Слайд 1Образование первых государств
1.Территория.
2.Управление.
3.Население.
4.Занятия.
5.Религия.
Слайд 2 1.Какие племена участвовали в Великом переселении народов?
2.На какие группы делились славяне
Слайд 5
1.Откройте учебник на с.28-29.
2.Внимательно рассмотрите легенду (условные знаки) карты.
3.Найдите и выпишите
в тетрадь названия самых крупных союзов племен восточных славян, а также места их расселения.
Слайд 6
Выпишите названия союзов племен восточных славян
Слайд 7Узнать, на какие союзы племен делились восточные славяне;
особенности их хозяйства,
быта, верований.
Тема: «Восточные славяне»
Слайд 81.Найти по карте союзы племен.
2.Перечислить их.
3.Определить место их нахождения.
Слайд 9
1.Откройте учебник на с.28-29.
2.Внимательно рассмотрите легенду (условные знаки) карты.
3.Найдите и выпишите
в тетрадь названия самых крупных союзов племен восточных славян, а также места их расселения.
Слайд 10Выпиши в тетрадь и подчеркни красным цветом названия восточнославянских племён, синим
– названия племён соседей восточных славян, чёрным подпиши названия государств – соседей восточных славян.
Слайд 11Союзы племен
1.Тиверцы - в Прикарпатье, в районе реки Прут
2.Белые хорваты –
в Прикарпатье
3.Уличи – в Прикарпатье, Южного Буга
4.Волыняне –в Прикарпатье
5. Поляне - по Днепру
6.Северяне – по Десне и по Сейму
7.Древляне (среди деревьев) – в районе Искоростени
8.Дреговичи (болотистой местности) – между Припятью и Западной Двиной
9.Радимичи – к востоку от Днепра
Слайд 12Союзы племен
10.Вятичи – в бассейне Оки.
11.Полочане (по речке Полота) – по
Двине
12.Кривичи – в верховьях Волги, в районе Смоленска
13.Словене ильменские – на берегах Ильмень-озера и реки Волхов
14.Дулебы – на Бугу
Слайд 13Какие соседние народы населяли
равнину?
Определите по карте
Слайд 14Финно – угорские племена, балтские племена, греки, хазары, авары – соседи
Слайд 151.Откройте учебник на с.27.
2.Внимательно рассмотрите рисунок.
3.Опишите занятия восточных славян.
Слайд 16
Прочитайте п. 2 параграфа, перечислите главные занятия восточных славян и назовите
орудия труда, которыми они пользовались.
Слайд 17
1.Земледелие (подсечно-огневое, переложное, двуполье, трехполье). Орудия: соха, борона, серп.
2.Скотоводство
3.Рыболовство
4.Охота (пушнина)
5.Бортничество
6.Ремесло
7.Торговля. Торговый
путь «из варяг в греки и из Грек по Днепру»
Слайд 18
___________
___________
___________
___________
___________
___________
___________
___________
___________
Нанеси на карту линию торгового пути, по которому викинг мог попасть
в столицу Византии, укажи названия морей, рек, озёр и городов, через которые проходил этот путь.
Слайд 19
«Путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, и
верх Днепра волок до Ловоти внити в Ильмень озеро великое, из него же озера потечеть Волхов и втечеть в озеро великое Нево и того озера внидеть устье в море Варяжское, и по тому морю ити до Рима, а от Рима прити по тому же морю ко Царюгороду, а от Царягорода прити в Понт море в неже втечет Днепр река»
Слайд 20Почему этот вид земледелия называется подсечно-огневым?
1-2-й год - подсека
3-4-й год -
пахота
5-й год – заброшенный участок
Какие занятия, кроме земледелия, существовали у восточных славян?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 21Укажи отличия двуполья от подсечно-огневого земледелия.
Слайд 22
1.Система земледелия, при которой две части поля засевались, а третья оставлялась
под паром – это
2.Система земледелия, при которой половину пашни засевали, а другую оставляли под паром – это
3.Людей, главным занятием которых стала торговля, называли
4.Одна из ветвей славян, к которой относятся предки русских, белорусов и украинцев – это
Слайд 24
Язычество (многобожие) – религия славян до 988 г.
Слайд 25Закончите предложение
Ярило – бог …
Перун – бог …
Стрибог – повелитель
Волос
(Велес) – покровитель …
Мокошь (Макошь)– богиня …
Слайд 26
Ярило – бог солнца
Перун – бог грома и молнии (войны и
оружия)
Стрибог – повелитель ветра
Волос (Велес) – покровитель скотоводства
Мокошь (Макошь)– богиня плодородия
Слайд 27Весной начинался цикл праздников солнца. Славяне пекли блины, провожали соломенное чучело
божества зимы, сжигали его за пределами села
Запишите название языческого праздника, о котором идёт речь в тексте
Слайд 28Докажи, что восточные славяне были язычниками.
Заполни таблицу целиком.
Слайд 29Почему общественное устройство восточных славян можно назвать первобытным?
________
________
________
________
________
________
Слайд 31К IX веку у восточных славян и их ближайших соседей сложились
условия для перехода от первобытного общества к цивилизации.
Слайд 32
Памятка по работе с историческим источником
1. Прочитайте заглавие (если оно есть).
2.
Назовите вид исторического источника. При каких обстоятельствах он был создан? Каковы цели создания?
3. Прочитайте имя автора документа, если оно имеется. Узнайте или вспомните, известно ли вам что-либо о нём.
4. Прочитайте текст. Объясните незнакомые понятия и термины.
5. Прочитайте вопросы и найдите ответы в тексте исторического источника.
6. Подтверждает ли этот документ то, что вам известно? Если есть противоречия с тем, что вы уже знаете, то в чём они?
Слайд 33Прочитайте два источника, принадлежащих византийским авторам VI века. Определите то, в
чем авторы противоречат друг другу,
а в чем дополняют друг друга.
Прокопий Кесарийский
Маврикий Стратег
Слайд 34
Прокопий Кесарийский о славянах и антах
«Эти племена, славяне и анты, не
управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье в жизни считается делом общим… Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Они почитают реки и нимф, другие божества, приносят жертвы всем им, при помощи этих жертв производят гадания.
Живут они в жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют место жительства. Вступая в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей они никогда не надевают… Они высокого роста и огромной силы».
Слайд 35
Маврикий Стратег о славянах и антах
«Племена славян и антов сходны по
своему образу жизни и по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны. Выносливы. Легко переносят жару, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и … при переходе из одного места в другое охраняют их в случае надобности.
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.
Они селятся в лесу, у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивая в своих жилищах много выходов.
Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками и хитростями… Опытны они также и в переправе через реки».
Слайд 36
Изменились ли ваши знания о жизни восточных славян?
Что нового вы
узнали?
О чём бы вы ещё хотели узнать?
Слайд 37Домашнее задание:
Ответить на с. 34 письменно на вопросы рубрик «Повторяем