Император Павел I.
Гравюра. 1818 года.
Император Александр I.
Портрет работы В.Л. Боровиковского
с оригинала Э.Виже-Лебрён. 1802.
Работа с документом
1. Как объявления характеризуют отношения дворян к крепостным?
2. Дайте оценку решению царя о запрете печатать подобные объявления?
Негласный комитет или
молодые друзья царя
(Кочубей, Строганов,
Новосильцев, Чарторыйский)
1802 г. – министерства (8→12) вместо коллегий
Сенат – высшая судебная инстанция
1803 г. – указ «О вольных хлебопашцах» (0,5%)
1804 г. – новый цензурный устав (смягчение цензуры)
1804 г. – университетский устав (широкая автономия)
Открыто 5 университетов: в Харькове, Дерпте, Петербурге, Казани, Виленский
университет
Сенат:
превращается
в высший судебный орган
Министерства:
осуществляют
исполнительную власть
Зарождение
принципа разделения властей.
В перспективе – создание
выборного представительного учреждения
идея не реализована
назначает
назначает
Реформы Государственного управления.
Министерства (8)
Министр
Заместитель министра
Канцелярия
Министерство
Департамент
Департамент
Департамент
Отделения
Отделения
Отделения
Отделения
В 1802 г. был издан указ о правах Сената. Он объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.
Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи - митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.
12 дек. 1801 г. - указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами вне городов (помещичьи крестьяне получают это право только в 1848 г.)
20 февр. 1803 г. - указ о "вольных хлебопашцах".
1804 - 1805 гг.
- первый этап реформы в Прибалтике.
10 марта 1809 г. - указ отменял право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки.
Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь укреплен за помещиком.
Получали свободу выходец из плена или из-за границы, а также взятый по рекрутскому набору.
Помещику предписывалось кормить крестьян в голодные годы.
С дозволения помещика крестьяне могли торговать. брать векселя, заниматься подрядами.
Уровни системы образования:
Университет
Гимназия в губернском городе
Уездные училища
Одноклассное приходское училище.
Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Над попечителями были учёные советы при университетах.
Основаны пять университетов:
в 1802 г. - Дерптский,
в 1803 г. - Виленский,
в 1804 г. - Харьковский и Казанский.
Открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет.
1804 г. - Университетский устав предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.
Казанский университет (1804 гг)
Виленский университет
Харьковский университет
В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения.
В 1820 г. направляется в университеты инструкция о "правильной" организации учебного процесса.
В 1821 г. начинается проверка выполнения инструкции 1820 г., проводившаяся очень жестко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском и Петербургском университетах.
Царскосельский лицей (Пушкинский)
Державная власть государя
Государственный совет
Правительствующий
Сенат и министерства
Государственная
дума
Судебный
Сенат
Губернское управление
Окружное управление
Волостное управление
Губернская дума
Окружная дума
Волостная дума
Избиратели: владельцы недвижимости
Губернский суд
Окружной суд
Волостной суд
Европейское направление:
3-я и 4-я антифранцузские коалиции;
война со Швецией (исходя из условий
Тильзитского мирного договора).
Борьба России и Франции за лидерство в Европе.
Борьба за лидерство на Балтике.
Западное направление
Восточное направление
Северное направление
Русско-турецкая война
(1806-1812)
Присоеди-нение Бессарабии
Самоуправ-ление для Сербии
Признание прав России на Западную Грузию
Русско-иранская война
(1804-
1813 гг.)
Присоеди-нение Дагестана и Северного Азербайд-жана
Участие в антифран-цузских коалициях
Война с Францией (1805-1807)
Присоединение к континентальной блокаде Англии
Свобода действий в отношении Швеции
Русско-шведская война
(1808-1809)
Присоеди-нение Финляндии
Отечественная война (1812)
Заграничный поход русской армии
Разгром Франции
Венский конгресс
Священный союз
Присоединение центральной Польши
Франц II
Александр I
М.И. Кутузов
Наполеон
Бонапарт
Фридланд
Прейсиш-Эйлау
25 июня 1807 г. состоялась встреча Александра I и Наполеона на плоту на реке Неман в районе прусского города Тильзита.
1807 г. -
Тильзитский мир между Александром I и Наполеоном
Последствия Тильзитского мира
1804-1813 гг. - война с Ираном
А.П. Тормасов
24 октября 1813 г. - Гюлистанский мирный договор:
Генерал П. С. Котляревский
Причины войны:
1808-1809 гг. – русско-шведская война
Фридрихсгам
Разрыв русско-французского союза.
Вывод
Тильзитский мирный договор
с Францией нанес большой
ущерб российской экономике
победа в войне со Швецией
присоединение Финляндии
присоединение Бессарабии в войне
с Османской империей
Тильзитский мир несколько
отсрочил войну с Францией, таким
образом Россия избежала
войны на два фронта
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть