».
восстановление в полном объеме Жалованной грамоты дворянству и городам.
Объявлена амнистия 12 тыс. человек, пострадавших при Павле I;
Вновь открыты границы;
Разрешено свободно ввозить западноевропейские книги и товары;
1801 г. – право покупки земли получают купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне.
запрещение публиковать объявления о продаже дворовых.
«Дней Александровых прекрасное начало…» А.С. ПушкинПервые мероприятия Александра I:манифест с заявлением, что Александр I будет «управлять по

Слайд 15«Продается свора собак
и при ней доезжачий»

«Продаются кровные жеребцы,
при них

кучер и конюх»

Работа с документом

1. Как объявления характеризуют отношения дворян к крепостным?
2. Дайте оценку решению царя о запрете печатать подобные объявления?

«Продается свора собак и при ней доезжачий»«Продаются кровные жеребцы, при них кучер и конюх»Работа с документом1. Как

Слайд 16Александр I: либеральные реформы начала царствования
Непременный совет:
ветераны екатерининских времен
(Зубовы, Воронцов, Завадовский,
Трощинский,

Державин)
Государственный Совет

Негласный комитет или
молодые друзья царя
(Кочубей, Строганов,
Новосильцев, Чарторыйский)

1802 г. – министерства (8→12) вместо коллегий
Сенат – высшая судебная инстанция

1803 г. – указ «О вольных хлебопашцах» (0,5%)

1804 г. – новый цензурный устав (смягчение цензуры)

1804 г. – университетский устав (широкая автономия)

Открыто 5 университетов: в Харькове, Дерпте, Петербурге, Казани, Виленский
университет

Александр I: либеральные реформы начала царствованияНепременный совет:ветераны екатерининских времен(Зубовы, Воронцов, Завадовский,Трощинский, Державин) Государственный СоветНегласный комитет илимолодые друзья

Слайд 17Результат –
новая структура государственного управления
Император
Государственный совет:
участвует
в подготовке новых

законов

Сенат:
превращается
в высший судебный орган

Министерства:
осуществляют
исполнительную власть

Зарождение
принципа разделения властей.
В перспективе – создание
выборного представительного учреждения
идея не реализована

назначает

назначает

Реформы Государственного управления.

Результат – новая структура государственного управленияИмператор Государственный совет: участвуетв подготовке новых законовСенат:превращаетсяв высший судебный орган Министерства:осуществляютисполнительную властьЗарождениепринципа

Слайд 188 сент. 1802 г. - манифестом утверждалось 8 министерств, заменявших петровские

коллегии (ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I). Дела теперь решались единолично министром, отчетным перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию.
Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами; департаменты - на отделения во главе с начальниками отделений; отделения - на столы во главе со столоначальниками.
Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров

Министерства (8)

Министр

Заместитель министра

Канцелярия

Министерство

Департамент

Департамент

Департамент

Отделения

Отделения

Отделения

Отделения

8 сент. 1802 г. - манифестом утверждалось 8 министерств, заменявших петровские коллегии (ликвидированные Екатериной II и восстановленные

Слайд 19С 1802 г. созданы министерства:
военносухопутных сил
морских сил
внутренних сил
иностранных дел
юстиции
финансов
народного просвещения
коммерции
Наряду с

министерствами создаются
Главные управления, обладающие
такими же правами.
Главное управление путей сообщения
(созданное ещё в 1809 г.).
Главное управление духовных дел
иностранных исповеданий.
Главное управление ревизии
государственных счетов (или
Государственный контроль)


В 1802 г. был издан указ о правах Сената. Он объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.

Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи - митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.

С 1802 г. созданы министерства:военносухопутных силморских силвнутренних силиностранных делюстициифинансовнародного просвещениякоммерцииНаряду с министерствами создаются Главные управления, обладающие такими

Слайд 20 Попытки решения крестьянского вопроса
При вступлении на престол Александр I торжественно

заявил, что отныне прекращается раздача казенных крестьян.

12 дек. 1801 г. - указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами вне городов (помещичьи крестьяне получают это право только в 1848 г.)

20 февр. 1803 г. - указ о "вольных хлебопашцах".

1804 - 1805 гг.
- первый этап реформы в Прибалтике.

10 марта 1809 г. - указ отменял право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки.

Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь укреплен за помещиком.

Получали свободу выходец из плена или из-за границы, а также взятый по рекрутскому набору.

Помещику предписывалось кормить крестьян в голодные годы.

С дозволения помещика крестьяне могли торговать. брать векселя, заниматься подрядами.

Попытки решения крестьянского вопросаПри вступлении на престол Александр I торжественно заявил, что отныне прекращается раздача казенных

Слайд 21Реформа в образовании
В 1803 г. было издано новое положение об устройстве

учебных заведений, внесший новые принципы в систему образования:
бессословность учебных заведений;
бесплатность обучения на низших его ступенях;
преемственность учебных программ.

Уровни системы образования:
Университет
Гимназия в губернском городе
Уездные училища
Одноклассное приходское училище.

Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Над попечителями были учёные советы при университетах.

Основаны пять университетов:
в 1802 г. - Дерптский,
в 1803 г. - Виленский,
в 1804 г. - Харьковский и Казанский.
Открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет.

1804 г. - Университетский устав предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

Казанский университет (1804 гг)

Виленский университет

Харьковский университет

Реформа в образованииВ 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесший новые принципы в

Слайд 221804 г. - первый цензурный устав. При университетах из профессоров и

магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.
Были основаны привилегированные средние учебные заведения - лицеи:
в 1811 г. - Царскосельский,
в 1817 г. - Ришельевский в Одессе,
в 1820 - Нежинский.

В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения.
В 1820 г. направляется в университеты инструкция о "правильной" организации учебного процесса.
В 1821 г. начинается проверка выполнения инструкции 1820 г., проводившаяся очень жестко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском и Петербургском университетах.

Царскосельский лицей (Пушкинский)

1804 г. - первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся

Слайд 23Реформаторская деятельность М.М.Сперанского
Сын священника, родился 1.01.1772 г.
учился во владимирской семинарии, а

затем в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге
по окончании курса был определен учителем математики, физики и красноречия, а затем и философии
Стал домашним секретарем князя А.Б.Куракина
в 1797 г. Сперанский поступил на службу в его канцелярию и продолжал служить там и при трех его преемниках
Вскоре по восшествии на престол императора Александра I он получил звание статс-секретаря и в 1802 г. перешел на службу в министерство внутренних дел
В 1812г. был отправлен в Нижний Новгород
В 1816 г. был назначен на должность пензенского губернатора
В марте 1819 г. был назначен сибирским генерал-губернатором
В марте 1821 г. возвратился в Петербург
Возведенный 1 января 1839 г. в графское достоинство, Сперанский скончался 2 февраля 1839г.
Реформаторская деятельность М.М.СперанскогоСын священника, родился 1.01.1772 г.учился во владимирской семинарии, а затем в главной семинарии при Александро-Невском

Слайд 24Основные идеи, содержащиеся в проекте государственных преобразований М.М.Сперанского
Общность путей исторического развития

России и Европы
Россия нуждается в серьезных государственных преобразованиях для предотвращения революции
Необходимо реализовывать на практике принцип разделения властей
Все население страны должно быть наделено гражданскими правами
Основные идеи, содержащиеся в проекте государственных преобразований М.М.СперанскогоОбщность путей исторического развития России и ЕвропыРоссия нуждается в серьезных

Слайд 25Система власти и управления в Российской империи (М.М. Сперанский) (по проекту М.М.

Сперанского)

Державная власть государя

Государственный совет

Правительствующий
Сенат и министерства

Государственная дума

Судебный Сенат

Губернское управление

Окружное управление

Волостное управление

Губернская дума

Окружная дума

Волостная дума

Избиратели: владельцы недвижимости

Губернский суд

Окружной суд

Волостной суд

Система власти и управления в Российской империи (М.М. Сперанский) (по проекту М.М. Сперанского)Державная власть государяГосударственный совет Правительствующий

Слайд 27Внешняя политика Александра в 1801 -1812 гг.
Ближневосточное направление:
-обеспечить выгодный режим
через

пролив Босфор
и Дарданеллы;

помощь народам Балканского
полуострова (братья-славяне).

Европейское направление:
3-я и 4-я антифранцузские коалиции;

война со Швецией (исходя из условий
Тильзитского мирного договора).

Внешняя политика Александра в 1801 -1812 гг.Ближневосточное направление:-обеспечить выгодный режим через пролив Босфор и Дарданеллы;помощь народам Балканскогополуострова

Слайд 28Основные направления внешней политики России в начале XIX века
Борьба за Кавказ

и Балканы.

Борьба России и Франции за лидерство в Европе.

Борьба за лидерство на Балтике.

Западное направление

Восточное направление

Северное направление

Русско-турецкая война
(1806-1812)

Присоеди-нение Бессарабии

Самоуправ-ление для Сербии

Признание прав России на Западную Грузию

Русско-иранская война
(1804-
1813 гг.)

Присоеди-нение Дагестана и Северного Азербайд-жана

Участие в антифран-цузских коалициях
Война с Францией (1805-1807)

Присоединение к континентальной блокаде Англии

Свобода действий в отношении Швеции

Русско-шведская война
(1808-1809)

Присоеди-нение Финляндии

Отечественная война (1812)

Заграничный поход русской армии

Разгром Франции

Венский конгресс

Священный союз

Присоединение центральной Польши

Основные направления внешней политики России в начале XIX векаБорьба за Кавказ и Балканы.Борьба России и Франции за

Слайд 29Войны России в начале XIX века

Войны России в начале XIX века

Слайд 30Войны России в начале XIX века
















Войны России в начале XIX века

Слайд 31


Ульм
Вена
Аустерлиц
1805 г. - Россия вступила в Третью антифранцузскую коалицию (+Великобритания,

Австрия и Швеция).
Октябрь 1805 г. - сражении под Ульмом (разгром австрийских войск и взятие Вены Наполеоном Бонапартом).
20 ноября 1805 г. - «Битве трех императоров» - сражение под Аустерлицем (поражение австро-русской армии, распад Третьей коалиции).
26 декабря 1805 г. - Австрия подписала с Францией мирный договор в Пресбурге, выйдя из войны с крупными территориальными и политическими потерями. Священная Римская империя германской нации прекратила свое существование.

Франц II

Александр I

М.И. Кутузов

Наполеон
Бонапарт

УльмВенаАустерлиц 1805 г. - Россия вступила в Третью антифранцузскую коалицию (+Великобритания, Австрия и Швеция). Октябрь 1805 г.

Слайд 321806 г. - создана четвертая антифранцузская коалиция в составе Англии, России,

Пруссии и Швеции.
1806 г. – Наполеон объявил «континентальную блокаду» Англии — запрет на всякие связи между ней и странами европейского континента.
26-27 января 1807 г. – сражение под Прейсиш-Эйлау, где армия русских и прусских солдат отбили все атаки французов.
2 июня 1807 г. – поражение русских (ген. Л. Беннигсен) от армии Наполеона при Фридланде


Фридланд


Прейсиш-Эйлау

1806 г. - создана четвертая антифранцузская коалиция в составе Англии, России, Пруссии и Швеции. 1806 г. –

Слайд 33Россия признавала все завоевания Наполеона.
Россия заключала с Францией союз.
Россия

обязывалась вступить в войну с Англией в том случае, если та будет проводить прежний курс.
Россия присоединялась к «континентальной блокаде» Великобритании.
Пруссия по просьбе Александра сохраняла формальную самостоятельность, но фактически превращалась в зависимое от Франции государство.
Из части прусской и австрийской территорий Наполеон создал полностью подчиненное себе Варшавское герцогство.
Секретные статьи договора предоставляли России свободу действий против Турции и Ирана, а также против Швеции.

25 июня 1807 г. состоялась встреча Александра I и Наполеона на плоту на реке Неман в районе прусского города Тильзита.

1807 г. -
Тильзитский мир между Александром I и Наполеоном

Россия признавала все завоевания Наполеона. Россия заключала с Францией союз. Россия обязывалась вступить в войну с Англией

Слайд 34Французское господство в Европе укрепилось.
«Континентальная блокада» больно ударила не только

по Англии, но и по самой России, понесшей большой экономический ущерб.
Поощрение Наполеоном войны России против Швеции выводило из строя еще одного его противника.
Россия оказалась в международной изоляции, упал авторитет Александра I.
Большинство членов Негласного комитета вышли в отставку и выехали из России.
Появились слухи о возможности очередного дворцового переворота в пользу сестры императора Екатерины Павловны.
Для России открывались возможности благополучного завершения войн с Турцией и Ираном, а также назревавшей войны со Швецией.

Последствия Тильзитского мира

Французское господство в Европе укрепилось. «Континентальная блокада» больно ударила не только по Англии, но и по самой

Слайд 351801 г. - добровольное вхождение Восточной Грузии в состав России.
1803-1804

гг. - завоевание Мингрелии, Имеретии, Гурии и Гянджи.
1801 г. - добровольное вхождение Восточной Грузии в состав России. 1803-1804 гг. - завоевание Мингрелии, Имеретии, Гурии

Слайд 36Русскую кавказскую армию возглавлял вначале генерал И.В.Гудович
1805-1806 гг. - покорение

Шекинского, Карабахского, Ширванского, Кубинского и Бакинское ханств генерал (И.В.Гудович).
1808 г. - неудачный штурм г. Эривани (Еревана). Командующим был назначен генерал А.П. Тормасов.
1810 г. - персы и турки заключили союз против России.
1812 г. – разгром персидской армии
(ген. П. С. Котляревский). 24 октября 1813 г. - Гюлистанский мирный договор.

1804-1813 гг. - война с Ираном

А.П. Тормасов

Русскую кавказскую армию возглавлял вначале генерал И.В.Гудович 1805-1806 гг. - покорение Шекинского, Карабахского, Ширванского, Кубинского и Бакинское

Слайд 371. Иранский шах признал за Россией территории Грузии, Дагестана, Ширвана, Мингрелии,

Имеретии, Абхазии и Гурии.
2. Иран заключил с Россией военный союз.
3. Иран предоставил России право свободного плавания на Каспии.
4. Итогом войны стало серьезное расширение и укрепление южных рубежей России.

24 октября 1813 г. - Гюлистанский мирный договор:

Генерал П. С. Котляревский

1. Иранский шах признал за Россией территории Грузии, Дагестана, Ширвана, Мингрелии, Имеретии, Абхазии и Гурии. 2. Иран

Слайд 38Русско-турецкая война
1806-1812 гг.
1806 год – ввод русских войск в

Молдавию и Валахию (И.И. Михельсон)
1807 год – победа России под Бухарестом (М.А. Милорадович)
1807 год – морские победы: Дарданельское и Афонское (адмирал Д.Н. Сенявин)
1807 год - При Арпачае (генерал И.В. Гудович)
1807 – 1808 гг. – русско-турецкие переговоры о мире
1809 – 1810 гг. – возобновление боевых действий
1810 год – взятие крепости Силистрия, освобождение Болгарии от турок (генерал М.Ф. Каменский).
1811 год – назначение М.И. Кутузова главнокомандующим.
22 июня 1811 год – победа русской армии в Рущукско–Слободзейской операции.
Капитуляция турецкой армии.
Русско-турецкая война 1806-1812 гг. 1806 год – ввод русских войск в Молдавию и Валахию (И.И. Михельсон)1807 год

Слайд 39Афонское и Дарданелльское сражения
1807 года
Х
Дарданелльский
пролив
Адмирал
Дмитрий Николаевич
Сенявин

Афонское и Дарданелльское сражения 1807 годаХДарданелльский проливАдмиралДмитрий НиколаевичСенявин

Слайд 40Иван Иванович
Михельсон
Дмитрий Николаевич Сенявин
Михаил
Федотович
Каменский
Михаил Илларионович Кутузов

Иван ИвановичМихельсонДмитрий Николаевич СенявинМихаил ФедотовичКаменскийМихаил Илларионович Кутузов

Слайд 411812 г. - Бухарестский мирный договор:
1. Бессарабия была освобождена от турецкого

владычества и присоединена к России.
2. Турция обещала облегчить положение Сербии.
3. Планы Наполеона — использовать в своих целях русско-турецкую войну накануне планировавшегося им вторжения в Россию — оказались сорваны.
1812 г. - Бухарестский мирный договор:1. Бессарабия была освобождена от турецкого владычества и присоединена к России.2. Турция

Слайд 421808-1809 гг. – русско-шведская война
1. Отказ Швеции присоединиться к континентальной блокаде

и её союзнические отношения с Англией
2. Стремление России захватить Финляндию и тем самым устранить многовековую угрозу северным рубежам страны
3. Подталкивание Францией России к агрессии против Швеции

Причины войны:

1808-1809 гг. – русско-шведская война1. Отказ Швеции присоединиться к континентальной блокаде и её союзнические отношения с Англией2.

