Слайд 1Крейсер «Варяг»
Русско-японская война
Слайд 29 февраля 1904 года произошло знаменитое сражение крейсера "Варяг" (бой у
Чемульпо) в ходе Русско-Японской войны (1904-1905 годов).
Слайд 3События
9 февраля капитан "Варяга" Всеволод Фёдорович Руднев получил от японцев ультиматум:
за 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в русскую крепость Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать свой корабль. В полдень русские крейсеры "Варяг" и "Кореец" вышли из Чемульпо. При выходе из порта русские корабли встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Пхамильдо.
Слайд 5События
Бой продолжался в течение часа. За это время "Варяг", согласно рапорту
его командира, выпустил по противнику 1105 снарядов, "Кореец" - 52 снаряда. Согласно рапорту командира "Варяга", огнём крейсера был потоплен один японский миноносец и повреждён крейсер "Асама", а крейсер "Такачихо" после боя затонул; противник предположительно потерял около 30 человек убитыми.
Слайд 6Высадка японских войск в Чемпульпо
Слайд 7События
Сам "Варяг" получил, по разным данным, от 7 до 11 попаданий,
в том числе одну пробоину площадью 2 м². Потери экипажа — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На "Корейце" потерь не было.
По мнению Руднева, корабль не имел возможности продолжать бой, что послужило основанием для возвращения в Чемульпо и последующего уничтожения корабля. После своза команды на нейтральные корабли, "Варяг" был затоплен, а "Кореец" взорван.
После Русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев "Варяга" и наградило Руднева орденом Восходящего солнца за смелость и стойкость, проявленные в сражении.
Слайд 9События
Японская эскадра, насчитывавшая 6 крейсеров и 8 миноносцев, значительно превосходила русские
суда по военной мощи. Около часа длился ожесточенный бой. «Варягу» удалось потопить один японский миноносец и нанести значительные повреждения двум крейсерам. Японцы потеряли около 230человек убитыми и ранеными, потери русских составили 122 человека. Расстреляв весь боекомплект и получив серьезные повреждения (5 подводных пробоин, выход из строя рулевого управления и почти всех орудий), «Варяг» лишился возможности прорваться к своим. Чтобы суда не достались неприятелю, «Корец» был взорван, а «Варяг» затоплен.
Слайд 11Крейсер 'Варяг'. Интерьер офицерской каюты.
Слайд 12Российская медаль, которой награждались участники боя у Чемульпо
Слайд 13Могила и памятник погибшим матросам крейсера "Варяг" во Владивостоке.
Слайд 14Итальянские моряки крейсера "Эльба" приветсвуют крейсер "Варяг" и канонерку "Кореец", покидающих
нейтральный рейд Чемульпо для боя с японской эскадрой.
Слайд 18Вообще у Варяга очень печальная история.
Заложен на верфи Чарльза Крампа в
Филадельфии, США в октябре 1898 года (официально 10 мая 1899 года),
Спущен на воду 19 октября 1899 года и вступил в строй 2 января 1901 года.
27 января 1904 затоплен командой после боя с японскими крейсерами на рейде Чемульпо.
26 июля 1905 года поднят японцами и впоследствии переименован в "Сойя«
21 марта 1916 года выкуплен Россией, крейсеру возвращено прежнее название
4 марта 1917 года прибыл в Англию для ремонта, где 08 декабря 1917 года был захвачен англичанами.
и через некоторое время продан на слом.
В конце 1919 во время буксировки на разборку выскочил на камни и был разрушен,
В 1925 частями поднят и сдан на металл.
Экипаж 21 офицер и 550 матросов
Слайд 19Крейсер 'Варяг'. Вид на кормовой мостик.
Слайд 20Крейсер 'Варяг'. Корабельная церковь.
Слайд 21Группа машинной команды 'Варяга' во главе с младшим инженер-механиком К.Р. Курилло.
Слайд 24Крейсер 'Варяг'. Боцманская команда на юте
Слайд 26Крейсер 'Варяг'. Вид на боевую рубку.
Слайд 27После вступления в состав флота России «Варяг» базировался в Порт-Артуре. Крейсер
'Варяг' и броненосец 'Полтава' В Западном бассейне Порт-Артура, ноябрь 1902.
Слайд 3030 сентября 1956 г. в Туле был открыт памятник командиру легендарного
крейсера, в 1992-м – памятник на могиле контр-адмирала.
Летом 1997-го установлен памятник Рудневу и в Новомосковске, недалеко от которого у деревни Яцкой находилось родовое имение Рудневых. В 2004 г., к 100-летию подвига, в селе Савино было построено новое здание музея В. Ф. Руднева. В конце 2011 г. рядом с памятником контр-адмиралу Рудневу в витрине из спецстекла выставлена копия гюйса (носового флага) крейсера «Варяг».
В наше время в составе Камчатской флотилии несет службу крейсер «Варяг», неоднократно признававшийся лучшим кораблем соединения. С 1996 г. тульские призывники в торжественной обстановке отправляются служить на флагман Тихоокеанского флота – гвардейский ракетный крейсер «Варяг».
Слайд 31В 1954 г., спустя 50 лет, советское правительство решило вернуть память
о подвиге моряков «Варяга» и «Корейца». Оставшихся в живых участников боя пригласили в Москву и наградили медалью «За отвагу». Среди них были и туляки – матросы А. И. Кузнецов, П. Е. Поликов, ординарец командира Т. П. Чибисов. Позднее еще 139 ветеранов были награждены орденами и медалями.
Слайд 33И все же героический крейсер не избежал столь позорной смерти: по
пути в Ирландском море у берегов Шотландии начался шторм, «Варяг» налетел на камни и затонул.
На сей раз спасти его не было возможности, и новые хозяева подняли со дна по частям что смогли. В 2004 г., к столетию сражения, Россия организовала экспедицию к месту гибели «Варяга», где на глубине 6-8 метров покоятся останки славы Российского флота. Среди участников той экспедиции был и внук капитана крейсера Никита Руднев. Никита Пантелеймонович родился в 1945 г. во Франции, где живет и сейчас.
Семья адмирала
В 1916 г. Мария Николаевна, вдова Руднева, продала имение в Веневском уезде и переехала в Тулу с двумя младшими детьми. В 1917 г. к ним приехал и старший сын с женой. Когда началась революция, семья перебралась к родным в Севастополь, а потом эмигрировала сначала в Югославию, затем во Францию.
Пантелеймон, младший сын Руднева, после эмиграции жил во Франции, работал театральным художником. И даже в качестве туриста приезжал в 1969 г. в СССР и на родину отца, в Тулу. Средний сын, Георгий, во Франции стал одним из руководителей автомобильной компании «Пежо». Но в 1946 г. приехал туристом в Венесуэлу и остался там навсегда. Внук контр-адмирала и сын Георгия, тоже Георгий, родился в Париже в 1940 г., в Венесуэлу приехал уже в шестилетнем возрасте. В 1995-м приезжал в Россию, побывал на могиле деда в селе Савино. Рассказывает, что привез с могилы землю, которая стала самой дорогой реликвией в его доме. На новой родине в столице Венесуэлы Каракасе Георгий Руднев был старостой православного храма.
Старший сын Руднева Николай Всеволодович работал агрономом во Франции. После Второй мировой вернулся с семьей на Родину.
В Тулу Николай Всеволодович переехал в 1958 г., где и умер в 1963 году, успев издать в 1960 г. в Приокском издательстве книгу об отце «Командир легендарного крейсера». Несмотря на солидный тираж в 50 000 экземпляров, она давно уже стала библиографической редкостью. Николай Всеволодович передал также в областной краеведческий музей значительную часть личных вещей своего отца, которые теперь экспонируются в музее В. Ф. Руднева в селе Савино.