Слайд 43Февраль 1808 г. – начало военных действий. Захват большей части Финляндии

и Аландских о-ов.
Март 1809 г. - отряд генерала М. Б. Барклая де Толли совершил переход по льду Ботнического залива и занял город Умео в Швеции,
отряд генерала П. И. Багратиона направлен на Аландские острова для наступления на Стокгольм.
Март-август 1809 год – взятие Стокгольма и капитуляция шведской армии
5 сентября 1809 г. – Фридрихсгамский мирный договор (присоединение кн. Финляндского к России. Княжество получало широкие права самоуправления на основе прежних законов. Швеция присоединялась к «континентальной блокаде».

1808-1809 гг. – русско-шведская война

Фридрихсгам

Февраль 1808 г. – начало военных действий. Захват большей части Финляндии и Аландских о-ов. Март 1809 г.

Слайд 44Герои войны
Фёдор Федотович
Буксгевден
Пётр Иванович
Багратион
Яков Петрович
Кульнев
Михаил Богданович Баклай де Толли

Герои войныФёдор ФедотовичБуксгевденПётр ИвановичБагратионЯков ПетровичКульневМихаил Богданович Баклай де Толли

Слайд 45Участие России в «континентальной блокаде» было настолько экономически обременительно для нее,

что в 1810 г. она фактически отказалась выполнять свои обязательства.
В том же году попытка Наполеона укрепить союз с Россией путем его брака с сестрой Александра I Анной закончилась неудачей и привела к резкому обострению отношений между двумя императорами.
Александр безуспешно требовал от Наполеона отказаться от поддержки намерений поляков присоединить к Варшавскому герцогству земли Литвы, Белоруссии и Украины.
В феврале 1811 г. Наполеон присоединил к Франции герцогство Ольденбургское в Германии, наследный принц которого был женат на сестре Александра Екатерине.
В апреле 1811 г. произошел разрыв франко-русского союза. Началась усиленная подготовка обеих стран к неизбежной войне.

Разрыв русско-французского союза.

Участие России в «континентальной блокаде» было настолько экономически обременительно для нее, что в 1810 г. она фактически

Слайд 46 Начав свое царствование с решительных действий против наполеоновской Франции, император

Александр силой обстоятельств был поставлен перед необходимостью союза с ней. Тильзитский мир развязал руки обоим союзникам в новых территориальных приобретениях. А это, в свою очередь, неизбежно вело к обострению противоречий между ними. Война Франции с Россией становилась неизбежной.

Вывод

Начав свое царствование с решительных действий против наполеоновской Франции, император Александр силой обстоятельств был поставлен перед

Слайд 47Закрепление материала
Назовите территориальные приобретения России в период 1801-1812 гг.
Финляндия
Бессарабия

Закрепление материалаНазовите территориальные приобретения России в период 1801-1812 гг.Финляндия Бессарабия

Слайд 48Перечислите успехи и неудачи Российского правительства во внешней политике 1801-1812 гг.
Неудачи
Успехи
поражение

под Аустерлицем,
Фридландом

Тильзитский мирный договор
с Францией нанес большой
ущерб российской экономике

победа в войне со Швецией

присоединение Финляндии

присоединение Бессарабии в войне
с Османской империей

Тильзитский мир несколько
отсрочил войну с Францией, таким
образом Россия избежала
войны на два фронта

Перечислите успехи и неудачи Российского правительства во внешней политике 1801-1812 гг.НеудачиУспехипоражение под Аустерлицем, ФридландомТильзитский мирный договор с

Слайд 49Отметьте реформы, осуществленные Александром I в 1801-1804гг.

А) издание указа «о вольных

хлебопашцах»
Б) запрещение печатать объявления о продаже крестьян без земли
В) издание нового Указа о престолонаследии
Г) создание Непременного совета – законосовещательного органа при царе
Д) создание Государственного совета – высшего законодательного органа
Е) создание системы министерств
Ж) усиление роли Правительствующего Сената
З) введение поста председателя Совета министров
И) разрешение приобретать землю недворянам
К) создание системы военных поселений
Л) открытие новых университетов
М) прекращение раздачи государственных крестьян дворянам за заслуги
Н) введение всеобщего начального образования


Отметьте реформы, осуществленные Александром I в 1801-1804гг.А) издание указа «о вольных хлебопашцах»Б) запрещение печатать объявления о продаже

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть